Никитина Анна Леонидовна Студент Череповецкий государственный университет, социологический факультет, Череповец, Россия Введение При современном уровне развития системы образования и состоянии насыщенности рынка образовательных услуг, конкурирующие высшие учебные заведения и их филиалы предлагают потенциальным потребителям большое количество однотипных информационных, образовательных, обучающих и других услуг, подчас не отличающихся своими качествами. При этом главным фактором конкурентной борьбы становится благоприятное впечатление о ВУЗе, как месте получения качественных услуг, заключенное в созданном имидже. В настоящее время в ЧГУ сложилась ситуация, когда имидж руководителя оторван от имиджа ВУЗа в целом, что представляет особый интерес для изучения данной проблемы с последующей целью изменения образа ректора в глазах студентов, следовательно, данная тема является актуальной. Методы В качестве основных были использованы метод систематизации теоретических знаний по проблеме, методы анализа и анкетирования. Во - первых, мы рассматривали имидж ВУЗа по материалам официального сайта Череповецкого Государственного Университета, во – вторых, имидж ректора ЧГУ по материалам опроса студентов. В процессе исследования мы попытались определить существующий в понятии студентов образ ректора в целом. В анкетировании приняли участие 214 человек. Опрос проходил с 1 по 5 декабря 2008г. Респондентами выступали студенты ЧГУ, обучающиеся в различных институтах, группах и по различным специальностям (кластерная (гнездовая) выборка, при построении которой был использован генератор случайных чисел). В респондентскую аудиторию вошли студенты очной формы обучения, т.к. данная группа студентов более интегрирована в корпоративную культуру университета за счет стабильного присутствия в нем. Результаты Анализ материалов официального сайта ЧГУ позволяет говорить о том, что данный ВУЗ является одним из ведущих в Вологодской области и востребованных молодыми людьми на рынке образовательных услуг, его имидж является позитивным, а сам университет – узнаваем в кругах абитуриентов – потенциальных клиентов – потребителей информационных услуг. Если судить по письменным источникам, ректор ЧГУ - известная, состоявшаяся личность, однако еще один аспект изучения его имиджа – это восприятие данного образа студентами, учащимися в данном учебном заведении. В ходе опроса студентов ЧГУ нами были получены следующие данные: На вопрос: «Что Вы вкладываете в понятие «имидж руководителя»? 82% опрошенных студентов ответили, что это профессиональные качества, 21% - общеизвестность, узнаваемость, 35% - благоприятное впечатление в целом, 38% - внешний вид, 40% - голос и речь, 12% - телесный имидж, 4% опрошенных затруднились при ответе на данный вопрос. Причем, молодые люди больше внимания уделяют профессиональным качествам в составляющих имиджа, а также благоприятному впечатлению в целом. Тогда как девушки больше внимания уделяют таким характеристикам, как внешний вид, узнаваемость, известность, голос и речь. На вопрос о зависимости имиджа вуза от имиджа руководителя 7% опрошенных сказали, что имидж вуза зависит от имиджа руководителя, 38% - скорее зависит, скорее не зависит и не зависит по 7% от общего числа опрошенных. Большинство респондентов затруднились ответить на данный вопрос (42 %). Анализ этих данных позволяет говорить о том, что студенты однозначно не могут определиться зависимы ли данные категории или нет. О данной зависимости также был задан открытый вопрос. Самые популярные ответы «ректор – лицо вуза» (20 человек), прямо пропорционально (10 человек). Лишь один человек сказал, что имидж вуза косвенно зависит от имиджа руководителя. Таким образом, в целом мнение такое: ректор – это лицо вуза, следовательно, имидж вуза зависит от имиджа его руководителя. Немаловажным при изучении имиджа руководителя является изучение визуальных контактов студентов с ним визуальное представление, взаимодействие руководителя и студентов. С целью выяснения данной информации был задан вопрос «Как часто (в учебный год) вы видите ректора ЧГУ ? 41 % студентов видят ректора 1 – 5 раз в год, 11% - 5 – 10 раз, 2% 10 -15 раз, 3% - более 15 раз. 41% опрошенных затруднились при ответе на данный вопрос, причем среди затруднившихся были и такие студенты, которые не видели ректора вообще ни разу, причем это студенты старших курсов. Таким образом, можно говорить о том, что руководитель вуза не на виду у студентов, они его не знают и плохо представляют визуально, что достаточно плохо, ведь одна из составляющих имиджа руководителя – внешний вид, «публичная деятельность». Еще один показатель имиджа руководителя – его профессиональная деятельность. В рамках данного исследования студентам было предложено в открытом вопросе обозначить профессиональный статус, ученую степень и научную область деятельности руководителя ЧГУ. Из 214 опрошенных только 5 человек знают о профессиональных интересах и деятельности ректора. 10% опрошенных знают его статус, 4% - ученую степень, 1% - научную область деятельности. 85% студентов затруднились при ответе на данный вопрос. На вопрос: «Важно ли для Вас предыдущее место работы ректора»? 13% ответили важно, 34% опрошенных отчасти важно, где работал руководитель раньше, не важна данная информация для 38% и 16% респондентов затруднились при ответе на данный вопрос, то есть в сумме 47% студентам не все равно какую должность занимал ректор ранее, что может свидетельствовать об интересе к его профессиональной карьере. Для улучшения образа руководителя ЧГУ в целом нами был предложен ряд рекомендаций: 1. руководителю больше вести «публичную жизнь», то есть быть у студентов на виду; 2. На интернет – сайте ЧГУ разместить отдельную страницу с биографией ректора, фотографиями, интересными материалами из профессиональной жизни и деятельности; 3. Осуществлять контакт со студентами, организовывать круглые столы, обсуждать вопросы развития вуза вместе; 4. Отражать значимые для вуза события, связанные с его руководителем в корпоративной печати; 5. Возможно ведение конференций студентов и ректора в режиме online, с использованием ресурсов, уже имеющихся в ЧГУ; 6. Систематически выступать перед студентами, совершенствуя навыки самопрезентации и внешнего имиджа. Таким образом, данная тема очень интересна, многогранна и нуждается в дальнейшем исследовании. Следует отметить, что имидж руководителя ЧГУ нуждается в детальной разработке, тогда как имидж самого учебного заведения достаточно хороший. Литература 1. Катлип, Скотт, М., Сентер Аллен, Х., Брум, Глен, М. Паблик рилейшенз. Теория и практика, 8 – е изд.: Пер с англ.: Уч. пос.- М: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 624с.: ил. – Парал. тит. Англ. 2. Максвелл Дж. Шеф и его команда. (Серия «Бизнес без секретов») // СПб.: Питер.- 1998. –320с. 3. И.Л. Васюков, А.Н. Волков «Деловая репутация и имидж вуза», интернет – статья http://www.proza.ru/2004/12/22-194 4. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники/А.Ю. Панасюк.- М.: Омега-Л, 2008 5. Устав ЧГУ , история ЧГУ http://www.chsu.ru
Источник: http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/htm/21_10.pdf.htm |