Васюков Игорь Пешеходы твои - люди невеликие, каблуками стучат - по делам спешат. Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия, мостовые твои подо мной лежат. Согласитесь, увидев эту улицу впервые в жизни, очень трудно избавиться от искушения и не прогуляться по ней. Вот и давайте пройдемся по этой старинной улице и поглазеем вокруг наивными глазами неофита. Вообще Арбатом называют целый район в центре Москвы, который находится в промежутке между Кремлем и Садовым кольцом. Но горячим сердцем Арбата, конечно же, является одноименная пешеходная улица, с которой, собственно говоря, каждый из нас, "гостей столицы", и отождествляет весь Арбат. Сейчас эта улочка, словно шкатулочка, расположенная в центре столицы. В этой "шкатулочке" помещается, пожалуй, все, что может позволить себе воображение. Здесь находятся целые россыпи магазинчиков, антикварных и сувенирных лавок, бутиков "для избранных" и не очень, масса всевозможных кафе и ресторанов – от уличных бистро, торгующих шавермой, "столовок" для разночинной публики, до изысканных баров и стильных трактиров "под русскую старину". Арбат – многонационален и разновозрастен. В гудящей толпе, медленно пересекающей его слева и справа, можно встретить как человека любой национальности, так и любого возраста. Если бы Арбат был только улицей, где можно было бы только купить и продать все, это было бы не очень неинтересно. Притяжение к Арбату создают люди творческой направленности. Неверно было бы думать, что сама российская культура рождается и живет на Арбате. Скорее всего, здесь присутствует какая-то ее часть, в большей мере виртуальная – знаки, намеки, экивоки. Вот, прошел рядом какой-то эпатажный музыкант среднего возраста. Наверняка, за ним находится какой-то большой пласт современной культуры. Уже в 19-ом веке Арбат был местом встречи поэтов, писателей, художников и музыкантов. Многие из них жили здесь. Часть этих зданий была сохранена и постепенно превратилась в музеи, стала классикой литературной или музыкальной жизни, навечно застыла в виде музейных экспонатов. Но рядом с этими канонизированными образцами духовной жизнь, благодаря уличным музыкантам, артистам, никому неизвестным художникам, дышит и живет, наполняется нигде неповторимой атмосферой, сегодняшний Арбат. Как только мы выходим со станции метро "Арбатская" на Арбатскую площадь, как сразу же упираемся в монументальный памятник литературы начала 20-х годов прошлого столетия. Это витиеватое как изысканная поэтическая строка здание ресторана "Прага". Именно этот ресторан стал прообразом знаменитого ресторана литераторов, так мастерски описанного Михаилом Булгаковым в его романе "Мастер и Маргарита". Перейдем через дорогу и вступим, наконец, на свободный от всех этих "бибикающих" авто и нескончаемых потоков транспорта, пешеходный Арбат. Пестрые ряды лотков современных наследников некрасовских коробейников бросаются нам на встречу сразу же. Он создает настроение, которое можно обозначить всего двумя словами: "Купить и продать!" Народ, переполненный, скорее всего такими же схожими мыслями и чувствами, шумит, суетиться, тревожиться, грустит и радуется жизни. Все как на ярмарке, но в отличие от последней, работающей здесь каждый день. Народа здесь сейчас очень много. Местами вообще не протолкнуться. И для того, чтобы просто пройти несколько шагов вперед, необходимо сделать паузу, терпеливо дождаться своей очереди. Приятная встреча. Немного в стороне от бойкой торговой жизни приютился памятник Булату Окуджаве. Он, созданный скульптором Франгуляном и архитекторами Поповым и Прошляковым, стоит здесь, начиная с 2002 года. Художники задумали и воплотили в жизнь композицию, представляющую собой арбатский дворик, в котором когда-то мог жить Окуджава. Да вот и он сам выходит из арки, которые словно древние скрижали несут цитаты из его бессмертных произведений. Здесь же стол, скамейки, площадка, выполненная из булыжника. Место, которое со временем обязательно обустроят, и где будут встречаться все его поклонники и почитатели. Чуть углубившись в пространство Арбата, мы сможем увидеть погруженное в ажурные фонари здание известного московского театра имени Вахтангова. Режиссер и актер Е.Б Вахтангов основал его в богатых культурными событиями и открытиями 1920-х годах. Сегодняшнее здание, где располагается "вахтанговский" театр, построено уже в послевоенный период в 1947 году. Рядом с театром на своем троне восседает Принцесса Турандот – символ театра, принесший ему мировую славу, наряду с одноименным спектаклем. Шагая мимо Большого Николопесковскго переулка, взглянем налево. Здесь находится одна из культурных жемчужин Арбата – здание Дома-музея А.