Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУВоскресенье, 19-Мая-2024, 00.32.01

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Разное [152]
Широка страна моя родная.... [43]
Успешный менеджер. Кто он? [94]
НИД кафедры [36]
Научно-исследовательская деятельность кафедры

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » Широка страна моя родная....

Вокруг и около преподобного Филиппа
«На Вологодчине развивается паломнический туризм

На Вологодчине набирает обороты так называемый паломнический туризм. Самыми интересными объектами для туристов-паломников являются места, скрытые от посторонних глаз: пустоши обетования схимников, церквушки святых угодников, просиявших в пределах вологодских земель — «людей Праведных, людей Божьих».
Также у паломников пользуются популярностью комплексы храмовых зданий в Тотьме, Великом Устюге, Вологде — которые пока почти все заняты под музейные хранилища, склады, воинские части, арендуются различными государственными организациями.
Паломники-туристы, как правило, люди неприхотливые в еде и сне. Большую прибыль организаторам они не оставят. Во многом это духовно-гуманитарный туризм. Но встречаются среди них и очень состоятельные, способные заплатить за десятидневную поездку по «потаённым святым вологодским местам» до 8 тысяч долларов США.
Например, для того чтобы добраться до местожительства малоизвестного вологодского святого Серафима Жизнина (молитвы во Славу которого, как считается, помогают от внезапной потери денег, т.е. банкротства), можно измочалить «нашим родным» бездорожьем любой джип».

Завязка для детектива

Это совсем недавнее сообщение информационного агентства «Новости Вологодской области» как-то привлекло мое внимание еще и тем, что совсем недавно на одном из череповецкий форумов в Интернет, я прочитал сообщение примерно такого рода:
«А почему череповчане не проявляют инициативу и не организуют путешествия пилигримов в Филиппо-Ирапскую пустынь, что расположена на реке Андоге, в 45 верстах от нашего города? В молитве святому Филиппу Ирапскому фактически одно лишь прошение: «Молися о нас... да избавимся всяких скорбей и болезней душевных». Наверняка среди состоятельных туристов есть душевнобольные, которые нуждаются не только в молитве, помогающей от внезапной потери денег».
Что интересно. Буквально в начале лета я, вместе с довольно большой (больше 60 человек) группой студентов и преподавателей Череповецкого Государственного Университета, побывал на территории Филиппо – Ирапского монастыря. Тогда, правда, наш путь лежал не совсем туда. Но даже беглого осмотра величественных зданий монастыря и прилегающей к нему территории, оказалось достаточно для того, чтобы в сознании, сначала робко, а потом более весомо зазвучали действительно важные и серьезные вопросы: «Почему вполне сохранившийся комплекс зданий монастыря, имеющий и культурную, и историческую, и, надо думать, православную ценность, находится в таком удручающем состоянии? Неужели он никому: ни району, ни Вологодской епархии, ни Воскресенскому собору, ни областному правительству не нужен? Ведь очевидно, что при сегодняшнем состоянии дел, умов, настроений, излишек финансовых накоплений у определенной части населения, он мог бы послужить не только в качестве весьма привлекательного объекта туризма или православного паломничества, но и послужить миру в виде действующей монашеской обители. Как же можно так бездарно позволять приходить в полную негодность, если не национальной, то, по крайней мере, нашей собственной, вологодской реликвии?

Жемчужина Северной Атлантиды

Как оказалось, подобные мысли посещали и посещают не только меня. В начале осени в ЧГУ вокруг кафедры менеджмента и администрации университета начала складываться группа преподавателей и студентов, которая бы хотела принять активное участие в возрождении Филиппа - Ирапского монастыря. Центром ее, в настоящий момент является доцент кафедры менеджмента ЧГУ, кандидат экономических наук Валентина Неробова. Прагматичному городскому человеку это может показаться даже немного странным, но Неробова хочет в ближайшее время заняться именно тем, чтобы всерьез заняться восстановлением потерявшего былое величие и значение монастыря. Ну и заодно, принять посильное участие в возрождении и восстановлении совсем не процветающей экономики и культуры родного края.

