Биографическая справка: Вероника Михайловна Васильцова, родилась в 1956 г. в городе Светлогорске, Калининградской области в семье военных. Отец – один из конструкторов первых советских телевизоров «КВН». Училась в Вильнюсском инженерно – строительном институте. В связи с изменением семейного положения, рождением ребенка и сменой места жительства, учеба была на время прервана. В 1984 году закончила Кубанский политехнический институт по специальности «инженер – экономист». Кандидатскую и докторскую (1999 год, СпбГУ) степени защитила по направлению «Макро – и микроэкономическая динамика основных фондов предприятия». Сторонница теории «Длинных волн в экономике», разработанной Н.Д. Кондратьевым. В настоящее время основные научные интересы сосредоточены на изучении проблем теории и практики катастроф и неравномерности развития экономических систем. С 2000 года директор Института Экономики и Управления ЧГУ, заведующая кафедрой экономики ЧГУ. С 2002 года директор Инженерно-Экономического Института ЧГУ. Сын Виталий Сергеевич Васильцов – работает в ОАО «Аммофос» и является аспирантом ЧГУ, научный руководитель – д.э.н., профессор кафедры экономики ИЭИ Н.Д. Колесов.. Череповецкий государственный университет, созданный когда-то на базе бывших ЧГПИ и индустриального института, нынче заканчивает шестой год своего существования в столь солидном статусе. Становление вуза идет совсем непросто, о чем свидетельствует нахождение в предпоследней десятке в рейтинге классических университетов России, рассчитанном Министерством образования по результатам 2001 года Ставшие уже традиционными, ежегодные трансформации университетской структуры, весьма скептически воспринимаемой и студентами и профессорско – преподавательским составом ЧГУ. В наступившем учебном году структура ЧГУ опять претерпела изменения. В здании на проспекте Победы, 12 «почили в бозе» несколько институтов, а на их месте возникло одно из самых крупных подразделений нашего университета – Инженерно – экономический институт, объединивший под своим крылом «бывших» экономистов, строителей и специалистов в области информационных технологий. О проблемах нового института ЧГУ, его настоящем и будущем мы ведем разговор с его директором, доктором экономических наук, профессором Вероникой Михайловной ВАСИЛЬЦОВОЙ. - Институт уже существует примерно полгода. Понятно, что основная тяжесть забот о его становлении выпала как раз на подготовку и начала нового учебного года. Теперь Вы, наверное, уже можете сказать, что произошло с новым изменением статуса и структуры института. - Можно сказать, что смена статуса и изменение структуры института, которая теперь объединяет специалистов трех различных профилей, далась и дается нам очень нелегко. Институт стал намного больше, сложнее, возникли серьезные трудности в управлении, которые мы преодолеваем с большим напряжением. Возникла проблема общей идеологии, объединяющей в единое целое, прямо скажем, совсем разных людей и специалистов. Тяжелее стало координировать работу администраторов, сотрудников, возникло много новых, ранее не существовавших проблем в управлении персоналом. В тоже время, можно сказать, что с укрупнением института (а это была, прежде всего, идея нашего ректора, убеждавшего меня, что гораздо удобнее и выгоднее на одной территории держать один, а не два или три института), мы получили новый импульс для развития, который, с течением времени, не исключено даст нам возможность гораздо спокойнее дышать в условиях очень острой конкуренции в которой мы работаем и того изменчивого спроса, который существует на рынке труда В этом году мы открыли сразу три перспективные специальности: «Математические методы в экономике», «Мировая экономика» и «Экономика и экспертиза недвижимости». Последняя специальность, как вы, наверное, заметили, объединяет между собой экономистов и строителей. Сейчас строительные специальности пока находятся в состоянии определенного коллапса. Но через несколько лет (а это очень наглядно показывает проведенный мною анализ динамики спроса на кадры специалистов АО «АМКО», которое планирует расширять строительство у себя промышленных объектов) ситуация может резко измениться и уже не экономисты, спрос на которые может упасть, как сейчас, будут «кормить» строителей, а наоборот. Интересные варианты динамики развития института просматриваются и в соединении специальностей экономического профиля и информатики. Напомню также, что кроме новых специальностей у нас в институте существуют и «старые». Это «экономика предприятия» отнюдь не утратившая своей актуальности и относительно «свежая» и очень перспективная специальность «менеджер организации», которую второй год курирует заведующая кафедрой менеджмента, профессор Г.М. Тюлю. Здесь мы тоже можем ожидать очень больших результатов. Вообще, если подвести общий итог, то в этом году закончилась та огромная инновационная работа, которую мы вели, стараясь приобрести всю предлагаемую нами сегодня номенклатуру профессий и теперь, несколько лет, мы будем полностью погружены в процесс доведения всех наших замыслов «до ума». Кроме того, напомню, что в этом году, наверное, даже впервые в истории ЧГУ наш институт заключил большой хозяйственный договор с «Северсталью» на проведение исследований, к которому будут подключены и преподаватели и студенты ИЭУ. От Министерства образования мы сделали заявку на два больших гранта по теме «Методология и методика определения экономического потенциала региона» и «Экономическая безопасность современных предприятий», предполагающие создание целого ряда учебников, научных статей, подготовки экспертных рекомендаций для органов федеральной и власти, и систем управления предприятиями. - Вы говорили о конкуренции. Понятно, что институт как подразделение ЧГУ, хотя он и является государственным, все же, в каком-то смысле функционирует по законам рынка. Считаю, что в настоящее время у государственного вуза