Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУСуббота, 18-Мая-2024, 07.29.07

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
НИД преподавателей [23]
Научно-исследователская деятельность преподавателей
НИР студентов [13]
Научно-исследовательская работа студентов

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » НИД кафедры » НИД преподавателей

Взгляд на лидерство: Диспозициональный подход
Диспозициональная (от англ. – disposition) теория имеет три основных направления: «жесткое», «мягкое» и промежуточное – формально-динамическое.
Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие – со стороны среды.
«Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами – с другой. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. Так, немецкий исследователь Э.Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию (Кречмер., 1924).
Например, люди астенического телосложения (худые, с длинными конечностями, впалой грудью) несколько чаще, чем представители других типов телосложения, обладают «шизоидным» характером (замкнуты, необщительны) и заболевают шизофренией. Лица пикнического телосложения (обильное жироотложение, выпуклый живот) несколько чаще, чем другие люди, обладают «циклотомическим» характером (резкие перепады настроения – от возвышенного до печального) и чаще заболевают маниакально-депрессивным психозом.
Английский исследователь Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта как «интроверсия-экстраверсия» (замкнутость-общительность) обусловлена функционированием особой структуры мозга – ретикулярной формации. У интровертов ретикулярная формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром с внешним миром, - им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции (к людям, к острой пище и т.п.) потому, что у них пониженный тонус коры, - их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.
«Мягкое» направление диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно зависят от биологических свойств человеческого организма, однако, от каких именно и насколько – не входит в круг их исследовательских задач.
Среди исследователей данного направления наиболее известным является Г. Оллпорт – основоположник теории черт. Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.
Помимо черт Оллпорт выделял у человека особую надличностную структуру – проприум (от лат. – собственно, «я сам»). Понятие «проприум» близко к понятию «Я» гуманистической психологии. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека. В развитии проприума основную роль Оллпорт отводил обществу, хотя и считал, что черты могут оказывать косвенное воздействие на формирование тех или иных особенностей проприума. Человека, имеющего развитый проприум, Оллпорт называл зрелой личностью.
Формально-динамическое направление представлено в основном работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существует два уровня, два разных аспекта личностных свойств – формально-динамический и содержательный. Содержательные свойства личности близки к понятию проприума. Они являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т.д.
По мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни. Однако ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами). Диспозионалисты считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное. При этом рациональные процессы более характерны для высших структур личности – проприума, а иррациональные для низших – темперамента.
Согласно диспозициональной теории, человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека в известной степени детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами.
Внутренний мир человека, в частности темперамент и черты, преимущественно объективен и может быть зафиксирован объективными методами. Любые физиологические проявления, в том числе электроэнцефалограмма, речевые реакции и т.д., свидетельствуют о тех или иных свойствах темперамента и черт. Данное обстоятельство послужило основой создания специального научного направления – дифференциальной психофизиологии, изучающей биологические основы личности и индивидуально-психологические различия (Теплов Б.М., 1990; Небылицын В.Д., 1990).
Среди «жестких» структурных моделей наиболее известной является модель личности, построенная Г. Айзенком, который отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента. В его модели представлены три фундаментальные свойства или димензии, личности: интроверсия – экстраверсия, нейротизм (эмоциональная неустойчивость) – эмоциональная стабильность, психотизм. Нейротизм – это свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью. Невротики (лица с высокими значениями нейротизма) легко впадают в панику, возбудимы, беспокойны, тогда как эмоционально – стабильные люди уравновешены, спокойны. Психотизм объединяет свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов.
Представители «мягкого» направления, в частности Г. Оллпорт, выделяют три разновидности черт:
1. Кардинальная черта присуща только одному человеку и не допускает сравнений данного человека с другими людьми. Кардинальная черта настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно вывести из этой черты. Немногие люди обладают кардинальными чертами.
