Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУСуббота, 11-Января-2025, 17.37.33

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Разное [152]
Широка страна моя родная.... [43]
Успешный менеджер. Кто он? [94]
НИД кафедры [36]
Научно-исследовательская деятельность кафедры

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » Разное

Ахинея, новое прочтение слова
Язык народа – открытая кибернетическая система – живет, развивается и за счет заимствований понятий, слов – терминов, звуков из других языков; переосмысления заимствований в духе менталитета народа.
Закономерности развития языка касаются: фонологии – знания звуков языка, семантики – понимания значения слов и фраз; синтаксиса – понимания взаимосвязи и комбинаций между словами в фазе. Язык тонко отражает ментальность – “подсознание” носителей языка. В данном Abstract мы обратимся к этимологии и смыслу слова – ахинея. В словаре живого великорусского словаря В.И. Даля (1801 - 1872) читаем: “ахинея – вздоръ, чепуха, бессмыслица, нелепица, инсенитица, бредни, чушь, алала, пошлости, глупости; Ахинейская беседа; Ахинейщик (-щица), чепушник, враль, врунъ, пустоплет, пустомеля, бредень”.
Смысл слова “ахинея” в живом языке несет вульгарно-бытовую окраску. В.И. Даль не касается этимологии слова, а возможно и не знал.
Прародиной современной науки являются: Вавилон, Ассирия, Египет, Греция. Труды античных греческих ученых с арабского на латинский начали переводить с начала 13 века в университетах – Кордова, Толедо. Первым переводчиком был – Михаил Шотландец. Позднее в 13-14 веках в Европе работа по освоению античной науки проводилась– Роберт Гроссетест, Рожер Бэкон, Альберт Великий, Жан Буридан и др. Переводы, комментарии текстов ведутся и сегодня.
В Россию научные знания стали проникать много позднее – с XVII века. Ученый монах Епифаний Славинецкий с двумя помощниками Арсением и Исайем (1647г) перевели “Космографию” Янсона Блеу, “Селенографию” Гевелия. Но книги так и не были “напечатаны”. Первое знакомство россиян с учением Н. Коперника (1543г), т.е. спустя 100 лет – не состоялось. В 1740г на русский язык была переведена и издана книга Фонтенеля “Разговор о множественности миров”, где были изложены взгляды Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, но вскоре книга была запрещена Священным Синодом.
Отношение к образованию в России у народа и “рулителей народных” было всегда специфически своеобразным. Раушенбах Б.В. приводит высказывание Епифания Премудрого монаха из Троице – Сергиевского монастыря, еще в 15 веке: “Не бывал ведь я в Афинах в юности и не научился у философов, ни их хитросплетениями, ни мудрым словам, ни Платоновых, ни Аристотелевых бесед я не осилил…”.
Спустя 5-ть веков замечательный череповецкий поэт, лингвист Бушенеев Н.Т., описывая свои чувства на экзамене, напишет:
Я связать двух слов не умею
В философии, как в лесу
Беспросветную ахинею,
Спотыкаясь, несу, несу…
Вернемся в 18-ый век и там знакомый мотив: “… Куда столько студентов и гимназистов? Куда их девать и употреблять будем …” – вот аргументы управителя, канцелярии Академии Наук – И. Тауберта, на усилия М.В. Ломоносова к увеличению числа студентов и гимназистов из природных россиян – при С-Петербургской АН (≈ 1764г). Речь шла о не более, чем двух десятков человек. Сегодняшнее отношение “народных рулителей” к образованию в России и “de factum” и “de jure” близко к Таубертову - “… куда их (студентов) девать и употреблять будем”. Новый механизм запрета избран следующий: сначала большинство университетов сделать плохими (не финансировать), а затем закрыть …! Лихо и эффективно.
Греческую античную науку в до Петровской России, да и позднее именовали “афинейская наука”. Осилить эту науку было не просто – о чем честно свидетельствуют и монах, и Бушенев. Россия, к сожалению, не прошла исторически необходимого образовательного этапа – scholiastic. На этом этапе развития цивилизации происходит оттачивание: аргументации посылок, логики доказательств, формулировка выводов и т.д. В российском образовании (до 1917г) руководствовались установкой “тот, кто имеет в себе “разум Христов”, не нуждается в учении диалектики, риторики, философии”. Позднее, в 20 веке этот разум реализовался в виде марксизма – ленинизма.
Стремление к упрощенным моделям действительности, удовлетворенность первым или даже нулевым приближением – свойственно менталитету Россиянина. В.И. Ленину (Ульянову) принадлежит интересное замечание о его современниках партийцах – единороссах: “прочтут Маха, перескажут Маха, назовут это Марксизмом; прочтут …, перескажут …, назовут.” Этой особенностью российского менталитета объясняется принятие НАРОДОМ коммунистической модели развития страны в ХХ веке. Социализм (коммунизм) – приближение (модель) полуэмпирического социализма раннего христианства, дополненного умозрительными разработками К. Маркса и реализованного в понимании И. Сталина и последующих верных ленинцев. Закончился ли этот почти 70-летний цикл развития России с завершением ельцинизма? Был ли у страны шанс на другой сценарий перехода …?? Стрела демократического развития была да и остается чуждой менталитету Россиян, исключая ничтожную часть сообщества – диссидентов и маргиналов.
