Бизнес вокруг «Северстали». И все? - Виктор Ефимович! Интерес к этой беседе с Вами подогревается у меня тем обстоятельством, что мы оба значительное время имели самое прямое отношение к воспитанию и подготовке большого числа череповецких предпринимателей. Только акцент моей работы лежал больше в области работы с детьми и подростками, а Ваши усилия были направлены на работу со взрослыми людьми. В ходе нашей беседы мне бы хотелось с одной стороны сверить наши впечатления на данный предмет, а с другой – возможно увидеть для себя какие-то новые перспективы развития предпринимательства в городе. Я знаю, что Вы только что ушли из Агентства городского развития и хотел бы спросить Вам - почему? А также узнать о том, что Вы думаете делать дальше. - Я ушел из Агентства городского развития, прежде всего потому, что исчерпал себя в роли администратора. Те проекты, которые я начинал в агентстве («Самозанятость», «Бизнес-инкубатор») имеют своих руководителей, а заниматься контролем, руководством руководителей я не вижу для себя никакого смысла. Сейчас я перешел на работу в университет. Хочу продолжить свою языковую практику (Приходский ведет в ЧГУ некоторые экономические дисциплины на английском языке. Прим. И.В.). Вместе с тем в моей сегодняшней и, надеюсь, в будущей работе будет продолжена и та линия, которую я начал в проекте «Самозанятость»: основы философии и психологии предпринимательства, предпринимательство как призвание, как образ жизни, как некое личностное качество, обобщенная характеристика человека определенного типа. - Я согласен с Вами, что предпринимательство, предприимчивость – это важный, возможно даже стратегический личностный ресурс, гарантия того, что при определенных поворотах жизненной судьбы человек не сорвется, не пропадет. Но вот в чем «заковыка»: в нашем городе, где доминируют огромные промышленные гиганты, является ли этот личностный ресурс нужным, востребованным. У меня, например, на этот счет очень серьезные сомнения. И даже шаги, которые, вроде бы, предпринимает городская администрация, лично для меня выглядят лишь как дань моде, как необходимая в работе функционера галочка: «Раз требуют, значит делаю!». В мое время на наши попытки работать с молодыми предпринимателями и внимания никакого не обращали. А зачем – раз не требуют?! - О значимой роли предпринимателей в городской экономике говорить, конечно же, не приходиться. Если взять, к примеру, городской бюджет и посмотреть каков его процент приходиться на долю предпринимателей, что-то производящих, то он не превышает и одного процента. Вместе со сферой торговли и услуг доля вклада предпринимателей в бюджет города составит, в лучшем случае, 7-8-9 процентов. Для того, чтобы этот город жил, не умер, он должен как можно меньше зависеть от «Северстали». Иначе любые существенные колебания на рынке металлопроката (возьмем даже этот год) будут лихорадить жизнь горожан. В городе должны возникать предприятия, укрепляющие его экономику, делающие ее более стабильно. А значит, нужны и предприниматели. - Однако, крупные предприятия, привносящие деньги в город извне, не могут возникнуть на пустом месте – нужны крупные капиталовложения и иные ресурсы. Пока же, к сожалению, все складывается таким образом, что если в Череповце и складывается какая-то предпринимательская среда, то она концентрируется вокруг больших предприятий, но, прежде всего, «Северстали»: предпринимательская среда обслуживающая «Северсталь», предпринимательская среда обслуживающая обслуживающих «Северсталь» и т.. и т.п. – дурной замкнутый круг из которого не видится никакого выхода. Более того, в нынешней ситуации развития промгиганта, когда он превращается чуть ли не в транснациональную компанию, внутренние череповецкие предпринимательские ресурсы обречены на прозябания. Все крупные, престижные, денежные заказы будут уходить из города: в Москву, в Питер, заграницу, где уровень развития предприятий и организаций подобного типа неизмеримо выше. А наши будут самым прямым образом прозябать, влачить жалкое существование. Как получить предпринимателя? «Пинком под зад»! Основываясь на том, о чем мы говорили ранее, то чем занималось Агентство городского развития, в частности программа «Самозанятость», на этом фоне вообще кажется простым «профукиванием» средств, безнадежной затеей: из социальных аутсайдеров, клиентов Центра занятости искусственными средствами пытаются сделать каких-то предпринимателей, которые, о Чудо, якобы привнесут нечто существенное в городскую экономику. Причем пытаются из них сделать предпринимателей люди, которые НИКОГДА предпринимателями не были. Те, у кого просто нет опыта создания ни одного успешно действующего на рынке предприятия. - Не совсем согласен. У «Северстали» действительно много дочерних предприятий, на 80-90 