Андога - "куст" из множества деревень, расположенный в Кадуйском районе. Край малолюдный и, может быть, поэтому сохранивший первозданную красоту, не тронутую тяжелой поступью цивилизации. Куда ни глянь - поля и перелески, густо осыпанные небольшими лесками, а среди них - разбросанные в радиусе двадцати километров полсотни деревушек, среди которых и ее родная деревня Будимирово, основанная еще четыреста лет назад поляком Будимиром.
- В нашем краю, - говорит Валентина Александровна, - огромное количество достопримечательностей, достойных внимания любого туриста, как нашего, отечественного, так и западного. К примеру, возьмем один из самых населенных в нашем районе пунктов – село Никольское. Вот лежит на краю проселочной дороги камень, самый обычный с виду, разве только очень большими размерами удивляет. А между тем, по местному преданию, с этим камнем напрямую связано появление и самого замечательного памятника архитектуры в наших краях - Филиппо-Ирапского монастыря.
Филиппо-Ирапский монастырь был основан в 1517 году преподобным Филиппом.Филипп (в миру Феофан) родился в 1487 году. В двенадцать лет он стал послушником в обители Корнелия Комельского (совр. Грязовецкий район Вологодской области). Через три года был пострижен в монахи под именем Филипп. Житие Филиппа Ирапского говорит о том, что однажды ночью молящемуся Филиппу был глас: "Раб мой возлюбленный, изыди отсель, аз укажу ти уготованные места".
После долгих исканий Филипп пришел на берег реки Андоги. Именно там он поставил крест и вырыл землянку. Земля, на которой обосновался инок, принадлежала двум братьям - князьям Шелешпанским. Князь Андрей разрешил иноку остаться и даже начертил ему посохом границу владений - от реки Андоги до реки Малый Ирап. Князь же Иван решил прогнать пришельца. "И приехал князь к Малому Ирапу, и стал конь, и не пошел за ручей. Князь же ударил коня бичом, конь взъярился на князя, закусил узду и понес вспять, принес к церкви святого Николая Чудотворца и скинул его о камень, и умер князь Иван".
После погребения брата князь Андрей предложил Преподобному денег. Филипп отказался, но просил увеличить земли. Тогда князь отдал ему всю землю между Большим и Малым Ирапом. Преподобный Филипп поставил часовню и келью. Позже к нему стали приходить богомольцы. Вместе с ними он построил церковь во имя Троицы. Пустынь была наречена Красноборской. Прожил Филипп в пустыни пятнадцать лет и умер в возрасте сорока пяти лет.
В 1608 году монастырь был сожжен поляками. Предание говорит: когда поляки, подстрекаемые любопытством, пожелали убедиться, действительно ли погребен преподобный на указанном месте, и пытались разрушить пол церкви над его мощами, то внезапно были опалены огнем, исшедшим от гроба преподобного.
В 1676 году пустынь была восстановлена. В 1699 году на ее месте возник каменный монастырь, просуществовавший до 20-х гг. ХХ в.
В 1918 году имущество обители было национализировано, а в монастыре была учреждена сельскохозяйственная артель. Монахи трудились вместе с артельщиками, а немощные служили службу. В 1927 году обитель была закрыта.
Память Филиппа Ирапского 27 ноября. Он имел известность и как проповедник. Некоторые из поучений преподобного Филиппа, большей частью в отрывках или в виде кратких изречений, сохранились в житии его, написанном его учеником Германом.

Житие от Филиппа

Думаем, что тем, кто заинтересовался историей Филиппо-Ирапского монастыря, будет интересно узнать, за что же почитается его основатель. Приходивших к нему преподобный Филипп Ирапский учил чтить родителей, любить сродников и ближних, помнить, что нищие и убогие - наши ближние и что Сам Господь любил нищих. Он учил говорить всегда всем правду и напоминал слова апостольские: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет, 5, 5). Инокам он говорил о скорбном их пути и о том, как суровым путем и молчанием угождать Богу. Говорил им и о силе духовной древних отцов и о слабодушии нынешних людей, о терпении мучеников, вечно живущих в памяти людей. Учил следить за своими мыслями и помнить о будущем, а не о маловременном настоящем.
Сохранилось его изречение: "Кто осуждает других, тот не уразумел себя и не вел борьбы с самим собой!" Рассказывал он и о себе, о своем скорбном детстве, как он навыкал к иноческому житию, как трудился днем, а ночью молился, полагая на каждой из 18 ступеней храма по 100 поклонов, и как поселился на Ирапе. Особенно он советовал всем читать псалмы, говоря: "Ничто так не отгоняет бесов, как пение псалмов Давидовых".

