Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУВторник, 24-Декабря-2024, 04.44.30

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
НИД преподавателей [23]
Научно-исследователская деятельность преподавателей
НИР студентов [13]
Научно-исследовательская работа студентов

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » НИД кафедры » НИД преподавателей

Лидерство - психодинамический подход
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый из подходов имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Поэтому взгляды на личность не могут быть однозначно определены. Исследователи теоретических подходов к изучению этого феномена считают, что можно лишь предположить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, по мнению этих авторов, заключаются в следующем:
1. Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?
2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?
В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых представлений, или теорий личности о личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теорию личности. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности.
Цель нашей работой – рассмотреть каждый из этих подходов и ответить на вопрос: «Каким образом тот или иной подход рассматривает феномены возникновения лидера и лидерства?»

Психодинамический подход

Основоположником психодинамического подхода, как известно, является австрийский ученый З.Фрейд.
По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее общая биологическая энергия – либидо. Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение) (Фрейд З., 1989). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.
Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера. Эти свойства формируются у человека в раннем детстве.
На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет) резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности. На второй (от 1,5 лет до 3), «анальной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера – жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.
На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда – агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных ценностей нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.
Фрейд выделяет три основных блока, или инстанции личности:
1) ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;
2) эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго – это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
3) суперэго («сверх-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.
Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. К ним следует отнести: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдание); проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки и промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.
Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
На вопрос о происхождении феномена лидера и лидерства можно ответить следующим образом: эти феномены возникают из врожденного неудовлетворенного сексуального и/или агрессивного влечения ребенка, формируются и закрепляются в зависимости от характера протекания той или иной фазы развития личности («оральной», «анальной» или «фаллической») и разрешения основных конфликтов на каждой из этих фаз, определяются особенностями соотношений «ид», «эго» и «суперэго» в структуре личности на том или ином этапе жизни человека, обеспечиваются теми или иными защитными механизмами, снимающими излишнее внутреннее напряжение личности и преобразующими ее поведение в социально приемлемое.
Например, если основной конфликт первой «оральной» и второй «анальной» фаз развития не разрешился и привел в формированию грубой, недоверчивой, сверхнезависимой, сверхактивной личности, отличающейся жадностью, склонностью к накоплениям и пунктуальностью, но на третьей «фаллической» фазе успешно идентифицировавшей себя с ролью отца (или матери), то мы, скорее всего, будем иметь дело с личностью лидера, воплощающей в себе основные нормы и ценности того или иного социума, склонного к построению своеобразных «империй» вокруг себя, накоплению материальных и иных богатств, активно использующего ресурсы своего окружения, но при этом не доверяющей до конца ни одному из своих сторонников, всегда ждущей подвоха, измены, предательства и т.д.
И, наоборот, если успешно разрешились конфликты двух первых фаз, но ребенок так и не идентифицировал себя с ролью близкого по полу родителя, в лидерском поведении этой личности можно ждать неожиданных творческих взлетов, щедрости, филигранной командной игры, но при этом выражаемой в резкой нонконформистской направленности. Это сокрушитель навязываемых ценностей, норм, стереотипов, своеобразный лидер – бунтарь, революционер.

2005

Категория: НИД преподавателей | Добавил: DL024 (17-Января-2009)
Просмотров: 1328 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024