Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУСуббота, 18-Мая-2024, 07.29.06

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
НИД преподавателей [23]
Научно-исследователская деятельность преподавателей
НИР студентов [13]
Научно-исследовательская работа студентов

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » НИД кафедры » НИД преподавателей

Взгляд на лидерство: аналитический подход
Известно, что многие представители аналитического подхода были учениками Фрейда. Поэтому очень многое в их представлениях о личности идет от знаменитого австрийского ученого. Однако, аналитическая психология – это качественно иной подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода был швейцарский исследователь К. Юнг.
Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые из них универсальны, например идеи Бога, добра и зла. Они присущи, наверное, всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг К.,1994). Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.
По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» - совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли ограничена. Поведение человека фактически подчинено врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.
Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера (Юнг К., 1994). Например, свойства архетипа «персона» (маска) – это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» - это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» (дух) – быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т.д.; свойства архетипа «анима» (душа) – нежность, мягкость, заботливость.
В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности:
1. Коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно – исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.
2. Индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.
3. Индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.
Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость». Главная цель этого архетипа – «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:
- экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);
- интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).
В каждом человеке одновременно существует и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершенно различной.
Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертированной или интровертированной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности:
1. Экстраверт – мыслительный – сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.
2. Интроверт – мыслительный – заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.
Согласно аналитической теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.
Теперь надо дать ответ на вопрос: «Откуда берутся такие феномены как лидер и лидерство?». На этот вопрос аналитическая психология личности ответила бы следующим образом: они получили по наследству готовые соответствующие архетипы лидерства (воин, борец, революционер, властитель, вожак и т.п.), приобрели в социальной жизни комплекс эмоционально заряженных мыслей и чувств, на уровне бессознательного подчинивший всю их психическую энергию достижению позиции лидера, социальная среда наполнила эти архетипы соответствующим содержанием, а индивидуальное сознание обеспечило их дальнейшую реализацию. При этом лидер – экстраверт скорее практичен, ориентирован на лидерство в социальной жизни. В свою очередь, лидер – интроверт, скорее склонен к внутреннему «парению», его интересует лидерство в плане развития идей, смыслов. Это, вероятнее всего, тип ученого – теоретика, религиозного мыслителя, склонного создавать свои научные школы мыли и религиозные учения и культы.
Категория: НИД преподавателей | Добавил: DL024 (17-Января-2009)
Просмотров: 550 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024