2. Общие черты характерны для большинства людей в пределах данной культуры. Среди общих черт обычно называют пунктуальность, общительность, добросовестность и т.д. По мнению Оллпорта, таких черт у человека не более десяти.
3. Вторичные черты менее устойчивы, чем общие. Это предпочтения в еде, одежде и т.д.
Последователи Оллпорта, используя различные математические приемы, в частности факторный анализ, попытались выявить количество общих черт у человека. Вопрос о соответствии черт, выделенных на базе клинических данных, и черт, полученных на норме с помощью факторного анализа, является предметом специальных научных исследований (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., 1985).
Представители формально-динамического направления в качестве основного элемента личности выделяют четыре основные формально-динамические свойства личности:
1) эргичность – уровень психического напряжения, выносливость;
2) пластичность – легкость переключения с одних программ поведения на другие;
3) скорость – индивидуальный темп поведения;
4) эмоциональный порог – чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.
Каждое из этих свойств может быть выделено в трех сферах поведения человека: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. У каждого человека выделяют в целом 12 формально-динамических свойств.
К этим четырем основным свойствам добавляют еще и так называемые содержательные свойства личности (Русалов В.М., 1979), которые в рамках данного направления не имеют своей специфики и совпадают со свойствами, выделяемыми в рамках деятельностного подхода (знания, умения, навыки, характер, смыслы, установки, цели и т.д.)
Основным блоком личности в рамках диспозиционального подхода является темперамент. Как было сказано выше, некоторые авторы, например Г. Айзенк, даже отождествляют темперамент с личностью. Определенные соотношения свойств темперамента составляют типы темперамента.
Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента:
Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.
Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.
Флегматик – эмоционально стабльный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.
Однако есть и другие точки зрения, согласно которым темперамент не является компонентом личности. Например, В.С. Мерлин полагал, что темперамент представляет особый самостоятельный психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности, который существенно отличается от личности. Темперамент охватывает только те характеристики психических свойств, которые представляют собой определенную динамическую систему (Мерлин В.С., 1986). Г. Оллпорт также не включал темперамент в структуру личности. Он утверждал, что темперамент не является первичным материалом , из которого строится личность, но в то же время указывал на важность темперамента, который будучи генетически наследственной структурой, влияет на развитие черт личности.
Формально-динамические свойства личности являются темпераментом в узком, истинном смысле этого слова, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека (Русалов В.М., 1999).
По В.Д. Небылицыну, темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанные подструктуры: активность и эмоциональность (Небылицы В.Д., 1990). Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. Активность – мера энерго-динамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя эргичность, пластичность и скорость поведения человека. Эмоциональность – характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам.
Следует отметить, что в рамках диспозиционального подхода фактически отсутствует в качестве самостоятельного такое важнейшее личностное образование, как характер. Данное понятие часто отождествляется с общим понятием личности, особенно в клинике, или с понятием характера, принятым в деятельностном подходе, сводящим его к морально-волевой сфере человека. По мнению Г. Оллпорта, характер – это социальная оценка личности, а не самостоятельная структура внутри личности.
Целостность поведения человека характеризуется через проприум. Человек с развитым проприумом называется зрелой личностью. Зрелая личность обладает следующими свойствами:
1) имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя со стороны;
2) способна к теплым, сердечным, дружеским отношениям;
3) имеет положительное представление о самом себе, способна терпимо относится к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам;
4) адекватно воспринимает действительность, обладает квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности, имеет конкретную цель деятельности;
5) способна к самопознанию, имеет четкое представление о своих собственных сильных и слабых сторонах;
6) обладает цельной жизненной философией.
Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально-обусловленных свойств проприума. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека.
С точки зрения диспозиционального подхода представление о феноменах лидера и лидерства будет выглядеть следующим образом: потому что у лидеров имеется определенные биологические предпосылки, определенные черты и свойства темперамента, а их содержательные свойства проприума являются в высшей степени зрелыми.