процентов зависящих исключительно от ее заказов. Если их не будет – они умрут. Если они выйдут из состава «Северстали», то не исключено – «Северсталь» ожидает двойной-тройной рост цен с их стороны на обслуживание. Но, между тем, при определенном раскладе эти предприятия могли бы продавать свою продукцию и услуги не только «Северстали». А это, с учетом того, что налогооблагаемая база будет расти, новые деньги для города. Что касается программы «Самозанятость» в частности и Агентства городского развития в целом, Вы частично правы в том, что своей деятельностью они проблемы развития малого и среднего бизнеса в городе явно не закрывают. И проблема здесь даже чисто психологическая. В предпринимательство должны приходить люди, ощущающие его как свое призвание, ставящие перед собой значительные жизненные цели, понимающие, что для достижения их понадобятся немалые энергетические и интеллектуальные усилия, жизнь в агрессивной, иногда даже враждебной по отношению к твоим идеям среде. Иначе твой бизнес будет даже не средним и не малым, а просто мелким, обреченным на вымирание. Называть то, чем мы занимались в агентстве консалтингом, конечно же, будет неверным. Консультантами в бизнесе, по определению, не могут быть люди, которые никогда бизнесом не занимались. Задача наших усилий сводилась, скорее всего, чтобы предоставить выброшенному в море безработицы человеку нужную морально-психологическую поддержку. Ведь ему важно знать, что он не брошен на произвол судьбы, что есть место, где ему могут оказать помочь. Можно говорить о создании, накоплении за этот период жизни агентства какой-то важной методологии, инструментария подготовки бизнесмена. Об определенном начальном этапе создания в городе институтов, оказывающих поддержку деятельности подобного типа и людям ее олицетворяющим. - Для этого надо было создавать штат чуть ли не из двадцати человек, платить им приличные зарплаты, расходовать городской бюджет? - Нет, конечно! Я считаю, что в агентстве должно работать 4-5 человек, занимающихся организацией всего процесса, а должные приглашаться под определенные проекты и заказы. Бюджетные ставки людей расслабляют, пропадает заинтересованность в клиенте, начинается псевдодеятельность, «втирание пыли» в глаза. Зачем работать, когда итак заплатят. А вот в Интернет за счет бюджетных средств посидеть бесплатно и выдать какой-то продукт, якобы насущно необходимый для жизни агентства, это святое дело! Но в любом случае и это мое мнение однозначно – через подобного рода программы должны пройти не 100 человек в год, а тысячи. Может быть даже весь город. Подобную психологию предприимчивости нашим людям надо прививать. Ее надо культивировать повсюду. Ведь российские цифры количества предпринимателей на душу населения по сравнению с западными просто смехотворны. У нас нет традиций предпринимательства, а они нужны! Что касается личности самого преподавателя бизнеса, то я для себя понял – чтобы учить ему необходимо самому быть предпринимателем, получить соответствующий опыт. - Мой опыт работы с юными предпринимателями видится мне более оптимистичным. Хотя, конечно же, на них тратились не месяцы, а годы (по 6-8 лет), но результат тем не менее кажется мне очень хорошим. Я не только вижу массу ребят прошедших школу «Призвание» и ее ключевые мероприятия в качестве успешных студентов экономических вузов, но и то, что люди в 22-23 года УЖЕ являются предпринимателями в полном смысле этого слова и НЕ СОБИРАЮТСЯ никуда сходить с этого пути в будущем. Более того, уже бывали случаи, когда их бизнес обрывался, но они начинали его снова, почти с нуля. - Это понятно, молодые более восприимчивы к новой информации. Вообще ко всему новому. - Однако повторюсь, город на это явления НИКОГДА «не западал», мэрии этот позитивный опыт никогда не был интересен. Более того, я вижу ту же самую картину, что и много лет назад. Людям у которых что-то получается, которые РЕШИЛИ, что предпринимательство их стезя НИКТО И НИКАК не помогает, хотя в этом нужда есть! А помощь идет в другую сторону и она неэффективна! Возьмем те же компьютерные клубы города, которые возглавляют в основном очень молодые люди. Кое-кто из представителей городских властей называет их чуть ли не «исчадием ада». Но я, например, вижу что это как раз и есть зарождающийся мощный потенциал для предпринимательской среды, который абсолютно игнорируется. И в том же духе! Есть ли, спрашивается, у наших городских стратегов глаза?! - Я согласен, что представления о бизнесе, первые шаги в предпринимательство должны закладываться еще в школьном возрасте. Должны быть соответствующие программы и они должны быть поддержаны, чтобы люди, делающие их, не чувствовали себя верблюдами. - Вы считаете, что процесс подготовки предпринимателей должен уйти в