Легенды и предания

Существует и несколько легенд, связанных с именем и жизнью Филиппа. Раз он удивился, услышав трубный звук, и подумал: "Откуда сей трубный глас? Ведь здесь нет брани!" Но бес сказал ему: "Нет, брань есть! Она ведется против тебя! Если ты не хочешь вести сей брани, то ступай спи, и мы не станем воевать против тебя!" Святой перекрестился и стал читать б7-й псалом: "Да воскреснет Бог...", и бесы исчезли, а святой воскликнул: «Крепок и силен Господь!»
Бесы вооружали против него злых людей, но преподобный только молился за них, и кончалось тем, что эти люди научались чтить его. Однажды бес принял вид монаха и постучался в его келью. Святой велел ему сотворить молитву. Бес сказал: "Ныне и присно и во веки веков. Аминь!" Это повторялось три раза. Наконец святой сказал: "Скажи так: слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь!" Бес исчез. Тогда на преподобного напало раздумье: не оставить ли это место, но голос сказал ему: "Не смущайся, раб Божий! Пребывай как Я повелел тебе. Тогда сподобишься лицезреть славу Божию и обретешь покой души своей!"
Однажды ночевавший у него крестьянин Мелетий, проснувшись ночью, увидел его молящимся у церкви, с воздетыми руками, которые светились, как огненные свечи.
Так прожил он 15 лет, молясь за весь мир и ободряя себя словами: "Терпи, Филипп, мужайся и крепись!" Тогда пришел к нему инок Спасо-Каменного монастыря Герман и просил его позволить ему жить с собой, "Тяжка и прискорбна жизнь здесь, брате!" - ответил ему преподобный. Герман отвечал: "Терпение, отче, начало спасению, потерплю о Христе сколько возмогу!" Жили они вместе довольно долго, и Герман записывал рассказы преподобного Филиппа о себе. Перед кончиной он сказал Герману: "Прошу тебя, брате, не оставляй меня, ибо недолго мне осталось быть с тобой!" Был поздний вечер. Преподобный лежал в полном изнеможении и шептал молитвы. Герман, стоя перед иконами, совершал правило. Вдруг он услышал голос: "Встань и смотри". Герман подошел к своему наставнику. Чудное благоухание пролилось по келье. Лицо только что усопшего подвижника сияло, как у ангела. Было это 14 ноября 1527 г. Почившему было 45 лет. На другой день пришел из Александро-Свирского монастыря иеромонах Иов и вместе с Германом похоронил его. Герман пробыл 40 дней на его могиле, совершая поминовения, а потом ушел в свой монастырь на Кубенском озере, где и написал житие его. А на месте подвигов преподобного возник Свято-Троицкий Ирапский монастырь.

