В гуманистической теории личности выделяются два основных направления. Первое, «клиническое», ориентированное преимущественно на клинику, представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К., 1994). Цель жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т.е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализуя свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напортив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации: 1) физиологический (потребности в еде); 2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе); 3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например, в создании семьи; 4) уровень самооценки (потребности в самоуважении, компетенции, достоинстве); 5) потребность в самоактуализации (метапотребность в творчестве, красоте, целостности и т.п.) Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством. Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» (Маслоу А., 1999). По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек – творец собственной личности, творец своего счастья. Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека. В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают: 1) «реальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994); 2) «идеальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала. 3) потребности в самоактуализации – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу, 1997). Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительной гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признак депрессии. При рождении обе подструктуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствие, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности. – субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы. Человек с высокой самооценкой, после какого-либо провала, пытается во чтобы то ни стало компенсировать неудачу. Человек с пониженной самооценкой после неудачи, как правило, от дальнейших попыток исправить ситуацию отказывается. В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по А. Маслоу. Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности – основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности. Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы она хотела быть («идеальное Я»); в-третьих, максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, т.е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами. Целостную личность характеризуют: 1) эффективное восприятие реальности; 2) спонтанность, простота и естественность поведения; 3) ориентация на решение проблемы, на дело; 4) постоянная «детскость» восприятия; 5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза; 6) искреннее желание помочь всему человечеству; 7) глубокие межличностные отношения; 8) высокие моральные стандарты. Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результата самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень потребностей в самоактуализации. Что такое лидер и лидерство в гуманистическом подходе? Лидер – это тот, кто обладает максимальными потребностями в самоактуализации, тот, «организмические» потребности которого в целом удовлетворены, тот, чье «реальное Я» не расходиться с «идеальным Я» и в силу этого обладает высокой самооценкой, целостностью. Проще говоря, лидерство заложено в природе любого человека, естественно для него и возможно на любом этапе его жизни, после того как низшие потребности будут удовлетворены и человек сможет сосредоточиться на важнейших смысла своей собственной жизни.