школы? - Нет, конечно. Но какая то часть ответственности должна быть переложена на них. У нас в агентстве были связи со школами в ходе реализации программы ТАСИС. - Мой опыт однозначно показывает, что самым надежным и верным способом получения личности предпринимателя является самое ранее и, конечно же, разумное, подключение молодого человека в предпринимательскую среду. Начиная вариться в этой среде, он проникается его ценностями, культурой, моралью, набирается опыта, навыков, берет на вооружение какие-то уже существующие эффективные модели предпринимательского поведения. Естественно, я не сужаю проблему до уровня участия детей в торговой или иной бизнес - деятельности родители. Я говорю о более широкой предпринимательской среде, которая не сужает мышление ребенка до уровня «купи-продай». В этой схеме: и жизненный первоначальный предпринимательский опыт, и умение строить широкие социальные связи, и игра, и хорошее, но разумное и осмысленное образование. Не как это делается повсеместно: обучение ради обучения или получения диплома. Человек должен научится ставить перед собой цели и выполнять их. В моей практике был опыт, когда парень понял, что тот тип получаемого образования ему не нужен и он бросил вуз, вопреки мнению всех, и даже ушел в армию, но остался верен своим жизненным целям. - Еще одна сторона медали: в нашей культуре почему то принято считать, что много зарабатывать это плохо. Поэтому «полет мечты» ограничивается какими-то смешными для бизнеса цифрами. Люди не учатся с «младых ногтей» мечтать о большем, о больших деньгах. О том, что бы не просто стать «миллионерами», а «долларовыми миллионерами». Пока подобная практика не проникнет в нашу педагогическую культуру, мы никогда не получим настоящих предпринимателей. Мы обречены быть бедными, бедным обществом. - Виктор Ефимович, а когда, в какой момент, по Вашему мнению рождается личность предпринимателя? - В тот момент, когда человек «сжигает за собой мосты» и начинает понимать, что полагаться ему следует только на самого себя. - Мои наблюдения об этом не говорят. Чаще всего происходит так, что человек держится в той или иной структуре, организации до последнего. И лишь тогда, когда ему активно «помогают», вышибают из нее «пинком под зад», он начинает обращаться к своему внутреннему потенциалу, раскрывается как предприниматель. - В большинстве случаев так и происходит. «Мосты» за собой «сжигает» в лучшем случае 1 человек из 100. То есть он идет на предпринимательство сознательно. Зачем предпринимателю государство? - В своей практике работы с предпринимателями я столкнулся с тем, что люди очень не любят платить государству налоги. Они с ужасом воспринимают тот факт, что из 100 рублей заработанных ими средств 80 или даже 90 рублей надо отдать государству. Между тем, подобные цифры это повсеместная в мире практика. Везде предприниматели отдают государственным органам больше, чем они зарабатывают - Предпринимателей я думаю совсем не трудно понять. Отдавать деньги вообще тяжело, но отдавать их тому, кто а) не сможет ими эффективно распорядиться, б) обогатиться за твой счет или в) вырастить тебе же на них твоего конкурента, своего протеже, психологически вообще на грани невозможного и воспринимается не как почетная обязанность, и даже никак необходимое зло, с которым ты должен смириться, а как наглое насилие государства по отношению к бизнесмену. Государевы мужи любят у нас говорить о том, что они то уж самые мудрые люди на свете и чисты аки ангелы. Но кто в это поверит? Открытого диалога между бизнесом и государством, особенно между малым и средним бизнесом ведь нет. Игры есть, а диалога нет. Еще одна сторона вопроса – одни предприниматели платят, а другие не платят ничего. Например, последнее свойственно для молодежного бизнеса. Там даже мысли о том, что налоги надо платить иногда не допускается, т.е. полная социальная безответственность. Получается одни «доятся», а другие – нет! И эту молодежь тоже понять можно. Ни у одного ныне заматеревшего бизнесмена нет идеально чистой биографии. Смешно наблюдать за некоторыми из них: все знают, что в свое время они хорошо «нахапали», а теперь, смотришь, даже всякого рода призы от налоговой инспекции получают – идеальные налогоплательщики! Понятно, что такая практика прощения одних и не прощения другим, стремления к тому, чтобы быть образцом налогоплательщика, не стимулирует! - Еще одна сторона проблемы. Предприниматели обычно стремятся расширить свое дело. И от юридических форм индивидуального предпринимательства, как правило, переходят к другим, более сложным – к ООО, АО и т.