За прошедший месяц никаких других внешне заметных и принципиальных событий, равных по масштабам ноябрьской встрече в Череповце, на первый взгляд не произошло. Однако инициаторами этого движения в декабре и в новогодние праздники были сделаны определенные шаги, которые могут существенно повлиять на ход, время и начало практической реализации их мечты. Тонков Во-первых, в середине декабря произошла долгожданная встреча главного инициатора всей этой «затеи» Валентины Неробовой с неофициальным «ключарем» монастыря, а также наиболее принципиальной, если не ключевой фигуры последнего десятилетия постепенно угасающей жизни этой былой андогской святыни – бывшим главным врачом психодиспансера, существовавшего два десятилетия на территории обители, Валентином Тонковым. Напомним читателям, что об этом человеке нам все время поступали противоречивые сведения. С одной стороны – огромная его заслуга заключается в том, что монастырь еще не растащили по частям. С другой стороны – к любым «телодвижениям», как к праздному интересу туристов к истории и настоящему ФИМ, так и к живому участию в изменении его судьбы к лучшему, Валентин Николаевич относился не просто ревниво, но даже агрессивно. Надо было выяснить истинные взгляды и позицию Тонкова к поставленной проблеме и ее возможному решению. И вот такая встреча с Тонковым произошла. При этом большую роль в ее организации принадлежит череповецкому предпринимателю Зайцеву, который, как мы помним, во время общественных чтений высказал свое желание поселиться вместе с семьей рядом с территорией монастыря и принять посильное участие в его восстановлении. Оказалось, грунт, на котором зиждется мировоззрение Тонкова и его точка зрения относительно возрождения монастыря и андогских сел отнюдь «не лунный». Сам он довольно давно проживает в Андоге и в последнее время даже затеял строительство своего дома в с. Никольском – административном центре андогских сел. Ведет свое хозяйство, вместе с женой занимается медицинской практикой. Все говорит о том, что этот человек в Андоге – неслучайный, укоренившийся. И как же он видит возможное развитие событий? Что касается андогских сел, то он не верит (и даже – не хочет, хотя считает, что андогжане принципиально должны быть гостеприимны и приветливы к любым гостям), что их возрождение возможно на основе развития туризма. Верит же он в многоукладную экономику и инициативу единоличных хозяйств, считая, что только цивилизованное фермерство может как-то изменить ситуацию к лучшему. Что же касается его видения будущего монастыря, то, по его мнению – лучший вариант в том, чтобы он постепенно эволюционировал в какое-либо православное медицинское учреждение. Утверждают, что есть даже предложения столичных медиков на основе больших капиталов организовать здесь современных онкологический центр с мощной православной «начинкой». Он очень опасается экспансии в эту местность различного рода протестантских движений и утверждает, что их представители уже пытались скупить землю в Андоге и предлагали ему отдать монастырские постройки под их цели. Кстати, на другом берегу Андоги, буквально в сотне метров от стен монастыря кто-то (по слухам, не то московские, не то череповецкие предприниматели) ведет интенсивное сооружение довольно монументальной для этих мест деревянной постройки. Рабочие, ведущие строительные работы, в происхождение капиталов их заказчиков особо не вникают, но утверждают, будто бы новые хозяева предлагали им перекрасить памятник Ленину, стоящему в трех шагах от постройки, в малиновый цвет и «растопырить» светочу Октябрьской революции пальцы на новорусский манер. Зеленый берег В этом же месяце Валентина Неробова выступала по Кадуйскому телевидению и предлагала своим землякам помочь осуществлению идеи. Помимо того, что теперь в Кадуе и окрестностях ее узнают в лицо и окликают по имени, на ее призыв уже откликнулись представители Череповецкой ГРЭС и андогской «Снабтары», которые, видимо, финансово поучаствуют в реализации проекта. Что же касается череповецкого предпринимателя Зайцева, то побывав вместе с Валентиной в Зеленом Береге, он не только укрепился в мысли во второй раз пустить корни на этой земле, но даже готов безвозмездно вложить свои капиталы в реставрацию Казанской церкви на территории монастыря и даже содержать за свой счет семью священника, если здесь будет создан собственный приход. По словам Тонкова «истинно верующих в Андоге немного», а для создания полноценного прихода необходимо более десяти человек. По его мнению, больше смысла было бы в восстановлении церкви в селе Никольском, т.к. там живет достаточно приличное количество прихожан, способных экономически поддержать приход. Но в этом смысле, такой сильный, если не сильнейший элемент Андоги как Филиппо-Ирапский монастырь положенной ему роли не сыграет и туристов, да и паломников в андогские села не приведет. 