Из конца 80-х Судя по названию, наш читатель может подумать, что речь идет о каком-нибудь ветеране аж Крымской войны, который на 150 –м или 180 году жизни, наконец-то решил поделиться с безусой молодежью своими впечатлениями и взглядами на прошедшую огромную жизнь. Однако же нет. Владимир Николаевич всего лишь только перешагнул рубеж сорока лет и смотрится человеком крепким, разумным и пышущим крепким северным здоровьем. Другое дело, что: в силу ли обстоятельств, в силу ли личных особенностей ему за свою еще совсем небольшую жизнь удалось очень и очень близко прикоснуться к тому, что мы сейчас называем череповецким предпринимательством, нашим родным городским бизнес - классом. Сейчас Владимир Николаевич является исполнительным директором череповецкой ТПП, призванной, прежде всего, служит посредником между предпринимательским сообществом города, государственными и муниципальными структурами, общественностью, хотя на этом список «обязанностей» палаты отнюдь не заканчивается. Между тем, в свое время, в года, так сказать, глухие, советские, в конце 80-х и начале 90-х В.Н. Ефремов возглавлял сначала отдел кооперации в тогдашнем горисполкоме, а затем, несколько лет, отдел предпринимательства мэрии города Череповца. Первые ласточки Когда предпринимательство в Череповце только зачиналось, по словам Владимира Николаевича, это явление с сегодняшней точки зрения носило очень забавный характер. Например, в горисполкоме существовала на этот счет специальная комиссия из людей весьма далеких от бизнес – реалий, которая, заслушав того или иного «кандидата» на роль предпринимателя, давала или отбирала у него право быть им. Доходило чуть ли не до выдачи характеристик по комсомольской или партийной линии. Многие бизнесмены, к тому же, в то время были членами партии и многие просто не могли себе представить, когда со своей месячной зарплаты какой-нибудь «коллега по партии» Евгений Матвеев платил членские взносы, превышавшие 5-6 средних месячных «металлургических» зарплат! И в то же время, ему, чтобы выехать в Германию за первой партией компьютеров приходилось чуть ли не изучать историю Германии за 25 веков и знать всю партийную элиту восточных немцев поименно. Однако, несмотря на все выверты партийных и комсомольских боссов, сказочно разбогатеть в те годы, между прочим, было довольно просто – банки, не являвшиеся тогда коммерческими, по указке сверху давали любые кредиты, которые никто не собирался возвращать, а тот же пресловутый «вагон металла» можно было запросто получить от родного завода и не очень беспокоится о его возвращении. Владимир Николаевич сказал, что у него в горисполкоме тогда существовал своеобразный «черный список» на таких вот авантюристов и, собираясь на встречу со студентами, он заглянул в него, чтобы проверить, кто из тех, кто когда-то прихватил «ничейное» сейчас «рулит» в городе крупным бизнесом. Оказывается, таких немало. Что тогда представлял череповецкий бизнес. Это что-то около 300-400 различных кооперативов, или, как сказал Владимир Николаевич, «небольших колхозов». Состоявших из собственников, еще совсем недавно ходивших на работу «по гудку». Естественно в предпринимательских вопросах, каждый из них разбирался довольно слабо, зато свой интерес «блюл». В итоге подавляющее большинство из этих кооперативов быстро заканчивало свое существования. Если в «колхозе» работает 25 человек, и каждый имеет свое мнение, да еще пытается его провести в жизнь, такая бизнес-единица однозначно обречена на провал. Первые битвы за собственность После того как в жизнь вышел «Закон о предприятии и предпринимательской деятельности» у многих деятельных натур, появилась возможность не только поднять свой бизнес на новую высоту, но и освободиться от «балласта» коллег – собственников. Владимир Николаевич утверждает, что начиная со дня выхода Закона в свет к нему в отдел предпринимательства сразу же была протоптана и долго не зарастала «народная тропа» из обиженных людей, которые вдруг осознали, что директора их предприятий просто обвели их вокруг пальца при дележе собственности. Делалось это примерно так. Директор собирал коллектив и восторженным тоном сообщал: для того, чтобы предприятие процветало, а сотрудники получали больше денег, они должны переписать всю собственность на его имя. И ведь убеждали наивных дурачков. Убеждали и становились первыми полноценными собственниками бывшей государственной собственности! Были и другие случаи, когда «новые собственники» назначали человека