Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУВторник, 24-Декабря-2024, 05.17.53

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Разное [152]
Широка страна моя родная.... [43]
Успешный менеджер. Кто он? [94]
НИД кафедры [36]
Научно-исследовательская деятельность кафедры

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » Успешный менеджер. Кто он?

«Лидеров не назначают, ими становятся без разрешения»
По словам ректора МИРБИСа Станислава Савина, в ходе своего становления и развития Институт решил много сложных задач, покорив самые неприступные вершины, однако преодоление трудностей было бы невозможным без коллектива школы, для которого образование не просто работа, а большое дело, вдохновение и удовольствие. Со словами главы школы согласен руководитель программы МВА –«Стратегический менеджмент и предпринимательство», профессор, д.т.н. Александр Сазанович. О сущности современного российского бизнес-образования, его проблемах и перспективах, памятных моментах истории Института, а также будущем отечественного менеджмента Александр Сазанович рассказал в интервью E-xecutive.

E-xecutive: В создании МИРБИС принимал участие экс-премьер-министр Италии Романо Проди. Расскажите подробнее об основании школы и учреждении МВА-программ. Какие строились планы? Все ли цели, поставленные тогда, достигнуты?

Александр Сазанович: Институт был основан в 1988 году на базе межправительственного соглашения СССР и Италии. Инициаторами создания были ректор Московского Института Народного Хозяйства им. Г.В. Плеханова (сейчас РЭА им Г.В. Плеханова) профессор Грошев и генеральный директор Общества экономических исследований «НОМИЗМА», экс-президент Европейской комиссии профессор Романо Проди. Учредителями МИРБИС также явились Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова и Итальянское общество экономических исследований «НОМИЗМА».

Бизнес-школа МИРБИС изначально строилась как международная школа, ориентированная на партнерство с западными высшими учебными заведениями и на воплощение передового международного опыта в учебной деятельности.

Первоначально МИРБИС рассматривался как исследовательское и учебное заведение. Однако больший спрос в начале девяностых годов на новые для российского рынка образовательные продукты предопределил приоритеты в развитии школы. Мы выступили первыми в создании для российского рынка программы МВА. Заложенный с самого начала в фундаменте школы исследовательский компонент приобретает особую роль в настоящее время, когда российские бизнес-школы перестают быть исключительно «трансляторами» западных учебных технологий и встают на путь создания собственных «приращений» к управленческим знаниям.
E-xecutive: У каждого учебного заведения есть своя оригинальная идеология. Какова она у МИРБИС?
А.С.: МИРБИС имеет статус негосударственного образовательного учреждения (НОУ), поэтому копировать модель государственного института, академии или университета школа объективно не может, да такое копирование и не имеет смысла. У МИРБИС своя собственная оригинальная модель. Она предполагает главенство бизнес-школы, которая транслирует свои передовые практико-ориентированные технологии на программы высшего образования и все другие программы, образуя тем самым стратегическое ядро института.
Такая модель предусматривает полную линейку программ дополнительного образования: специализированные программы MBA, Executive МВА, МВА-science, а также новые программы - Global ExecutiveМВА «Звездный альянс» и Executive МВА «Национальный лидер». Кроме того, модель включает все уровни системы высшего образования - бакалавриат, специалитет, магистратуру. В модель входят также программы повышения квалификации и корпоративного обучения (Executive Education).

Что касается структурной идеологии МИРБИС - в условиях постоянного потока изменений школа должна иметь «точки входа» для любых новых образовательных продуктов. Одновременно с этим идеология МИРБИС определяется тем, что только относительно крупная бизнес-школа имеет возможность включать в свои учебные программы значительное количество опций, сохраняя при этом не самую высокую ценовую планку и создавая возможность для более доступного образования при наличии конкурсности.
E-xecutive: Потребности быстро развивающегося российского бизнеса постоянно меняются. Как Институту удается соответствовать требованиям рынка труда – готовить специалистов, топ-менеджеров, которые будут востребованы?

А.С.: Есть две составляющие этого вопроса. Во-первых, не потребности меняются, а потребности меняют воздействующие на них люди. Как известно, будущее делают ныне живущие. Задача МИРБИС - подготовить управленца не как менеджера с «коротким прицелом», ежесекундно сползающего в повседневный эмпиризм, а как руководителя, обладающего «дальним прицелом» и способного «держать глаза открытыми».
Во-вторых, МИРБИС – это полторы тысячи слушателей МВА, которые являются одновременно не только потребителями, но и поставщиками фактов и «слабых сигналов» изменений. На эти сигналы реагируют сразу три уровня: каждая из программ в целом; каждая дисциплина в рамках своих возможностей; сами слушатели, образующие комьюнити в ходе совместного решения кейсов, дискуссий в аудитории, виртуальных классах и на перерывах.

