Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУВторник, 24-Декабря-2024, 03.16.56

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Разное [152]
Широка страна моя родная.... [43]
Успешный менеджер. Кто он? [94]
НИД кафедры [36]
Научно-исследовательская деятельность кафедры

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » Широка страна моя родная....

Филиппо-Ирапская пустынь
Метод передвижения: на автомобиле (28 км по трассе А114 Вологда – Новая Ладога до отворотки на Кадуй, 18 км – до Кадуя, 20 км от Кадуя на север до поселка Зеленый Берег). Дважды переезжать через реку Суду.
Желательное количество путешествующих от 8 до 12 человек.
Время на все путешествие: минимум 5 часов.
Положительные стороны путешествия: свежий воздух, дикая природа.


Фото с сайта www.kaduyadm.ru

Андога – край малолюдный и, может быть, поэтому сохранивший первозданную красоту, не тронутую тяжелой поступью цивилизации. Куда ни глянь - поля и перелески, а среди них - разбросанные в радиусе двадцати километров полсотни деревушек. Народ здесь гостеприимный. Зайди в любую избу - хозяева сначала чаем напоят, затем уж и расспрашивают - откуда да зачем в их края наведался. И обязательно расскажут обо всех местных достопримечательностях.
Н. Стригина

Филипп Ирапский

Основал монастырь в 1517 г. широко почитаемый в Вологодской области преподобный Филипп (в миру Феофил), названный впоследствии Ирапским (канонизирован в конце XVI века). Оставшись сиротой, Феофил провел первые годы жизни в скитаниях по селениям северной Руси, живя подаянием. В конце 1505 г. Филипп дошел до Комельской обители (располагается под Грязовцем), где в то время подвизался преподобный Корнилий. Корнилий принял Феофила в свою обитель и скоро постриг его в монашество.
Кроткий, смиренный и трудолюбивый, он, по ходатайству братии, был удостоен священства. Стремление к высшим подвигам побудило его удалиться в Белозерскую округу. Здесь, пользуясь покровительством князя Андрея Шелешпанского, выделившего ему землю на берегу реки Андоги между ручьями Большой и Малый Ирап, преподобный поставил часовню во Имя Пресвятой Троицы и соорудил себе келию. Молва о святом пустыннике распространилась по всей округе, и к нему стали стекаться иноки. Вскоре на месте часовни была поставлена церковь во Имя Святой Живоначальной Троицы.
Преподобный Филипп провел в пустыни 15 лет и скончался в возрасте 45 лет. Мощи его были положены под спудом в Троицком храме. Над его гробницей была икона, написанная по видению иноком Феодосием. Вскоре после кончины святого Филиппа на месте его подвига возник Красноборский Филиппов монастырь.
Житие основателя монастыря представляет собой настоящую летопись Андоги, в которой названы имена многих крестьян, исцелившихся благодаря мощам праведника.


Память Филиппа 14 (27) ноября. Преподобный был очень скромным человеком. Он не прославился ни письменными трудами, ни особыми подвигами, ни особыми чудотворениями. Это был простой молитвенник земли Русской. Но еще при жизни его отличали за миролюбие и утишение зла. Такой же простотой отличается и молитва святому Филиппу Ирапскому, в которой фактически одно лишь прошение: «Молися о нас... да избавимся всяких скорбей и болезней душевных». Недаром Филиппа называют утешителем души.
Он имел известность и как проповедник. Некоторые из поучений Филиппа большей частью в отрывках или в виде кратких изречений, сохранились в житии его, написанном его учеником Германом; составленные довольно просто и безыскусственно, они любопытны как образцы северно-русской проповеди XVI века.
Приходивших к нему преподобный учил чтить родителей, любить сродников и ближних, помнить, что нищие и убогие - наши ближние и что Сам Господь любил нищих. Он учил говорить всегда всем правду и напоминал слова апостольские: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет, 5, 5). Инокам он говорил о скорбном их пути и о том, как суровым путем и молчанием угождать Богу. Учил следить за своими мыслями и помнить о будущем, а не о маловременном настоящем.
Сохранилось его изречение: «Кто осуждает других, тот не уразумел себя и не вел борьбы с самим собой!». Особенно он советовал всем читать псалмы, говоря: «Ничто так не отгоняет бесов, как пение псалмов Давидовых».

