Бакалавр — это полноценный выпускник с высшим образованием
•Дмитрий Владимирович, что нового ожидает Череповецкий университет в 2011 году? •2011 год очень важен для ЧГУ. Прежде всего, мы должны подтвердить статус аккредитованного государственного вуза. В феврале вуз пройдет соответствующую проверку, и я уверен, что она подтвердит наш статус, с этим статусом мы уже будем входить в новую приемную кампанию. Во-вторых, вместе со всем высшим образованием страны ЧГУ переходит на новую, двухуровневую систему образования. Мы ожидаем, что в этом году прием будет вестись только на систему бакалавриата. Как вы знаете, до этого была смешанная система: и пятилетняя подготовка специалистов, и четырехлетняя — бакалавров. Сейчас государство решило полностью завершить переход. Это требует большой организационной и методической работы, надо изменять планы, программы, готовить соответствующие учебные материалы, перестраивать расписание. Но, я уверен, что преподаватели и сотрудники успешно с этой задачей справятся. Тем более что мы начали осваивать бакалавриат и магистратуру раньше других вузов. Известный факт, что магистратура по металлургии в ЧГУ вообще была первой в стране. Такой опыт поможет нам преодолеть трудности переходного периода. Другие задачи состоят в разъяснении перехода, потому что многие абитуриенты, родители и работодатели не до конца понимают, что означает диплом бакалавра. •И чем же, все-таки, будет отличаться диплом бакалавра? •Уже сейчас можно говорить о том, что этот диплом соответствует общепризнанным мировым стандартам образования. Бакалавр — это полноценный выпускник с высшим образованием, но образование он будет получать за 4 года. Оно в большей степени ориентировано на потребности практики. Мы рассчитываем, что бакалавры будут очень востребованными рынком. А тем, кто захочет углубить свои знания в избранной специальности, либо переквалифицироваться, либо стать исследователем, будут предложены магистерские программы. Это еще 2 года после 4 лет бакалавриата. Мы ожидаем, что магистры тоже будут иметь спрос. Опять же, здесь мы ссылаемся на опыт Европы и Америки, где эта система давно утвердилась и работает. •Уже сейчас в ЧГУ есть магистерские программы. А сколько их? •Каждый год мы открываем магистратуры по новым направлениям. В этом году будем предлагать около 30 программ. Точный список будет дан в конце апреля, тогда же мы объявим, сколько человек мы будем принимать на бюджетные и внебюджетные места, на какие конкретно направления бакалавриата и магистратуры. •Зачит, основной упор будет сделан на переход на двухуровневую систему обучения. Какие еще нововведения ждут университет? •Комплексной и объемной программой является совершенствование всех сторон жизни университета. Тут можно перечислить и повышение качества образовательного процесса, совершенствование научной среды университета, которая стимулирует фундаментальные и прикладные научные исследования. Это программа создания социокультурной среды — фактически новой системы работы с обучающимися, со студентами, которая поможет им преодолеть трудности адаптации к высшему образованию, познать свои слабые и сильные стороны, развить необходимые компетенции, подготовиться к выходу на рынок труда, ко встрече с работодателем, сделать первые шаги в карьере. Я думаю, что эта программа уникальна не только для нашего региона. В течение 2 3 лет она будет реализована в полном объеме. Этот год очень серьезный и с точки зрения развития единой информационной системы университета. Мы хотим проложить новые высокоскоростные интернет-магистрали между корпусами и зданиями университета, обеспечив студентам и преподавателям лучший доступ и к ресурсам университета, и к внешним информационным и обучающим ресурсам. Очень важная программа — работа с персоналом университета, повышение квалификации преподавателей, сотрудников — и научно-педагогической квалификации, и управленческой. Мы разрабатываем модель эффективного руководителя, заведующего кафедрой, директора — для того, чтобы помочь нашим руководителям отвечать современным требованиям в управлении вузом. Эта программа будет включать создание резерва на ключевые должности внутри университета. То есть у нас очень много задач по развитию и по выводу университета на новый уровень. •Этот год будет юбилейным для ЧГУ. Планируется ли особая праздничная программа? •Да, у нас спланирована подготовка к празднику. Число 15 в этом году будет для нас знаковым и символичным — в этом году университет отмечает 15 лет со дня образования. Тут большой комплекс различных инициатив. Они идут под лозунгом «15 добрых дел ЧГУ», «15 успешных карьер», объявлены 15 номинаций конкурса «Студент года» и т. д. В университете за эти годы много интересного сделано