Н. Скрябина. Знаменитый композитор жил здесь в период с 1912 по 1915 годы. Хранители музея сумели сохранить в этом доме все так же, как было в этот период его жизни здесь. Скрябин не любил яркого света и комната, в которой он жил, и где можно увидеть любимую им мебель в стиле модерн, полузатемнена. Возможно, именно таким образом мозг композитора черпал ассоциации, которые, впоследствии, могли стать основой музыкальных образов его произведений. Теперь, давайте повернем налево, в Калошный переулок. Он интересен тем, что здесь находится масса зданий революционной постройки, где жили когда-то самые состоятельные москвичи той эпохи. Об этом говорят и многочисленные башенки, причудливые скульптурки с изображением благородных рыцарей, которые вряд ли могли стоять на домах простолюдинов. Переулок, если мы будем настойчивы, может привести нас к Музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Если мы проявим упорство и вернем с Калошного переулка в Плотников, то слева, по ходу нашего движения, можем увидеть Дом-музей А.И. Герцена, - того самого, которого когда-то "разбудили декабристы" для того, чтобы он, позже, в незрелые души, бросил семена, которые позже откликнулись кровавыми революциями начала 20-го века. В этом здании автор "Былое и думы" жил с осени 1843 года до весны 1846. Освежающее "былое" прогулка по Плотникову переулку, обязательно приведет нас к Дому Мельникова. Это здание, возведенное, казалось бы, самим духом конструктивизма первых послереволюционных лет, отличает необычная округлая форма. Мы снова на Арбате, но задержимся теперь на нем только чуть-чуть. Бросим взгляд на его суматошную жизнь и нырнем в Спасопесковский переулок. Главная архитектурная доминанта этого переулка – построенная в начале 18 века церковь Спаса Преображения на Песках. Помните, известный еще по школьной программе, пейзаж художника Поленова "Московский дворик". Именно эта картина сделала не самую заметную церковь негромким символом старой патриархальной Москвы. В этом же переулке, только чуть подальше, в небольшом парке стоит памятник А.С. Пушкину. Постоим, склоним голову. Здесь же, правее, можно увидеть т.н. "Спасохауз" - большое, построенное в стиле неоклассицизма здание, которое с 1933 года служит послу США в нашей стране в качестве резиденции. Здесь находился центр откуда велись многочисленные разведывательные и иные операции этой страны против СССР, в конце концов и разрушившие его. Теперь опять возвратимся на Арбат и пройдемся дальше, по направлению к Смоленской площади. Если направо мы можем увидеть Грузинский центр в Москве, где время от времени собираются все сливки грузинской культуры в России, то налево мы можем увидеть еще один сильный поэтический символ – музей – квартиру А.С. Пушкина. Велики "пиит" проживал здесь с 1831 года, после того как женился на Наталье Гончаровой. В советский период это здание было качественно отреставрировано, любовно восстановлены все интерьеры ушедшей эпохи. Всего в какой-то сотне метров, почти рядом с музеем-квартирой Пушкина располагается здание, главной достопримечательностью которого, является музей-квартира другого знаменитого и очень не похожего на А.С. поэта – Андрея Белого. Казалось бы это поэт и писатель центром жизни которого был Санкт - Петербург, который он и увековечил в своем романе "Петербург" и мемуарах. Тем не менее, первые 26 лет своей жизни Андрей Белый жил именно здесь, в районе улицы Арбат, в здании, в котором бережно собраны и сохранены многие экспонаты, связанные с его жизнью. В нескольких десятках метров от музея Пушкина находится здание, где располагается музей-квартира другого поэта – Андрея Белого. Он известный большинству публики в основном благодаря двум своим работам – роману «Петербург» и мемуарам. Жил он в этой квартире первые 26 лет своей жизни. Сейчас она превращена в музей, в котором представлены многочисленные экспонаты, связанные с жизнью поэта. Мы в самом конце улицы, которая когда-то имела богемный вид, но за дореволюционные годы, годы советской власти и последние 15-16 лет превратилась в самую популярную народную улицу страны, где, спеша по делам или, просто так прогуливаясь "стучат каблуками" сотни и сотни тысяч ног – москвичей и не только. Вот и Смоленская площадь, на которой стоит одна из семи сталинских высоток. Здание, символизирующее скрытый и явный водораздел между низким народным жанром лубка, который замечает любую мелочь, и большим государственным, имперским стилем для которого частные человеческие эмоции и чувства, сущие неинтересные мелочи.
|