E-xecutive: Современный гуру менеджмента Ицхак Адизес выступает против классической подготовки менеджеров, считая, что невозможно научить человека безупречно выполнять все функции. По его мнению, менеджер должен уметь в первую очередь организовывать других людей, выполняющих разные функции, создавая таким образом эффективную команду. Вы согласны с такой точкой зрения?

А.С.: Точка зрения Ицхака Адизеса в этой части не нова. В сущности, передовые международные бизнес-школы уже десятилетие как отказались от парадигмы подготовки дженералистов, под которыми понимались широко образованные профессионалы по техникам осуществления частных бизнес-функций (финансы, маркетинг и т.д). Эти бизнес-школы взяли за основу другую установку: современный менеджер - прежде всего, новатор и лидер, интегрированный с организацией в целом.

Действительно современный менеджер должен уметь в первую очередь организовывать других людей, выполняющих разные (частные) функции, создавая, таким образом, эффективную команду. Однако это слишком общая фраза. Она не объясняет, например, чем этот менеджер вовлечет в команду и удержит в ней энергичных людей, почему эти вовлеченные люди «не подсидят» этого менеджера и он удержит свое лидерство, почему менеджер, поверхностно знающий частные функции, сможет выступить авторитетом перед более знающими свои частные вопросы членами команды. Поэтому, в целом соглашаясь с этой точкой зрения, мы дополняем ее несколькими позициями, дающими ответы, по крайней мере, на три выше сформулированных вопроса.

Команды формируются и мотивируются впечатляющими целями, которые не возникают спонтанно, а требуют широкого кругозора и глубокого понимания сути надвигающихся изменений; способности увидеть сдвиги, происходящие в реальном мире бизнеса; способности к воображению возможной перспективы и созданию нового будущего; наконец, решимости к реализации нового.

Лидерство, не предполагающее параллельной ответственности, немыслимо. Лидеров не назначают, лидерами становятся «без разрешения». Однако именно ответственность и есть главный фактор удержания лидерства. Нельзя подсидеть человека, взявшего на себя ответственность, от которой все другие добровольно отказались. И в последующем лидера нельзя подсидеть, если и далее менеджер каждый раз принимает немалую ответственность по такому же принципу.

У знающих только частности никогда не возникнет соблазна покушения на того, кто внятно указывает на более общее. Из высказывания совсем еще недавнего великого классика «кто берется за частные вопросы без предварительного решения общего, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы» с полным основанием вытекает, что «постановщики задач» всегда будут теми, кто способен открыть глаза на неочевидные, но желанные вещи. И именно «постановщики задач», открывающие глаза на решение новых и неотвратимых проблем, сегодня и становятся крайне востребованными (финансовый кризис, вытеснение в массовом сегменте китайской продукцией и др.)
E-xecutive: В одном из интервью ректор Института Станислав Савин сказал, что жизнь – это преодоление противоречий. С какими трудностями вам как руководителю МВА-программы приходится сталкиваться чаще всего?

А.С.: В маркетинге есть такое понятие как «расширенная концепция товара». Аналогом этой концепции в образовательных услугах может рассматриваться используемая в МИРБИС «Пирамида составляющих конкурентоспособной образовательной услуги», включающая четыре основные компонента. У нас эта модель называется «Моделью тотальных конкурентных преимуществ». Она включает в себя «более актуальное содержание», «более актуальные формы проведения занятий», «более развитый сопутствующий образовательный сервис», а также «лучшую техническую оснащенность учебного процесса». При этом многочисленные опросы слушателей программ МВА указывают на то, что все-таки главным элементом востребованности выступает содержание образования. Причем для управленца содержание образования имеет две одинаково важные составляющие: «неартефактное», то есть неповерхностное, видение природы бизнес-организаций и технологий создания их конкурентоспособных конструкций, построенных из людей, а также «модели поведения» руководителей в реальном масштабе времени, обладающие большей результативностью.

