Анализ работ в области методологии образования (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, А.В. Хуторской, Е.В. Бондаревский и др.), проведенный той же Г.М. Тюлю, позволил ей выделить следующие этапы проектирования образования менеджера.
Все концепции поведенческого направления в менеджменте (особенно с 80-х годов) развернуты в сторону развивающего взаимодействия. «Проблема подготовки менеджеров – есть проблема подготовки лидеров и именно здесь необходимо искать пути развития качества управленческого образования» – так заявили мне на одной из типичных для России университетских кафедр менеджмента. Автор этого заявления кандидат педагогических наук из Череповца Г.М. Тюлю, вот уже почти десять лет работающая со студентами Череповецкого государственного университета в интересующем нас направлении. Эту крылатую фразу ученого можно повернуть и обратным образом. Она может и должна звучать уже и так: «Проблема подготовки лидеров – есть проблема подготовки менеджеров» (Тюлю). Полноценная теория и практика овладения этой наукой и, одновременно, искусством – основа для становления лидера любой направленности и любого масштаба.