17 декабря в районной газете «Наше время» была напечатана наша статья, посвященная результатам общественных чтений в ЧГУ. Как оказалось, она имела очень большой резонанс, так как ее, несмотря на отнюдь не миллионный тираж, читают чуть ли не в каждой андогской избе. Особенно же большой резонанс она получила в поселке Зеленый Берег. В этом мы смогли убедиться, когда в новогодние праздники совершили «хадж» к стенам монастыря и в прилегающий к нему поселок. Особенно оживленно посельчанами обсуждалось то место статьи, где приводятся слова руководителя кадуйского землячества в Вологде В. Соколова о повальной деградации и алкоголизации жителей Зеленого берега. С подобным заявлением те жители ЗБ, с которыми мы встречались, категорически не согласны и даже, некоторые из них, вполне мирно выглядевшие, обещали оторвать профессору голову. Как оказалось, у местных жителей есть и свое видение, как прошлого, так и будущего монастыря. Мы уже писали выше, что на территории монастыря с 1974 года существовал психоинтернат. В нем, по словам старожилов Зеленого Берега, жило 150 инвалидов, которых обслуживало примерно 60 посельчан. Жили они дружно, душа в душу и когда в 1994 году с легкой руки представителя областной администрации, ныне покойного Е. Поромонова, интернат был закрыт, это стало настоящей трагедией не только для коренных жителей поселка, вмиг лишившегося работы, но и для больных людей, переживавших, в связи с резкой переменой условий их жизни (людей отправляли в разные уголки области) настоящий стресс. Говорят, что все они просто рыдали навзрыд, а некоторые даже пытались топиться. При этом, жители Зеленого Берега, работавшие в нем достаточно большой срок, утверждают, что интернат был образцовым, в нем «царила чистота и порядок», больные люди не только хорошо жили, но и могли работать и даже зарабатывали для себя деньги. В застойный период истории СССР, когда в магазинах не было ничего, кроме кильки, инвалиды держали магазин, где продавалась дефицитнейшая в то время колбаса и другие деликатесы. Т.е. в финансовом плане интернат был не такой уж большой обузой и, с одной стороны, частично мог жить за счет собственных средств и возможностей, а с другой стороны решал проблемы социального благополучия в поселке. Кстати, в ответ на обвинения посельчан в том, что они жили за счет эксплуатации дармового труда больных людей, они ответили, что инвалиды сами искали себе работу, всегда встречали благодарность со стороны жителей и этим, между прочим, лечились. Что же касается роли нашей Епархии в судьбе монастыря, то ее жители ЗБ, с которыми мы встречались оценивают без восторга. Вот ключевая фраза, характеризующая отношение посельчан к позиции духовников: - Монастырь стоит уже больше десяти лет, не отапливается, не поддерживается в нормальном отношении, даже пережил пожар. Ветер, вода и холод свое черное дело делают и скоро одна из монастырских стен вообще должна рухнуть. Если в восстановление монастыря не будет вложено необходимых средств, но он просто постепенно исчезнет с лица земли. Добавим, также, что постепенно исчезнет, если уже не исчезла и та специфическая культурно-деловая среда, сложившаяся вокруг психоинтерната. Квалифицированные люди, знающие толк в обслуживании больных людей постепенно уезжают или умирают, историческая память стирается, высокая трудовая культура утрачивается безвозвратно. В связи с этим, а также с витающей в воздухе одной из идей организации на территории монастыря детского православного лагеря, нам вспомнилось и то, что одна из череповецких организаций, находящаяся под патронажем аж «Северсталь-групп» давно хотела осуществить идею создания интерната для детей больных олигофренией. В городе они жить не в состоянии. Городская среда озлобляет и полностью дезадаптирует их. А, живя в сельской местности, работая, например, на свиноферме, они чувствуют себя комфортно и приносят вполне реальную пользу. Но это, как бы одно из направлений реального использования монастырских территорий, которую можно предложить Вологодской Епархии. Естественно, здесь вовсе не умирает ни идея организации монашеской жизни, ни идея прихода, ни идея использования монастыря как самого привлекательного туристического объекта андогского края. Кстати, в ближайшее время, инициаторы ждут решения Его Преосвященства Максимилиана относительно дальнейшей судьбы монастыря. Он должен принять его на основании чтения протоколов общественных чтений в ЧГУ, состоявшихся в ноябре. Сразу после благословления Максимилиана, если оно состоится, организаторы намерены приступить к организации Фонда возрождения монастыря и андогских сел, а также других мероприятий заявленных в плане и способных серьезно повлиять на изменение ситуации. Похоже, никаких серьезных врагов, кроме нескольких журналистов, окопавшихся в череповецкой газете «Речь» у проекта нет. Но имеет место быть отсутствие веры в успех. - Андогу вам не возродить! – с жаром утверждала одна из жительниц с. Никольского при нашей с ней встрече. – Все уедут. Оставшиеся сопьются. Утверждать утверждала, а у самой в глазах застыла надежда на лучшее, что жизнь в Андоге, несмотря на все беды свалившиеся на нее в последние десятилетия, все равно возьмет свое и восторжествует. И тот, кто сегодня не верит, сам, в первых рядах, с жаром возьмется за ее возрождения, когда мечта в один прекрасный день вдруг примет вполне осуществимые конкретные очертания.
|