гораздо больше преимуществ в этой борьбе. Проще получить лицензию, аккредитацию, пройти аттестацию. Есть бесплатный набор, который финансирует государство. Имеется достаточно дешевая и удобно расположенная материально-техническая база, различные бюджетные и внебюджетные формы работы с преподавателями, какая - никакая социальная сфера, государственные гарантии и льготы для студентов. Так, поступив в ЧГУ, мальчик гарантирует себя хотя бы на какое-то время от нередко бездарно проведенного времени службы в армии, а, может быть, и сохранит себе жизнь, так как служить в нашей армии в сегодняшнее время отнюдь не безопасно. - Все это так. Но далеко не все так гладко. Ту же аттестацию, которая проходила в прошлом году, мы преодолели абсолютно безболезненно. Что, между прочим, не удалось сделать далеко не всем институтам и кафедрам ЧГУ. Однако не надо забывать, что у нас, только по непроверенным данным в одном Череповце целых 19 конкурентов. Причем многие из них как раз работают без лицензии, аккредитации или аттестации и в этом смысле имеют заметное преимущество перед нами, т.к. мы – всегда на виду. Кроме того, схема получения и использования нами заработанных финансовых средств такова, что за любую копейку в бюджет института мне надо по настоящему побороться, т.к. все деньги проходят через казначейство и плохо контролируются нами. Коммерческие вузы этой проблемой как раз не обременены. Собрав деньги на обучение, они кроме налоговой инспекции, ни перед кем не отчитываются. Для нас же сделать любое существенное приобретение – целая бюрократическая проблема. Еще одна целая проблема – уравниловка в оплате труда. Я не могу материально наказать человека, работающего плохо. Точно так же, что никак не могу поощрить человека, работающего хорошо. Существующая государственная система оплаты труда мне в полной мере сделать не позволяет. - Кроме координации работы профессорской – преподавательского состава нового института, проблем конкурентной борьбы и поощрения сотрудников, чему еще, в большей степени, подчинено сейчас Ваше внимание? - Во – первых, существует проблема преподавательского состава. Квалифицированных кадров явно не хватает, и мы от этого очень страдаем. Проблема еще и в том, что оплата труда специалиста в сегодняшнем вузе неконкурентоспособна по сравнению с оплатой его же труда на большом промышленном предприятии. Наши средние зарплаты уступают, например, зарплате специалистов того же уровня на «Северстали» в 5-6 раз. Люди социально незащищены и с легкостью меняют место работы, если у них такая возможность возникает. - Выход? - Выход пока видится в том, чтобы готовить кадры преподавателей внутри нашей аспирантуры и приглашать специалистов из других городов. Так, в этом году из Казахстана к нам, например, переехала кандидат экономических наук Зульфия Мазгаровна Магрупова. Конечно же, во – вторых, очень много внимания уделяется проблеме создания, укрепления и обновления материально – технической базы института. В этом году мы примерно на тридцать процентов обновили состав мебели в институте, обновили один и смонтировали еще один новый компьютерный класс (и, с учетом имевшихся и «полученных» в результате объединения институтов, их стало уже семь). Среди крупных хозяйственных достижений – монтаж «козырька» над входом в здание, строительство удобного подъездного пути к нему, ремонт столовой, которая теперь будет состоять из двух залов. - Кстати, в это столовой, Вы не планируете создать нечто вроде интернет –кафе для студентов? - И такие мысли были! Полагаю, что такая форма общения очень перспективна, но вернемся к текущим направлениям работы ИЭИ. В – третьих, мы активно продолжаем закупать учебно-методическую литературу, наглядные пособия, программное обеспечение. Так, в нынешнем году кафедра начертательной геометрии наконец-то получила в свое распоряжение программу Avtocad, что значительно поднимет уровень ее работы со студентами. У нас появился полноцветный щирокоформатный принтер и ксерокс, автоматизируется делопроизводство. Каждый преподаватель теперь без проблем может получить полное расписание своих учебных занятий за год и ряд других информационных блоков. - От перегрузок на административном и хозяйственном «фронтах» не страдают ли Ваша научная деятельность, учебная и воспитательная работа со студентами, семья, досуг. - Страдают, конечно, хотя я стремлюсь держать себя в хорошей форме и по всем вышеперечисленным направлениям. В этом году у меня вышло три учебника, одна монография. Двое моих уже бывших аспирантов защитились, а еще пятеро из двадцати, которые учатся в разных вузах, выходят на защиту уже в будущем году. Я очень люблю своих аспирантов и стремлюсь, чтобы все лучшее , что есть у меня как специалиста и ученого, перешло к ним. Что касается учебных занятий с рядовыми студентами и моей воспитательной активности, то здесь, хотя воспитательная система пока только складывается (моим заместителем по воспитательной работе является В.В. Плашенков), я стараюсь передавать систему своих взглядов на мир, ценностей во время лекций, семинаров, практических занятий, на научных студенческих конференциях с самого первого дня знакомства с ними. У меня есть собственная спортивная и культурная программа. Своему физическому здоровью я уделяю внимание по утрам и по средам, когда хожу в тренажерный зал и посещаю бассейн. За последний год я несколько раз посетила концерты, музеи в Москве, Питере, трижды была в опере. У кого еще в городе есть подобные достижения? - И последний вопрос. Если мы представим себе график, где по оси абсцисс будут выложены годы существования Инженерно – экономического института ЧГУ, а по оси ординат уровень его развития, достижений, то как институт будет двигаться дальше. Скажем к точке обозначенной как 2007 год, когда его будут заканчивать нынешние первокурсники. - Вперед и вверх, аккумулируя и накапливая потенциал и преодолевая все препятствия на пути.
|