Современная история

Дело, однако, еще и в том, что Филиппо-Ирапский монастырь имеет не только яркую средневековую, но и не менее яркую, а точнее говоря скандальную современную
историю.
В 1999 году отец Александр, бывший тогда настоятелем череповецкого Воскресенского собора, привез в Зеленый Берег местных археологов для поисков мощей святого Филиппа. Тогда они ничего не нашли. Потом приехала бригада специалистов из Генпрокуратуры. Перед этим они в Кириллове на горе Маура пытались обнаружить мощи расстрелянного епископа Варсонофия. Там не получилось, и тут повезло. Бывший руководитель психоинтерната В. Тонкова нашел фундамент старой церкви. И когда он и его сподвижники начали расчищать ее площадку, мощи Филиппа тут и вышли. Оказывается, они лежали всего в полуметре от поверхности земли и за стенами монастыря. Тот, как известно, не раз после смерти Филиппа перестраивался. Сначала нашли плечевую кость, потом гроб - осиновую колоду. Когда собрали останки вместе, то не досчитались костей позвоночника, ребер, некоторых частей рук. По мнению В. Тонкова постарались поляки - в 1610 году они захватили пустынь, выкопали мощи и разбросали в разные стороны.
Администрация Кадуйского района в 1995 году безвозмездно передала Вологодскому епархиальному управлению бывший Андогский психоневрологический интернат для восстановления и использования под монастырь. Также были переданы близлежащие земли для ведения подсобного хозяйства монастыря. Однако в последующие годы владения бывшим монастырем Вологодская епархия так и не обеспечила надлежащую сохранность имущественного комплекса: здания не использовались и приходили в аварийное состояние, что приводило к возникновению пожароопасной и криминогенной ситуациям поселка Зеленый Берег и окружающей территории. Летом 1996 года в монастыре вообще произошел пожар, который нанес огромный ущерб зданиям. Затем, когда отыскали мощи Филиппа, их, без особых объяснений отвезли в Череповец, что заметно снижало ценность монастыря в глазах возможных паломников. Под тем предлогом, что условия передачи были не выполнены, а в поселке, вместо рабочих мест, с исчезновением интерната появились лишь безработица и беспробудное пьянство селян, в 2001 году администрация Кадуйского района потребовала вернуть монастырь в ее собственность.
Известно, также, что именно в эти годы, администрация Кадуйского района совместно с Череповецким Городским Агентством Развития пыталось разработать программу по развитию туризма на территории бывшей Филиппо-Ирапской пустыни, которая, по всей видимости, ждала незавидная участь из-за излишней любви работников этого тогдашних руководителей агентства к теоретическим изыскам и полном отсутствии практической хватки и желания реально восстанавливать привлекательный туристический объект.
Примерно в те же годы череповецкие власти предложили администрации Кадуйского района разместить в Филиппо-Ирапском монастыре реабилитационный центр для наркозависимых людей. Сначала такой центр хотели открыть в поселке Яганово Череповецкого района, но из-за протестов местных жителей от этой затеи там отказались. Естественно, не вызывает большой радости “наркоманская” перспектива и у кадуйчан. “Почему большой Череповец хочет решать свои проблемы за счет маленького Кадуя?”, - так говорли жители поселка. В результате и эта благая идея сошла на нет.

Что же сейчас

В настоящее время, постройки и земля Филиппо-Ирапского монастыря, которой около 50 гектаров, считаются сельхозучастком череповецкого Воскресенского собора. Фактически никто ими не занимается, если не считать тех усилий, который предпринимает поддерживающий жизнеспособность бывшей святыни оставшийся после упразднения психоинтерната принявший православие бывший главный врач, психиатр Тонков.
Время от времени пытаются оживить это место и наши череповецкие туристические фирмы. Так представители ООО «Живой мир» заявили, что неоднократно пытались вывезти туристов в Зеленый Берег, но бывший главврач психинтерната отказывался пускать внутрь. Без особых объяснений, хотя итак ясно, что в сегодняшнем виде пустынь никак не готова к приему гостей. И у ее владельцев (или самозахватичков?) они вызывают только головную боль и неприязнь. Кандидат исторических наук Михаил Хрусталев, говорит, что существуют архитектурные чертежи монастыря. И находятся они в Питере. Вот только адреса он вспомнить не может… Вот, вроде бы, и все.

Надежды Неробовой

На что же надеется Неробова и ее коллеги. Может быть на Божью помощь? Как не странно для нас – атеистов, но получается, что и так. Сначала Валентина Александровна зажгла своей идеей студентов. При чем, подала это таким образом, что замыслила привлечь к восстановлению монастыря земляков и потомков тех, кто в свое время приложил немало сил для того, чтобы разрушить монастырь – поляков.
Сейчас Валентина Неробова живет идеей восстановления монастыря. Ну, вот запала она ей глубоко в душу так глубоко, что хочется ее решить во чтобы то ни стало. Она уже и некоторые монастыри посетила. Правда, эти монастыри находятся не на территории Вологодской области. С районной администрацией пытается мосты наладить. Те, вроде бы, тоже идут навстречу. Студенты поддерживают, коллеги по работе теребят: «Когда начнем проект реализовывать?». Короче говоря, что-то нешуточное затевается и, несмотря, на всю кажущуюся первоначально фантастичность, как-то верится, что эта идея обретет таки свою плоть и кровь. Почему нет?

Категория: Широка страна моя родная.... | Добавил: DL024 (21-Января-2009)
Просмотров: 599 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024