Легенды

Существует несколько легенд, связанных с именем и жизнью Филиппа.
Житие Филиппа Ирапского сообщает о том, что однажды ночью молящемуся Филиппу был глас: «Раб мой возлюбленный, изыди отсель, аз укажу ти уготованные места».
После долгих исканий Филипп пришел на берег реки Андоги. Именно там он поставил крест и вырыл землянку.


Картина (с) Валерия Карпущенко

Земля, на которой обосновался инок, принадлежала двум братьям - князьям Шелешпанским. Князь Андрей разрешил иноку остаться и даже начертил ему посохом границу владений - от реки Андоги до реки Малый Ирап. Князь же Иван решил прогнать пришельца, за что князя Бог и покарал: «и приехал князь к Малому Ирапу, и стал конь, и не пошел за ручей. Князь же ударил коня бичом, конь взъярился на князя, закусил узду и понес вспять, принес к церкви святого Николая Чудотворца и скинул его о камень, и умер князь Иван». Конь переплыл через р. Шулму... заскочил в вилы березы и тут удавился.
После этого случая князь Андрей пожаловал Филиппу участок земли между большим и малым Ирапами на помин души погибшего брата Ивана.

Раз он удивился, услышав трубный звук, и подумал: «Откуда сей трубный глас? Ведь здесь нет брани!» Но бес сказал ему: «Нет, брань есть! Она ведется против тебя! Если ты не хочешь вести сей брани, то ступай спи, и мы не станем воевать против тебя!» Святой перекрестился и стал читать б7-й псалом: «Да воскреснет Бог...», и бесы исчезли, а святой воскликнул: «Крепок и силен Господь!»
Однажды бес принял вид монаха и постучался в его келью. Святой велел ему сотворить молитву. Бес сказал: «Ныне и присно и во веки веков. Аминь!» Это повторялось три раза. Наконец святой сказал: «Скажи так: слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь!» Бес исчез. Тогда на преподобного напало раздумье: не оставить ли это место, но голос сказал ему: «Не смущайся, раб Божий! Пребывай как Я повелел тебе. Тогда сподобишься лицезреть славу Божию и обретешь покой души своей!»
Однажды ночевавший у него крестьянин Мелетий, проснувшись ночью, увидел его молящимся у церкви, с воздетыми руками, которые светились, как огненные свечи.
Перед кончиной Филипп сказал Герману: "Прошу тебя, брате, не оставляй меня, ибо недолго мне осталось быть с тобой!" Был поздний вечер. Преподобный лежал в полном изнеможении и шептал молитвы. Герман, стоя перед иконами, совершал правило. Вдруг он услышал голос: "Встань и смотри". Герман подошел к своему наставнику. Чудное благоухание пролилось по келье. Лицо только что усопшего подвижника сияло, как у ангела.

Филиппо-Ирапский монастырь


Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская пустынь расположена на правом берегу реки Андоги в местности под названием «Красный Бор». Кроме реки Андоги, пустынь омывается двумя ручьями: Малым Ирапом с запада и Большим Ирапом с востока.
Монастырь в плане представляет собой замкнутый четырехугольник, составленный по периметру из зданий и крепостных стен. Внутри каре поделено на две части - хозяйственный двор, где были конюшни, мастерские и т.д., и жилой двор с церквями. Для каждой кельи сделан отдельный вход. Обычно русские монастыри – монастыри «гостиничного» типа, длинный коридор с множеством дверей. В данном же случае это, очевидно, остатки киновийного образа жительства, который был очень распространен на Севере. Такой киновией изначально была и Троице-Сергиева лавра.
Пустынь имеет две каменные церкви. Одна из них соборная, во имя Живоначальной Троицы, построена в 1699 году при настоятеле Филарете (Озадском) вместо деревянной, находится на северной стороне в монастырской стене у самых Святых ворот. Она была теплой, пятиглавой. В 1830 году случается довольно крупный пожар, повредивший Троицкую церковь и полностью уничтоживший деревянную колокольню. Поэтому, в этом же году заново возводится новая колокольня и ремонтируется Троицкий храм. По композиции объемов и решению фасадов здание было традиционным для русской архитектуры XVII века, хотя и лишено обычного для нее каменного узорочья. Храм дошел до нас в сильно перестроенном виде.
При коммунистах тут было общежитие для женского медперсонала – два этажа с кухней, библиотекой, потом еще бильярд поставили. В 1996 г., как раз на праздник Троицы, этот храм сильно погорел. То ли поджог, то ли воля Божья – мол, сколько можно терпеть бездеятельность.


