Получение диплома это еще не получение профессии апрель 2003
Мы попросили его рассказать об основных темах, поднятых на этой конференции: - Важнейшая тема, поднятая на конференции – трудоустройство выпускников. В существующих государственных центрах занятости молодежь, по вниманию уделяемую ей, занимает одно из последних мест. Эти центры готовы поделиться с нами частью своих задач. Вузы отчасти могут и должны решать вопросы трудоустройства своих студентов. В советские годы этот процесс был централизован, существовала система жесткого прикрепления выпускников к месту своей будущей работы. Ныне «крепостничество» отменено, но проблема осталась и стала еще острее. В то же время в выступлениях представителей почти всех вузов страны красной строкой звучала такая мысль, что при сегодняшнем раскладе, при сегодняшнем отношении государства к выпускникам проблема все равно не будет никогда не решена. Мы, используя самые высокие технологии можем, например, подготовить великолепного «рейтингового» педагога. Но на учительскую ставку в 1500 рублей он никогда и ни за что не пойдет! Должна существовать достойная оплата труда, чтобы вузу и человеку, специалисту, которого он готовит, имело смысл думать о подготовке к педагогической карьере в системе государственного среднего образования. Второе. Мы здесь у себя в вузе только начинаем говорить о профессиональном сопровождении учащихся, о всякого рода Центрах развития карьеры. Во многих других вузах от разговоров уже перешли к делу – и такие центры уже реально существуют. Другое дело, что эти центры многие работодатели воспринимают как всего лишь агентства по трудоустройству студентов, которые обладают соответствующей базой данных. Но и это уже кое-что. На конференции звучали цифры, по которым можно судить о существующем спросе со стороны студентов на подобные услуги вуза. Так вот, оказывается, 1,5% студентов в подобного рода услуга уже не нуждаются. Со второго, третьего курса эти ребята уже каким-то образом пристраиваются в фирмах и организациях, и к окончанию вуза безболезненно входят в существующий рынок труда. Пятнадцати процентам активных учащихся, которые уже каким-то образом сориентировались в сфере своих будущих профессиональных занятий, такая помощь необходима. Хотя бы в плане их более эффективного продвижения на рынок труда. Еще 30 процентам студентам, как их называли на конференции, не определившимся, помощь вуза, помощь центра развития карьеры, необходима очень и очень остро. Оставшиеся 40-50 % - это так называемое «болото», которое чего-то ждет, но ни собственной активности не проявляет, ни интересуются теми возможностями, которые предлагает им вуз. Основная мысль, которую я вынес с этой конференции: «Получение вузовского диплома – это еще не получение профессии». Мы должны, одновременно с существующей академической подготовкой студентов, развивать для них еще целый ряд сервисов, которые могли бы помочь им не только стать классными специалистами, но и быть максимально адаптированными ко всем возможным изменениям на рынке труда. Мы готовы серьезно ставить вопрос о создании у себя в ЧГУ Центра развития карьеры для студентов. При чем не номинально, как это иногда бывает (скажем, человек выполняет какую-то дополнительную работу к уже существующей основной и все время «не попадает в формат»), а путем создания целого штата Центра. Скажем, человек из четырех. Более того, на конференции прозвучала и такая, пока не ставшая официальной информация – «под сукном» у министра образования Филиппова лежит проект постановления о принудительном официальном создании таких центров из средств федерального бюджета. Озвученная цифра «помощи» располагается где-то в районе 300000 рублей. Если это так, то это уже совсем неплохо. Мы должны работать в маркетинговом ключе, ориентироваться на интересы рынка. Ситуация, когда вузы «сами себя аттестуют», «сами под себя разрабатывают образовательные и научные программы» признавались на конференции не соответствующими современному положению дел и задачам сегодняшнего дня.