д. Подобные переходы сопровождаются огромным увеличением формальной бумажной работы, способной похоронить любое дело. У нас ведь не госорганы обязаны «уличать» предпринимателя в сокрытии налогов и других ограничений. У нас предприниматель должен доказывать, что он не виновен. Принципа презумпции невиновности в государственной политике по отношению к предпринимателю не существует. И что же получается. Не имея ни средств, для получения квалифицированных услуг, ни свободного времени, предприниматель изыскивает и без того не слишком большие ресурсы на эту совершенно не нужную ему работу, отнимая свои силы и средства от главных задач своей деятельности. - В данном случае я считаю, что подобная ситуация создается специально. Кому-то выгодно, чтобы было именно так. Создается рынок для лиц и организаций, близких к государству. И этот рынок откровенно паразитический. Зачем заполнять столь сложные налоговые декларации. Для лучшей отчетности? Нет, чтобы кормить прихлебателей. В то же время я не отрицаю, что потребители товаров и услуг предпринимателей сейчас нуждаются в защите. Культура современного российского бизнеса такова, что нередко в деятельности бизнес-предприятий доминирует психология временщика: продать, скинуть товар сегодня, сейчас, любой ценой. - Это с одной стороны. Но ведь и другая сторона - культура потребления не отличается изысканностью. Каков потребитель, каков его уровень требовательности к товару и к услугам, таков и сам товар или услуга. Качество приходит с опытом, но если спрос, как в добрые советские времена, превышает предложение, думать о качестве, с моей точки зрения просто бесполезно. Кроме того, на уровень качество прямым образом влияет платежеспособность потребителя товаров и услуг. Если оно является низким, то какого качества можно ждать? Как его предприниматель может обеспечить? - Тем не менее на эту сторону вопроса госорганы никакого внимания не обращают. У них свое представление о том куда и как должно развиваться предпринимательство. Основанное не на данных той же науки, не на опыте (они же сами бизнесом не занимались!), а на своих вкусах. Предприниматель и наемный работник. Союз или противостояние? - Предприниматель тем и отличается от наемного работника, что он хочет сделать что-то свое, что у него есть цель к которой он стремится несмотря на все привходящие обстоятельства. Аксиомой современного менеджмента считается, что предприниматель должен вкладывать не малую часть своих доходов в развитие персонала. Особенно если он хочет себя считать человеком современным. Обычно эта аксиома, идущая к нам с Запада, воспринимается чисто умозрительно. С моей точки зрения это напрасная трата сил и времени. У предпринимателя есть цель. Для ее осуществления помимо предпринимательских способностей ему нужна организация, работающая как часы. Если он будет вкладывать свои силы и ресурсы в развитие персонала, культивировать появление личности, то он столкнется с ситуацией, что у кого-то в его фирме тоже появиться своя цель и необходимость в открытии своего дела. Оправданы могут быть, вероятно, лишь такие затраты, которые связаны с людьми одинаково понимающие миссию предприятия, разделяющие его конечные цели. Что случается слишком редко. О миссии много говорят в организациях, но очень часто персоналом создается лишь видимость того, что они эту миссию понимают и, более того, разделяют. - Это, с моей точки зрения, нормальная картина развития бизнеса. Вы получили личность, которая хочет и может начать вести свое дело. Можно прекратить с ней всякие контакты, а можно перестроить, переструктурировать свои отношения с ней. Сделать совместный шаг вперед. Хотя, безусловно, подобное очень сложно: люди большей частью расходятся навсегда, чем пытаются видоизменить свои друг с другом отношения. Личностное поведение бывшего подчиненного воспринимается предпринимателем большей частью как «вызов» или даже «плевок», «обида». Хотя создаваемая предпринимательская культура должна этот момент переварить для себя. - Больше всего, кстати, встречается другая ситуация. Как правило, предпринимателю не удается идти в выбранном ранее направлении и он должен все время маневрировать, корректировать свои цели. Любая коррекция целей – это затраты. В том числе энергетические. Иногда собственный коллектив превращается для предпринимателя в настоящего «энергетического вампира», который высасывает из него все. Не даром, очень часто предприниматели бросают свой коллектив, говоря себе: «Хватит!» или назначают менеджера от которого требуют добиваться от принадлежащего им бизнеса определенного уровня доходов. - В любом случае взаимоотношения предпринимателя с собственным персоналом – это важнейший ресурс для реализации его дела. И к нему надо подходить с большим пониманием чем это делается сейчас, творчески что ли. Если ты научился выращивать персонал, но не научился развиваться сам, ясно, что ты лишь вырастишь себе конкурентов, но своих целей не добьешься никогда. октябрь, 2001 г.
|