Фото с сайта: www.allross.ru

Вторая церковь во имя Казанской Божией Матери, построенная в 1735 году, ныне обезглавленная, занимает центральное место. Возведена она в формах скромного провинциального барокко. В советские годы в этом храме была кочегарка. Прежде там гараж хотели устроить – начали рубить ворота, да не смогли кирпич раздолбить.
На восточной стороне монастыря, на берегу реки Андоги находится каменная часовня. Рядом с ней под деревянной кровлей когда-то лежала огромная сосна, сломанная бурею и, по преданию, та самая, под которою преподобный отшельник Филипп Ирапский молился Богу, когда в 1517 году прибыл на это место. Сосна была вся изгрызена зубами усердных богомольцев, как целительница зубной боли.
От Троицкой церкви на противоположный берег Малого Ирапа, заросший старыми соснами, вел деревянный мостик на высоких рубленых ряжах. Здесь в 1870-х годах прошлого века было построено два двухэтажных дома для нужд монастыря, обшитых тесом (к настоящему времени остался один дом).

История монастыря


Фото с сайта: www.allross.ru
Монастырь преподобного Филиппа Ирапского основан в 1517 году в царствование великого князя Василия Иоанновича.
В Смутное время между 1611-1618 годами пустынь была «пожжена и разорена, токмо церкви сохранились» после набега шайки польско-литовских захватчиков. Предание говорит: когда поляки, подстрекаемые любопытством, пожелали убедиться, действительно ли погребен преподобный на указанном месте, и пытались разрушить пол церкви над его мощами, то внезапно были опалены огнем, исшедшим от гроба преподобного и в ужасе бежали.
В 1676 году пустынь была восстановлена.
Устроение обители преподобного Филиппа быстро подвинулось вперед, когда она в 1688 году была приписана, грамотою Патриарха Иоакима, к Патриаршему Воскресенскому монастырю, бывшему в Череповце.
В 1699 году на месте пустыни возник каменный монастырь, просуществовавший до 20-х гг. ХХ века.
При учреждении монастырских штатов в 1764 году, Троицкая Филиппо-Ирапская пустынь вместе с Череповским Воскресенским монастырем была упразднена, и монашествующая братия распределена по Вологодским монастырям, а в пустыни определен приходский священник.
Пустынь была упраздненной 28 лет.
Во второй половине XIX века Филиппо-Ирапская обитель — исправительное учреждение для провинившихся духовных лиц.
В 1912 г. при большом скоплении местного населения и паломников обновленная пустынь отмечала свое 400-летие.
Из-за исключительно красивого положения и прекрасных экологических условий (чистая река, сосновый бор, обилие даров леса) возник проект организации при монастыре царской дачи, и была уже куплена икона, с которой монахи предполагали встретить царя, но революция зачеркнула этот план.
2 июля 1915 года в газете «Новгородский Север» напечатано письмо иеромонаха Филиппо-Ирапской пустыни Антония с предложением устроить в пустыни лазарет для больных и раненых воинов, которые томятся сотнями и даже тысячами в городских лазаретах в страшной духоте. «Кругом монастыря во все стороны сухой сосновый бор, изобилующий грибами и ягодами. Среди монашествующих найдутся такие лица, которые с радостью согласятся принять на себя обязанности братьев милосердия».
В 1914 году настоятелем пустыни назначается иеромонах Леонид (Молчанов). Его труды по материальному и церковному укреплению пустыни были замечены. В марте следующего года о. Леонид возводится в сан игумена. Имя игумена Леонида (Молчанова) на последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в 2005 году включено в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. (Будучи настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря, в 1918 году о. Леонид был признан врагом советской власти и расстрелян).
В 1918 году имущество обители было национализировано, а в монастыре открыт детский дом для сирот гражданской войны, а монахов обязали работать в сельскохозяйственной артели по обслуживанию детей. С 1925 г. в пустыни разместился дом отдыха «Андога» Леноблсовпрофа. В 1927 году обитель была закрыта. Колокол с колокольни сняли, да тот не дался в руки – упал с лодки, по сию пору лежит на дне Андоги, аккурат напротив монастырских ворот.
Коммуна, Дом отдыха здесь недолго просуществовали. Началась война, и в монастыре открыли госпиталь. Святое место по-прежнему служило исцелению людей. После войны госпиталь преобразовали в дом инвалидов войны, а с 1974-го года – в интернат для психбольных.