Выводы:

Представим все полученные представления о личности, о лидере и лидерстве в таблице 1.

Таблица 1. Представления о личности, лидере и лидерстве в различных психологических подходах

Подход Понимание личности Понимание феномена лидера и лидерства
Психо-дина-
мический Личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
На вопрос о происхождении феномена лидера и лидерства можно ответить следующим Эти феномены возникают из врожденного неудовлетворенного сексуального и/или агрессивного влечения ребенка, формируются и закрепляются в зависимости от характера протекания той или иной фазы развития личности («оральной», «анальной» или «фаллической») и разрешения основных конфликтов на каждой из этих фаз, определяются особенностями соотношений «ид», «эго» и «суперэго» в структуре личности на том или ином этапе жизни человека, обеспечиваются теми или иными защитными механизмами, снимающими излишнее внутреннее напряжение личности и преобразующими ее поведение в социально приемлемое.

Аналитический Согласно аналитической теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности. Теперь надо дать ответ на вопрос: «Откуда берутся такие феномены как лидер и лидерство?». На этот вопрос аналитическая психология личности ответила бы следующим образом: они получили по наследству готовые соответствующие архетипы лидерства (воин, борец, революционер, властитель, вожак и т.п.), приобрели в социальной жизни комплекс эмоционально заряженных мыслей и чувств, на уровне бессознательного подчинивший всю их психическую энергию достижению позиции лидера, социальная среда наполнила эти архетипы соответствующим содержанием, а индивидуальное сознание обеспечило их дальнейшую реализацию.
Гуманистический Личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результата самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень потребностей в самоактуализации.
Лидер – это тот, кто обладает максимальными потребностями в самоактуализации, тот, «организмические» потребности которого в целом удовлетворены, тот, чье «реальное Я» не расходиться с «идеальным Я» и в силу этого обладает высокой самооценкой, целостностью. Лидерство заложено в природе любого человека, естественно для него и возможно на любом этапе его жизни, после того как низшие потребности будут удовлетворены и человек сможет сосредоточиться на важнейших смысла своей собственной жизни.
Когнитивный Личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
Как когнитивный подход рассматривает феномен лидера и лидерства? Лидеры – это люди с особой конструктивной системой личности. Они иначе, чем «нормальные» лица воспринимают и интерпретируют мир, они, вероятно, когнитивно более сложны, чем окружающие, они лучше запоминают события, связанные с лидерским поведением, их конструкты лучше объясняют, предсказывают мир и выглядят убедительно для идущих за ними людьми.

Поведенческий подход Личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, - с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия
рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности. Лидерами люди становятся и проявляют лидерское поведение потому, что в процессе воспитания и социализации этих людей поощряли за лидерское поведение, их окружение состояло из лидеров, активно демонстрировавших эффективные образцы лидерского поведения, эти люди верили, что их лидерское поведение будет подкреплено и само по себе лидерство и лидерское поведение для них являлось субъективно значимым и доступным.

Деятельностный подход Личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности. У людей этого типа в процессе их разнообразной деятельности (учебная, трудовая, спортивная) сформировались целенаправленно-осознанные намерения на проявление лидерских качеств и лидерского поведения. Эти намерения оказались адекватны общим и специальным (для определенного вида деятельности) способностям, легли на сформировавшийся морально-волевой характер личности. В свою очередь сформированные механизмы самоконтроля личности (планирование, предвосхищение, коррекция и т.п.) обеспечили успешность проявлений себя личностью лидера в этом амплуа.
Диспозициональный подход Личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально-обусловленных свойств проприума. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека. Лидеры имеют определенные биологические предпосылки, определенные черты и свойства темперамента, а их содержательные свойства проприума являются в высшей степени зрелыми.

Из данных таблицы 1 мы видим, что количество представлений о личности, лидере и лидерстве достаточно велико и, пожалуй, достигло критических границ. Дальнейшая попытка увеличить число этих представлений создаст только чрезвычайную путаницу во взглядах. Нам представляется, что более перспективной будет попытка создать представление о феномене лидера и лидерства на основе какой-либо интегративной психологической теории, смысл существования которой заключается в том, чтобы объединять уже наработанный в науке материал. Таким интегративным подходом, по нашему мнению, и мог бы стать ресурсный психологический подход, рассматривающий возможности личности и лидера сквозь призму ее продуктивности, эффективности и конкурентоспособности во внешнем мире.

Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980г.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М.: межд.ПА., 1995г.
3. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъектаю – М.: ИП РАН, 1994г.
4. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – Т.1., ч2, гл 4. : М., МИР1996г.
5. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1965г.
6. Крэчмэр Э. Строение тела и характер. – М.: Педагогика-Пресс, 1995г.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975г.
8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986г.
9. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. – М: Педагогика, 1990г.
10. Оллпорт Г.В. Личность в психологию – М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998г.
11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986г.
12. Психология. Учебник для экономических вузов (ред. В.Н. Дружинина). – СПб., Питер, 2002г.
13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Пер. с англ. –М., Прогресс, 1994г.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998г.
15. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий М.: Наука, 1979г.
16. Скиннер Б.Ф. Размышления о бихевиоризме и личности. –М., 1978г.
17. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1985г.
18. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1991 г.
19. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987г.
20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение/Пер. С англ. – 2-е изд., испр., - СПБ: «Питер», 1998 г.
21. Юнг К. Аналитическая психология. – СПб.: Кентавр, 1994г.

С 2005г

Категория: НИД преподавателей | Добавил: DL024 (17-Января-2009)
Просмотров: 3939 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024