Графемы и фонемы русского алфавита объекты динамического развития. Первоначально в кириллице было 43 буквы. В современном русском алфавите осталось 33 буквы (графемы), они создают 41 фонему (звук). Графема и фонема – “Ф” современного алфавита также находилась исторически в динамике развития. Образно у Бушева Н.Т. это звучит так:
“Киселев, не парень – рубаха
Хлопец вепрыньский – “rэ” да “hэ”
поливает про Хвейербаха”.
Так в России для “афинейской” мысли, науки появились два почти равнозначные звучания, - “афинейская” и/или “ахвинейская”, позднее трансформировавшиеся в одно хлесткое – “ахинея всё это”, что и зафиксировал В.Даль. Конечно не все Россияне были такими, вот мнение одного, из других:
“… Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать…”
Ломоносов М.В. талантлив от бога воспитанник немецкой университетской школы, где греческая и римская наука и культура были в большой чести и уважении. Но к сожалению слишком мало было в России Ломоносовых и избыточно много Простаковых да Скотининых… Московский университет – памятник его заботам об образовании Россиян…
Неудивительно, что первые переводы Аристотеля на русский язык появились только в 1936г, 1981г; Лукреций Кар “О природе вещей” – 1937г; К. Птоломей, “Алмагест” русский перевод в 1998г, в Греции книга вышла в 140г; Н. Коперник “О вращении небесных сфер” малый комментарий – 1964 (лат. изд. – 1543г); И. Ньютон “Начала” – 1915г (в Лондоне они вышли в 1686г); И. Ньютон “Оптика” – 1927г (в Лондоне – 1704г). Большое число книг этого ряда ждут еще русских и переводчиков и читателей.
В новейшее советское время в разряд “ахинея” были причислены: квантовая физика; общая теория относительности; концепции: -Большого Взрыва, -Конечной Вселенной, -Антропного принципа; -генетика, -кибернетика и т.д.
Последствия сессии ВАСХНил им. В.И. Ленина (О положении в биологической науке. 31 июля ÷ 7 августа 1948г.) в нашей стране не преодолены до конца и сегодня Застойные явления в генетике это: -низкая урожайность сельскохозяйственных культур; низкая продуктивность животных. Недавно (ноябрь 2006г) телевидение показало, что для улучшения поголовья коров в Липецкую область из Швейцарии завезено более 1000 элитных животных и уже появился на Липецкой земле первый приплод молодняка. Происхождение приплода – Швейцарское.
Гонение на кибернетику чуть не завершилось “успешной” победой “счетоводов” над сторонниками компьютерных технологий. Нет, нет да и встретишь ещё советскую аббревиатуру – ЭВМ вместо более емкого – Компьютер (to compute)
Образование, образованность почти у всех цивилизованных народов почитаются особым уважением. К сожалению в России: “… а ещё в очках и шляпе … при галстуке …”, -опять отголосок образованность – “ахинея все это”, мы талантливы и без образования ...
Культ образования пронизывает все содержании Ветхого и Нового заветов. Особенно убедительно это следует из чтения текстов “Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова”. У россиян и на образование свой оригинальный взгляд и подход: – “век живи, век учись … дураком помрешь”!? При Петре I молодые барчуки, отправляясь на учебу в Европу, берут с собой крепостных сверстников для того, чтобы те наукам обучались вместо них. Молодой барин использует поездку за казенный счет для получения изящных удовольствий. Интересно не этому ли принципу следуют при обучении за рубежом дети современной российской “элиты”? Отношение к образованию помещичьего сословия во время царствования Екатерины II можно видеть, читая и перечитывая комедию Фонвизина Д.Н. “Недоросль”, Гоголя Н.В. “Мертвые души”.
К 1917г в Российской империи было 13 университетов, число студентов на 10 000 человек населения ≤ 10. После 1917г шел бурный рост университетов (институтов) и числа студентов из рабоче-крестьянской среды. Университетский диплом – документ смены социального статуса его обладателя. Вчерашние молодые сын (дочь) крестьян, рабочих – уже не колхозники, не пролетарии. Если диплом подкреплялся профессионализмом его обладателя, то смена статуса становилась еще и практически необратимой. И это нормально!