E-xecutive: Одной из своих целей МИРБИС ставит подготовку руководителей нового типа. Опишите портрет такого специалиста. Как со временем меняется портрет выпускника МВА-программ?
А.С.: Миссия программ МВА МИРБИС - «подготовка управленцев, способных добиваться лидерства на руководящих целевых должностных позициях и умеющих создавать компании, ориентированные на отраслевое лидерство». Исходя из этой миссии, ключевые черты портрета выпускника программы МВА - это способности быть лидером, добиваться большей дееспособности подведомственной организации, уметь формировать видение перспективы организации в широком временном и пространственном разрезе. Я хотел бы остановиться на этих пунктах подробнее.

Быть лидером. Может ли компания быть лидером отрасли, если ее руководитель изначально согласен с третьестепенными ролями? Очевидно, что нет. Тем более - нет, если речь идет о глобальном лидерстве. Лидерство организации начинается с лидерства ее первого лица. Основные черты лидера наша школа видит в наличии четырех качеств: обладание энергией; умение заряжать энергией других; воля к победе; исполнение задуманного.

Добиваться большей дееспособности подведомственной организации. Организация – это, прежде всего, некоторая конструкция, предназначенная для приведения рук и мышления людей в непрерывное и ускоренное движение. Более того, современная бизнес-организация – это не только «фабрика по производству потока товаров или услуг». Это одновременно и «фабрика по производству потока идей и изменений», отражающих миграцию потребительских ценностей и соответствующих внутренних ресурсных преобразований. В то же время. традиционные организации не содержат конструкций для второго конвейера.
Современный руководитель – это конструктор организаций (организационных конструкций) именно с отмеченными характеристиками.

Уметь формировать видение перспективы организации в широком временном и пространственном разрезе. Раньше говорили, что «цели задаются», теперь все чаще говорят, что «цели планируются» и нужны «постановщики задач». Ведь совершенно не очевидно, каких материализованных приращений нужно желать на перспективу организации, чтобы она «росла вверх, а не вон» в условиях асимметрии развития субъектов отрасли и появления заменителей через рынки «завтрашнего дня».
E-xecutive: В Институте реализуется ряд социальных программ. Таким образом, МИРБИС подтверждает важность социальной ответственности бизнеса. Планируется ли в дальнейшем развивать это направление?
А.С.: Социальные программы и социальная ответственность МИРБИС всегда были важнейшей составляющей деятельности школы. Это направление сохранится и будет усиленно развиваться и в будущем. Институт видит в дальнейшем три основных направления социальных программ. Во-первых, реализуется весомый пакет программ «переподготовки» военнослужащих и других категорий граждан, меняющих работу и вместе с ней сферу деятельности, а также спонсорство в рамках благотворительных программ инвалидов и детей-сирот. Во-вторых, проходит подготовка специалистов-управленцев и предпринимателей, способных создавать новые рабочие места, тем самым повышая занятость населения. В-третьих, необходимо готовить руководителей, способных создавать бизнесы, конкурентоспособные в глобальной экономике, которые надежно закрепят за собой соответствующие рынки, а вместе с этим и национальный фонд заработной платы на этих рынках.
E-xecutive: В современном мире качество жизни личности, как правило, напрямую зависит от качества образования. Каковы составляющие современного качественного образования?

А.С.: В экономике XXI века, экономике знаний, больше 50% продукции в ВВП развитых государств становится информационным продуктом. И это не те информационные продукты, которые производятся, а те продукты, которые уже потребляются. В этих условиях качество самой жизни становится пропорциональным исчерпывающе полному получению потребителями именно информационных продуктов. Образование – это одна из технологий передачи информационных продуктов, причем тех из них, которые характеризуются наиболее сложной структурой. При этом именно образование есть еще и технология подготовки самого сознания людей к способности воспринять наиболее сложную информацию, к способности воспринимать информацию с высокой скоростью и, наконец, к способности ее синтезировать. Без этой способности человек просто не сможет через некоторое время воспринимать определенные потоки информации. Начнет накапливаться «информационное неравенство» и, вообще говоря, соответствующее «информационное расслоение общества». Однако пока это еще далекая перспектива.

Зачем люди учатся? Для того чтобы стать более успешными. И учить, следовательно, надо тому, что даст людям именно успех. А что делает человека успешным? Его признание окружением и известность через совершенный им шлейф действий. Поэтому качественный срез бизнес-образования мы связываем с учебными технологиями подготовки руководителей, которые смогут продвинуть себя в бизнесе через более быстрое «продвижение наиболее востребованных дел».

