На сайте Empatika, где я часто бываю, появилась публикация «Главное, что должен уметь выпускник». Вопрос интересный, поэтому привожу публикацию с некоторыми сокращениями. Текст выделен курсивом. Времена меняются, и с ними меняются требования на рынке труда. "Толерантность к неопределённости” – этим длинным термином называют способность человека работать в условиях нехватки информации. В новаторских компаниях эта способность крайне необходима, без неё сотрудник не продержится и месяца. Почему? А потому что в проблемах, которые он будет решать, нет никакой определённости. Совсем. Потому что каждый следующий проект принципиально нов, и никто не знает, как его осуществить. А теперь главное. Ни в одном из российских вузов не готовят толерантных к неопределённости специалистов. Во всех вузах студентов учат решать задачи, но ни в одном не учат решать проблемы, в то время, как между задачей и проблемой принципиальные различия. В задаче содержатся все необходимые данные, эти данные непротиворечивы и ведут к единственному правильному решению. Проблема подразумевает самостоятельный сбор данных, начальные условия могут быть противоречивыми и нуждаются в оценке, решения может не быть, как и критериев качества решения. Налицо противоречие: руководители стремятся нанять на работу людей, способных решать проблемы, а приходят люди, способные решать только задачи. Часто у них хорошие знания, высокий интеллект, они достаточно упорны, но у них нет главного – толерантности к неопределённости. Этих людей приходится постоянно опекать и направлять, поддерживать, разрабатывать для них пошаговую программу действий. Со временем это надоедает как руководителю, так и сотруднику, и совместной работы не получается. Руководство к действию 1. Воспитывайте в студентах способность самостоятельно искать данные, формулировать себе задачи, ставить вопросы, оценивать и пересматривать начальные условия. 2. Давайте на учёбе практические проблемы. Не ограничивайтесь сборником задач по своему предмету. 3. Ставьте слушателя в условия, когда он сам должен оценить качество своего решения. В качестве добавки к статье. Как указывают словари, толерантность к неопределенности (далее ТН) − устойчивость руководителя к действию фактора неопределенности внешней и внутренней среды, являющаяся одним из основных профессионально-важных качеств руководителя. Уровень ТН есть у каждого человека. Как ни странно этот уровень в большинстве случаев «ниже плинтуса». Низкий уровень ТН проявляется в росте тревоги и внутреннего напряжения, дезорганизации деятельности, эмоциональном дискомфорте и прочих не очень приятных вещах. Мне очень хотелось бы получить мнения по данной проблеме и, самое главное, добавления к рекомендациям. Причина в том, что редко, но возникают трения со слушателями, которые требуют, что бы их учили. Все «разжевали», все разложили «по полочкам». На эту же тему смотри тут «Субъект учебной деятельности» и тут «Андрагог VS Педагога». Итак, как выстроить взаимоотношения между слушателями и преподавателями (андрагогами), что бы в конечном итоге устойчивость к неопределенности увеличивалась?
Источник: http://www.dekanblog.ru/толерантность-к-неопределённости-тн/# |