В годы дремучего ельцинизма была принята Конституция, РФ (1993г) где ст.43 закреплялось образование не среднее даже, а лишь незавершенное среднее – 8 лет (9 классов). Голосом Ельцина прокричали репродукторы – РоССиЯне, своими голосами одобрили Конституцию. После 1993г сотни тысяч детей, будущее страны, вообще либо не учились, либо ходили в школу 2-3 года. …Что-то будет впереди к середине 21 века … По закону об образовании норма студентов в РФ 170 на десять тысяч населения; в США на 1990г эта цифра была 560 – такова наша Российская образовательная действительность в начале 21 века. Конкурсы в университеты создаются аппаратно, снижением студенческих мест.
Россия – страна с избыточно – большой территорией, очень поздно вступила на современный путь развития. Старейшему университету чуть более 250 лет (московский университет – 1755г). Информация к размышлению: Университеты в странах арабского халифата: Кордовский с 755г, Багдадский с 795г, Каирский с 972г. Европейские: Оксфорд с 1169г, Кембридж с 1209г, Падуя с 1222г, Гренобль с 1339г, Краков с 1368г. Названия школ Платона, Аристотеля – Академия и Ликей вошли во многие языки мира для названий научных и учебных заведений, а это античность. До 20 века практически все исследования в естественных науках Российских ученых несли “немецкий след”. Собственные Платоны и Невтоны, мечта Ломоносова, в России появились на рубеже 19-20 веков. В химии –Менделеев Д.И., физиологии – Павлов И.П., физике – Лебедев П.Н., образование – Хвольсон О.Д. и др. В советский период благодатными для развития образования и науки были два коротких периода от 1918г до 37/38г, далее 1945÷1970гг. Успехи их двух периодов получили признание в премиях от Нобелевского комитета. Статья 43 Конституции РФ “указующий ПЕРСТ” – плохая ориентировка для будущей перспективы страны. Доступность к некачественному образованию в РФ на рубеже 20/21 веков резко возросла, появились новые формы обучения – ускоренное, дистанционное. Девиз завтрашних потенциальных “рулителей”: “Образованным ты можешь и не быть, а с дипломом быть обязан” – получил в жизни реальное воплощение. Этот девиз – еще одна сторона прежнего подхода к собственной образованности россиян – “ахинея всё это”.
Для возрождения России нужны наука и образование, но, к сожалению, они пока рушащиеся и рушимые. С разных трибун в СМИ сейчас идет разговор о национальном проекте “Образование”. Не менее 30 вузов и 6000 школ по завершению проекта получат денежные гранты. На сегодня это 18 университетов из ≈ 650 государственных и ≈ 450 приватных 18 университетов из 650 государственных это – 3%, т.е. в пределах неопределенности результатов эксперимента в естественных науках. Процент “грантовых” школ, по-видимому на порядок ниже. Национальный проект “Образование” предусматривает поддержку ≈ 10 000 учителей России из ??, но пока в этом направлении тенденция – “Бумажная” /З. Драгункина, член совета РФ/.
При размышлении по поводу “проекта” на память приходит имя западного мецената Джоржа Сороса, который в годы ельцинизма учредил гранты: Соросовского профессора, Соросовского доцента, Соросовского учителя, Соросовкого студента. Издавались Соросовский образовательный журнал, Соросовская энциклопедия и многое другое. Процедура выдвижения претендентов не была отягощена пристальным вниманием госаппаратчиков, последние скорее были в числе недругов Соросовского комитета. Почему нет русского Сороса ни среди олигархов, ни среди власти??
Не хочется думать, что Российская образовательная система находится в нижней точке падения, где-то очень близко к критической точке - “не возврата”. Хочется верить, что Посев на Руси афинейской науки Епифанием Славинецким и его помощниками Арсением и Исайем в XVII веке при первом Романове – в нашем 21веке все – таки даст обильный урожай. Хочется надеяться, что и в Российском языке, российском менталитете произойдет обратная инверсия от “ахинея” к “афинейская наука” – подлинному семантическому значению фразы. Одна неопределенность, искаженный смысл слова достаточно давно находится в бытовом речевом обороте народа и избавиться от него не просто.

Литература
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. т.1. АЗ М.: Русский язык, 1978г.
2. Раушенбах Б.В. Пристрастие. М.: 1997г, с 71.
3. Бушенев Н.Т. Panta rei. Череповец. Порт-Апрель 2006г. с 45.
4. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М. Просвещение 1976г.
5. Карский Е.Ф. Славянская кирилловская палеография. Л. 1928, - цитировано по [4].
6. Михайло Ломоносов. Избранная проза. М.: Сов. Россия, 1986, 544с.
7. Журнал “Обучение & карьера в России и зарубежом” 2007, №1(125).
8. В.Карцев. Всегда молодая физика. М.: Сов. Россия, 1983, 368с.
9. Вестник Московского университета. Юбилейный выпуск 4-5, 1955г.
10. №27 от 26 октября 1940года. Постановление №638 об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендии /Собрание постановлений и распоряжений Правительства Союза СССР// Поиск №22(888) 2 июня 2006г, с 7.

Николай Федорчук

Категория: Разное | Добавил: neva (17-Сентября-2009) | Автор: Николай Федорчук
Просмотров: 605 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2025