Конкретизацию таких технологий мы видим в трех направлениях (определенных стратегией МИРБИС):
1. Подготовка менеджеров, обеспечивающих повышенную производительность и результативность управленческого труда в условиях постоянных изменений, путем наращивания не количества труда, а его структурного качества.

2. Подготовка менеджеров, умеющих организовывать работу по запуску бизнесов на рынках «завтрашнего дня», начиная от упреждающего распознавания бизнес-идей и новых «зон прибыли» и их коммерциализации до создания и управления бизнесами и проектами в этих новых отраслях.

3. Формирование ценностных и поведенческих установок делового нравственно сбалансированного воспитания: осознания принадлежности к передовому социальному слою российских менеджеров, несущих ответственность за судьбу страны; готовности выйти на новый уровень успешной карьеры и принятия на себя большей смелости и ответственности за предпринимательские риски в значимых проектах.

E-xecutive: Во время мирового финансового кризиса многие компании и учебные заведения испытывают трудности. МИРБИС успешно пережил дефолт 1998 года. В чем, на ваш взгляд, заключается секрет выживания в условиях экономического кризиса?
А.С.: Когда Президента Франклина Делано Рузвельта спросили, что составляет наибольшую трудность в управлении, он ответил: «Cобытия, мой друг». Осознание того, что кризис – это всего лишь «событие», а событий не нужно бояться, на них нужно деятельно реагировать, - интегральная доминанта для всех успешных компаний. Этим принципом руководствуется и МИРБИС. Экономический кризис не исключает потребность в знаниях, а лишь изменяет приоритеты в востребованности различных тематик. Конечно, трудно ожидать роста деятельности в условиях кризиса. Однако именно кризис создает сильные предпосылки к изменению не количества, а качества деятельности. Успешно пережить кризис означает первым найти продолжающий оставаться востребованным сегмент деятельности и точки его некоторого роста, сохранить стратегическое ядро организации и разглядеть за рубежом кризиса новое качество, которое и составит скачок в миграции ценности в послекризисном периоде. Кризис 1998 года дал МИРБИС импульс к открытию новых специальностей, менее ориентированных на коммерцию, а более сфокусированных на материальной экономике.

E-xecutive: Можно ли ожидать новые тенденции в бизнес-образовании после окончания мирового финансового кризиса? Чему этот кризис научит современный менеджмент?
А.С.: Мы согласны с тем, что «эйфория легких денег» после кризиса закончится, и компании серьезно обратят внимание на традиционный показатель производительности денег – «фондоотдачу» (рентабельность активов), а значит - на Lean Production и на еще более важное направление – создание новых бизнес-моделей прибыли. Мы согласны с тем, что кризис – это «проблема регулирования» и что после кризиса финансовое управление странами будет более жестко контролировать предпосылки и факты «финансовых пузырей», но не допустит «перерегулирования» субъектами хозяйствования. Мы согласны с тем, что после кризиса возрастет спрос на добротную теорию и, значит, получат развитие концепции «дальнего прицела», взамен ныне действующего сиюминутного «голого» эмпиризма в реагировании на факторы кризиса («коротко прицельные пожарные действия» и меры без предварительного вскрытия природы кризиса).

Применительно к бизнес-образованию, мне кажется, что постепенно произойдет трансформация во взглядах менеджеров и предпринимателей. Так, особое внимание будет уделяться практичности в бизнес-образовании. Осуществится уход от сиюминутной «актуальной» конкретики решения текущих задач, которая востребована сегодня. На смену этому все больше будут приходить учебные технологии по совершенствованию силы разума в решении задач конструирования бизнеса в разрезе долговременной миграции ценностей и широкой расстановки дружественных и конкурентных производительных сил.

С другой стороны, получат еще больший импульс в развитии технологии интеграции совместной междепартаментной деятельности, исключения барьеров доступа «к телу руководителя» тех, «кому меньше положено», а также технологии принятия решений «за спинами участников», которые являются ключевыми. В противном случае в экономике постоянных изменений и нарастающих скоростей компании не смогут выстроить параллельно традиционным «продуктовым конвейерам» новые конвейеры - формирования постоянного потока соответствующих идей и изменений. МИРБИС по ряду программ МВА является крупнейшей в России, и школа видит и свою ответственность в решении этих задач принципиальной важности.

Материал подготовила Ольга Бедарева, E-xecutive

Категория: Успешный менеджер. Кто он? | Добавил: prive (09-Января-2009)
Просмотров: 512 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024