директором, он бил себя кулаком в грудь («Я – директор!»), а потом его увольняли или ставили в положение, когда он ни чем не мог распоряжаться, несмотря на свой, казалось бы, фантастический директорский статус. После того, когда вышел «Закон о приватизации» негативные черты новорусского бизнеса проявились еще в большей мере. Тогда все бывшие крупные государственные предприятия по воле Чубайса превратились в АО, а их генералитет фактически за бесценок получил возможность превратиться в крупных собственников, читай олигархов. По словам Владимира Николаевича в Череповце, по сравнению с другими российскими городами, этот беспрецедентный передел «оч-чень большого государственного пирога» проходил намного корректнее: и по отношению к бывшим руководителям заводов, и по отношению к персоналу. Как закалялся бизнес-менталитет Многие из тех, кто когда-то зарабатывал первые капиталы не совсем благовидным трудом, нынче выросли как бизнесмены, легализовались и ни под каким видом не хотят возвращаться назад и даже оборачиваться взглядом в свое прошлое. Они – уже другие. - Мне, - сказал В.Н., - приходилось в Москве встречаться с бывшими череповецкими таксистами, которые когда-то быстро поняли свое новое положение и сумели захватить часть собственности. Нынче это весьма богатые и респектабельные люди, некоторые закончили престижные западные вузы. Напоминание о том, что когда-то они были таксистами в Череповце для них – оскорбление. Надо сказать, что «поимев» собственность, люди отнюдь разом не превращались в бизнесменов. Многие из тех, когда-то мечтавших лишь о радостях советского человека: квартира, машина, дача, заработав первые большие деньги, просто дурели от их вида, никак не отдавая себе отчет, что деньги куда-то надо вкладывать, а непросто «прожигать». Это были первые бизнес-неудачники новой эпохи, буквально превратившие свои состояния в прах и деградировавшие не только как бизнесмены, но и как люди. Другие же, вполне талантливые люди, получившие в свое распоряжение немалую собственность, вдруг осознали, что собственность – это еще и огромная ответственность, огромное напряжение: ночами не спишь и только думаешь, как бы не унесли, не ограбили, не сожгли. И поводом к переживаниям было более чем достаточно. В середине 90-х не проходило и дня, чтобы «синим пламенем» не уходил в небытие какой-нибудь киоск или ларек, а то и целый ресторан. В эту же эпоху бурной «черной приватизации» в городе были совершены громкие убийства или покушения на жизнь бизнесменов: Шевкуна, Красушкина и других. Более менее все успокоилось в эпоху «бутиков», то бишь модерновых киосков, торговая площадь которых превышала 12 метров. К чести наших бизнесменов, Череповец не превратился в Чикаго 30-х годов и все конфликтные вопросы сейчас решаются более или менее цивилизовано. Что для молодых? - Существует предубеждение, - сказал Владимир Николаевич студентам,- что все наиболее «жирные» куски бизнеса и не только уже разобраны и новому поколению бизнесом заниматься уже невозможно. Это предубеждение. В свое время я, уже глава отдела предпринимательства, получив квартиру на улице Наседкина никак не мог взять в толк – зачем на этой улице открывать второй магазин. Ведь один магазин уже есть?! Там и молоко есть, и водка, и колбаса. Чего же еще надо? Сейчас на этой улице Наседкина сотни магазинов и люди, их владельцы находят свою нишу и зарабатывают, во общем, приличные деньги. То есть, на рынке всегда есть при соответсвующем упорстве. Нынче требования к бизнесу становится все более серьезным и он, отчасти. Начинает функционировать по западным стандартом. Смешно вспоминать, но первое представители западной фирмы в Череповце, никак не мои уразуметь, почему свою продукцию они «обязаны» продавать через магазины какой-нибудь Марь Иваны сорок лет работавшей в системе горпищеторга, а не через свободную торговлю. А так было выгоднее! Теперь же – все уже иначе. Бизнес развивается, появляются новые перспективные рынки. Сейчас, например, это строительный рынок, на котором в Череповце работают уже больше 100 фирм. Потом, вероятно, это будет рынок жилищно – коммунальной сферы. И прецеденты этому есть! Кроме того, старшее поколение бизнесменов, заработав большие деньги и заполучив огромную собственность, уже не в силах или просто устали тотально контролировать все что в их бизнесе происходит. Им нужны лояльные менеджеры, которые будут получать очень приличные деньги, но еще и эффективно управлять собственностью и бизнесом.
|