и много полезного, о чем есть смысл напомнить, а также рассказать о своих планах. •Планируется ли в этом году открытие новых специальностей в ЧГУ? •Каждый год у нас появляются новые специальности. И в этом году мы хотим лицензировать несколько новых направлений обучения. В частности, популярностью пользуется на рынке направление «финансы и кредит». Или, допустим, профессия дизайнера. Интересно направление радиотехники, телекоммуникаций. Поэтому мы ставим задачей себе открытие таких специальностей в перспективе. Все карты мы раскроем чуть позже, когда будем объявлять прием. •А будут ли закрываться какие-то специальности? •Закрытие всегда диктуется рынком. Если какая-то специальность не востребована, ее даже и закрывать не надо. Она сама умирает, потому что на нее никто не поступает. Поэтому приемная кампания должна нам показать, какая специальность отживает свое. Вместе с тем, рынок тоже цикличен. Может, в этом году нет спроса на данную профессию, но будет в следующем. Мы считаем, что правильно иметь большой портфель направлений обучения. И каждый год не все из них выставлять, а с определенным чередованием. Спрос и мода меняются, и мы должны очень хорошо изучать рынок, потребности, чтобы открывать прием на те специальности, которые востребованы. •В прошлом году был подписан договор между ЧГУ и городской властью в рамках программы «Здоровый город». Планируются ли в этом году новые партнерские соглашения? •Мы готовим соглашение о сотрудничестве с программой «Дорога к дому», обсуждаем сотрудничество в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Есть еще ряд задумок, и не только город является партнером для нас. Это и область, и бизнес-структуры. Наша задача — подписать и реализовать как можно больше таких партнерских соглашений. Среди недавних — с фирмой «Omron electronics». Это японская фирма в области производственной автоматики и систем управления, информационных технологий. •В своем прошлогоднем интервью Вы говорили о том, что сейчас в нашей стране идет процесс укрупнения вузов. Что ждет ЧГУ в этом направлении? •Мы уверены в том, что ЧГУ останется самостоятельным вузом. Вопрос в том, надо ли кого-то к нему присоединять. Из опыта бизнеса известно, что 90% слияний либо проваливаются, либо не оправдывают надежд, которые на них возлагались. Никакой автоматической выгоды от объединения нет. Нужно каждый раз очень тщательно просчитывать все плюсы и минусы. У нас на сегодняшний день планов по поглощению других вузов нет, потому что мы не видим в этом так называемой синергии, не видим долгосрочных преимуществ. Но мы хотим развивать партнерские связи и с вузами, и с колледжам, выстраивать цепочки, сетевое взаимодействие, особенно по близким специальностям. Например, многие колледжи готовят специалистов для образования, металлургии, машиностроения, химической промышленности, по программному обеспечению и т. д. И мы видим, что можно выстраивать связи, преемственность программ. Эти цепочки могут составлять выпускники этих учебных заведений, им очень легко будет адаптироваться к программам высшего учебного заведения. Можно выстраивать такие же цепочки со средними школами, с гимназиями. Мы изучаем возможности, в том числе и создания на базе университета лицея или гимназии. Скорее, наше направление — не поглощать кого-то, а объединять вокруг себя, выстраивать партнерство. Мне кажется, это более продуктивно, и более востребовано.
Вот возникает интересный вопрос - Кто большие дураки: те, кто создают и утверждают эту двухуровневую систему образования, или те, кто верит, что это ХОРОШО и ЭФФЕКТИВНО??? Среди студентов распространено мнение, что бакалавр - это недоучка. И те, кто хотел получить нормальное образование, поступали на специалитет, несмотря на то, что по большей части это платное обучение. Преподаватели также недовольны этой системой. Вопрос: так кто же все-таки решил, что это хорошо? народ-то против. Но в правительстве нет дела до народа. Очень интересно товарищ ректор рассуждает о "процессе укрупнения вузов". Кто сказал,что К НАМ будут кого-то присоединять? Скорее, наоборот, НАС ПРИСОЕДИНЯТ К Вологодским вузам. Череповец - красивый промышленный город с дымящими трубами и вечно серым небом, но это всего лишь районный центр, а Вологда-матушка - областная столица.... у нас мало шансов против Вологды, но все же они есть. Но наш ректор - оптимист, считающий, что "стакан все-таки наполовину полон", что ж будем надеяться... Ах да, Господин Афанасьев, а что вы собираетесь делать, когда прекратится финансирование? Неужели на стоимости обучения оторветесь???? сразу скажу, что это неудачная идея..... Цены-то растут, а вот качество образования хромает... на обе ноги...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]