В 1995 году администрация Кадуйского района безвозмездно передала Вологодскому епархиальному управлению бывший Андогский психоневрологический интернат для восстановления и использования под монастырь. Петербургский архитектор Варакин Е.П. сделал архитектурные чертежи монастыря (сейчас они находятся в Воскресенском соборе). Монастырь пытались реставрировать, но из-за недостатка финансирования дело забросили. В последующие годы владения бывшим монастырем Вологодская епархия так и не обеспечила надлежащую сохранность имущественного комплекса.
Большой ущерб был нанесен монастырю в результате пожара летом 1996 года. В настоящее время здания не используются, находятся в аварийном состоянии.

В 2000 г. были обретены мощи Филиппа Ирапского на месте его погребения (возле стены Троицкого собора) и перенесены в восстановленную часовню преподобного в центре Череповца, на Советском пр., 31. Кадуйчане считают, что это заметно снизило ценность монастыря в глазах возможных паломников.
Известно, также, что именно в эти годы, администрация Кадуйского района совместно с Череповецким Городским Агентством Развития пыталось разработать программу по развитию туризма на территории бывшей Филиппо-Ирапской пустыни. В конце-концов от этой затеи отказались.

Примерно в те же годы череповецкие власти предложили администрации Кадуйского района разместить в Филиппо-Ирапском монастыре реабилитационный центр для наркозависимых людей. Но из-за протестов местных жителей эта благая идея сошла на нет.

В Воскресенском соборе мне сообщили, что есть предложение московских православных медиков организовать здесь современный онкологический центр.

В настоящее время, постройки и земля Филиппо-Ирапского монастыря, которой около 50 гектаров, считаются сельхозучастком череповецкого Воскресенского собора. Фактически никто ими не занимается, если не считать тех усилий, которые предпринимает поддерживающий жизнеспособность бывшей святыни оставшийся после упразднения психоинтерната, принявший православие бывший главный врач, психиатр Тонков. Он очень опасается экспансии в эту местность различного рода протестантских движений и утверждает, что их представители уже пытались скупить землю в Зеленом Береге и предлагали ему отдать монастырские постройки под их цели.

Время от времени пытаются оживить это место туристические фирмы. Так, директор ООО «Живой мир» неоднократно пыталась вывезти туристов в Зеленый Берег, но бывший главврач психинтерната отказывался пускать внутрь. Без особых объяснений, хотя и так ясно, что в сегодняшнем виде пустынь никак не готова к приему гостей.

Более 60 человек присутствовали 28 ноября 2005 г. на общественных чтениях "Возрождение Филиппо-Ирапского монастыря и сел Андогского края". Среди них были администрация, преподаватели и студенты ЧГУ, гости из Андоги, Кадуя и Вологды, представители областного правительства, духовенства, бизнеса, общественности, культуры. Тема вызвала неподдельный интерес и энтузиазм.

14 мая 2006 г. на территории п. Зеленый Берег состоялся субботник. Студенты и преподаватели ЧГУ убирали территорию Филиппо-Ирапской пустыни и выносили строительный мусор. Там же в 16.00 состоялся молебен, где отец Сергий, настоятель Филиппо-Ирапской церкви в Кадуе, сказал, что сегодняшний день "стал третьей страницей в жизни Филиппо-Ирапского монастыря" (первая, когда сюда пришел Филипп Ирапский, вторая - дни при Советской власти). Помощь в организации субботника оказали череповецкое отделение Вологодской общественной палаты, администрация Кадуйского района.

Через год, в мае 2007 г., состоялся второй субботник, организованный преподавателями ЧГУ.

После передачи в собственность Епархии монастырь стоит уже больше десяти лет, не отапливается, не поддерживается в нормальном состоянии, местами лишился кровли. Ветер, вода и холод делают свое черное дело и скоро одна из монастырских стен вообще должна рухнуть. Если в восстановление монастыря не будет вложено необходимых средств, то он просто постепенно исчезнет с лица земли...

Поселок Зеленый Берег, природа


Фото с сайта: www.allross.ru
Иеромонах Антоний в своем «Кратком описании» Филиппо-Ирапской пустыни следующим образом обрисовывает местность, окружавшую обитель: "Тихо шумит вековой сосновый бор. Кажется, что никто, ни один человек, не тревожил еще своим присутствием этих могучих сосен, горделиво поднимающих свои зеленые вершины к небу. Как хорош и гармоничен мир звуков, наполняющих лес; какое спокойствие сходит в душу в этом мире природы. Далеко дорога лежит среди дикого леса. Наконец, перед взором путника развертывается чудная картина: небольшая равнина, со всех сторон окруженная как бы из сосен великанов. Среди равнины, за белыми стенами – оградой, возвышается колокольня и церкви святой обители преподобного Филиппа, Ирапского чудотворца»

Восхитительную картину представляет собою окрестная местность. Не зря она называлось Красным бором. От святых ворот вид на реку Андогу очень живописен. На гористом, правом по течению, берегу реки, громадный сосновый бор. Приветливые хвойные леса вплотную подступают к обрывистым берегам красавицы Андоги, плавно несущей свои воды в изгибах русла. Левый же берег низменный; на нем разработаны покосы - пойменные луга, за которыми виднеется другой сосновый лес. Ближайшее селение за рекой - деревня Смешково, стоящая от монастыря на два километра. Посреди деревни - деревянная часовня.
На территории монастыря и в поселке много сирени. По преданию, этот кустарник посажен еще монахами.


Недалеко от монастыря стоит памятный камень с надписью "Через сей ручей не мог перейти конь князя Иоанна Шелешапанского, когда хотел князь прогнать святого Филиппа Ирапского с места сего". Возле этого камня любят фотографироваться туристы. В пастбищный сезон можно запросто столкнуться с козами, разгуливающими возле стен монастыря как изнутри, так и снаружи. В окрестностях Зеленого Берега водятся бобры.

На другом берегу Малого Ирапа, буквально в сотне метров от стен монастыря череповецкие предприниматели сооружают довольно монументальную для этих мест деревянную постройку. Рабочие, ведущие строительные работы утверждают, будто бы новые хозяева предлагали им перекрасить памятник Ленину, стоящему в трех шагах от постройки, в малиновый цвет и «растопырить» вождю мирового пролетариата пальцы на новорусский манер.

Готовила к публикации Валентина Неробова

Категория: Широка страна моя родная.... | Добавил: neva (18-Декабря-2008)
Просмотров: 5027 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 6
6 neva  
0
В конце марта 2009 г. в Юго-Западной башне Вологодского кремля состоялось очередное заседание правления Вологодского общества изучения Северного края (ВОИСК). Кроме членов правления - а это историки и краеведы, сотрудники музеев и библиотек, писатели и журналисты - в заседании приняли участие архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, заместитель Губернатора Вологодской области Владимир Касьянов, представители администрации Кадуйского района. Мартовское заседание началось обсуждением возможности проведения в Кадуйском районе научно-практической краеведческой конференции, посвященной приближающемуся юбилею самой значительной святыни в районе.
25 июля 2009 г. в Свято-Троицкую Филиппо-Ирапскую пустынь открыт паломнический маршрут. Летом и осенью 2010 г. члены кадуйской молодежной организации «Ассоциация лидеров» провели экологические субботники на территории Филиппо-Ирапской пустыни. 24 июля 2010 года торжественно отмечалось 10-летие обретения мощей преподобного Филиппа-Ирапского.

5 DarinaStromina  
0
мы ездили с группой в этом году!!! прочитав статью - многое вспомнила, а также узнала много нового и интересного! Особенно мне понравилась статья наличием красивых фотографий, а особенно фотография природы Зеленого Берега!!! Завораживает!

4 popovochka  
0
несмотря на то, что мы там были, все равно из этой статьи узнала некоторые новые вещи (не знаю, может невниимательно слушала тогда). Интересно

3 KaTeRiNkA  
0
3. Кудринская Катерина, 5МО-51
Посмотрела, почитала....и сразу же вспомнила, как ездили в Андогу в прошлом году...очень интересная поездка! Тому, кто не ездил, рекомендую обязательно посетить такие места!!! Не пожалеете)))

2 Котина Оксана, 5 МО-52  
0
Ознакомившись с данной статьей можно с уверенностью сказать, что и в наших краях есть красивые, немножко загадочные места!В данной статье очень подробно написано, что есть в Филиппо-Ирапском монастыре и даже представлены фотографии и картинки, что делает статью более интересной!!!!!! :)
Всем приятного чтения и приобретения новых знаний о нашем родном крае!!!

1 marmelad  
0
Спасибо,Валентина Александровна!очень интересно было ознакомиться с историей Филиппо-Ирапского монастыря! happy

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024