Ну что, насладившись зрелищем возрождаемого ныне усилиями энтузиастов монастыря, едем дальше. Направление – Андогские села. Александр Асов называет Андогу Атлантидой. Звучит, может быть, немного фантастически, но красиво. И грустно. Тем более, сейчас, когда население Андогских сел катастрофически тает. Еще десяток лет такого падения и в каждом четвертом из пяти сел не останется ни одного жителя. Село Никольское – центр Андогских сел, встречает нас 20 градусным морозом, снежными шапками крыш и печным дымом, столбом поднимающимся из труб. Одна из целей нашего пребывания в селе – посещение освященного незамерзающего источника, который пробивается наружу где-то рядом с рекой Шулма. Несколько лет назад этот источник был оборудован усилиями В.А. Соколова, который работает доцентом одного из вологодских вузов и является активным деятелем кадуйского землячества в областном центре. Соколов прямой конкурент Валентины, при чем по собственной инициативе. Летом прошлого года Валентина с помощниками провела в Никольском первую за десятки лет молчания ярмарку. Соколов, которому показалось, что у него отбирают законную славу, откликнулся на это событие письмом, в котором обвинил Валентину чуть ли не в во всех смертных грехах, а ее помощников называл "похмельными компаньонами" Искали мы источник, кстати, долго и упорно. Тем более трудно было отыскать его на берегу Шулмы, где ноги сразу же утопали в глубоком снегу. Помог какой-то мужик атлетического телосложения, не видать бы нам этого источника как своих ушей – оказался замаскирован в огромном сугробе как серьезный военный объект, который нельзя показывать иностранцам. Хотя вот он, красавец, умница – бьет из-под земли и несет на поверхность чистую как хрусталь воду. Зачерпнули ее немного – и в машину.
Немного остановимся и полюбуемся Андогской средней школой. Эта школа – первая из сельских школ области получила звание "миллионера", т.е. выиграла грант "Национального проекта" в области образования. И есть за что. Добрый десяток лет школа работает по программе русской национальной школы. В ней детей учат ценить национальные традиции. Особой гордостью педагогического коллектива является музей, один из экземпляров которого – именной указатель 18 века с надписью "Ишкобой", перечнем душ, заселяющим этот населенный пункт, был признан самым уникальным на конкурсе организованным "Учительской газетой". Сейчас взрослые и дети на каникулах, а так, каждый год, примерно в середине октября, на праздник Покрова Валентина привозит сюда на встречу дружбы студентов Череповецкого государственного университета. В этот день ребята из местного объединения "Лира" угощают "студней" и их преподавателей свежеприготовленными пирогами с капустой. Приезжайте на Покров и вы сюда, если будет время!
Мчимся дальше в холодную январскую стужу начала 2008 года. Большинство андогских сел и деревень приютились по обеим берегам двух основных рек местности – Шулмы, имеющей родниковое происхождение и Андоги, берущей свое начало из озера и питающейся болотными водами. Обе реки, несмотря на то, что кажутся безобидными, совсем небезопасны. И каждый год, кого-нибудь да забирают с собой. Вот и в 2007 году здесь погиб молодой череповчанин. А летом 2008 г. утонул молодой андогжанин. Особый интерес представляют те из населенных пунктов Андоги, первыми жителями которых и основателями, по всей видимости, были завоеватели из Польши. К таким деревням относятся такие поселения как Казимирово и Будимирово. По мнению местных историков, Казимир и Будимир являлись ни кем иными как предводителями тех польских банд, которые рыскали по окрестностям в поисках легкой добычи. Вроде бы, ничего хорошего они здесь сделать не могли, но история такая штука, что всегда дает пищу для размышлениях о самых своих невероятных загогулинах. Кто знает, может осознали Казимир и Будимир всю глубину своего нравственного падения, замирились с жителями, пустили здесь корни, стали уважаемыми людьми.
Подъезжаем к Будимирово – родовому гнезду Валентины Неробовой. Здесь у нас небольшой перевалочный пункт. Надо зайти к местному жителю Леониду Васильевичу, выпить с ним чайку, обсудить последние будимировские новости. Леонид Васильевич с женой гостям рад, потчует нас свежими щами, показывает трофеи – шкуры недавно убитых им зверьков. Его сын-череповчанин заядлый охотник и здешние леса знает куда лучше, чем мы свои каменные джунгли. Что-то мы засиделись. Пора ехать дальше. Белоснежная Нега отвозит наших дам на основную дорогу. Здесь, примерно в пятистах метрах, расположился скотокомплекс "Андога". Совсем недавно он получил от государства кредиты на свое развитие. А до этого находился в полудепрессивном состоянии. Вроде и работает, а выхлопа в виде зарплат нет. Крепкая андогская молодежь, словно мотыльки на огонь, давно потянулась на заработки в большие города, такие как Череповец – богатые, холодные и злые.
Вот мы проезжаем деревеньку Прягаево. Сейчас это ничем особенным непримечательный населенный пункт, а когда-то он был центром развиваемой в селах почтово-ямской службы. Здесь ямщики перепрягали лошадей. Отдыхали, обменивались новостями, стращали друг друга всевозможными слухами, а затем везли какое-нибудь письмо местного Ромео к живущей на далеком Белом озере возлюбленной Джульетте. Опять проезжаем рядом с правым берегом реки Шулма. Здесь располагается деревенька Завод. На самом деле никакого завода и в помине нет. Но как гласит древнее местное предание, когда-то на этих землях было поместье, принадлежащее Михаилу Илларионовичу Кутузову. И, соответственно, винокуренный завод, т.к. главнокомандующий знал толк в хорошем вине. Впоследствии завод сгорел, а крестьянам, обслуживающим его, Кутузовым была дана вольная. Возможно, сейчас мы мчимся по дороге, по которой когда-то инкогнито путешествовал великий русский военачальник. И чем черт не шутит – именно в этих местах фельдмаршал полной грудью и набирался духовных сил, готовил себя к великим свершениям 1812 года. После Прягаево левее можно увидеть деревню Мокошево, где родился герой Советского Союза связист Алексей Карташов. Дальше перед нами возникает деревня Лепилово, где, как утверждают историки, находятся крупные захоронения поляков, сначала грабившие местные земли, а затем поселившиеся здесь навечно. Говорят, что где-то здесь спрятано и все польское золото, награбленное неудачливыми завоевателями.
Берега Шулмы соединяет один из культовых символов андогжан – Семеновский мост. Раньше этот мост был деревянный, а теперь его сменил железобетон. Не очень понятно, но в силу каких-то мистических обстоятельств, в 30-60 гг. прошлого века этот мост стал местом встречи всей андогской молодежи. Со всех деревень и сел Андоги сюда стекались неформальные группы крепких, розовощеких, кровь с молоком людей. Взявшись за руки и непременным гармонистом с розочкой на картузе впереди. Здесь веселились и дрались. Нередко до поножовщины и крови. Однако знаменитым этот мост в Андоге стал не только поэтому, но и в силу того, что именно здесь нашли свое счастье, свою вторую половину сотни молодых людей. Именно на этом месте завязывались нежные знакомства, рождались глубокие чувства, происходили первые робкие ухаживания и признания в любви, предлагались навечно руки и сердца.
Впереди нас ждет еще один интересный пункт поездки – та самая деревня Ишкобой. Сразу слышится: "Ишь, какой бой!", но это только одна из версий названий деревеньки. Именно в Ишкобое и работал когда-то небольшой маслобойный заводик, который перерабатывал в чистое и исключительно вкусное масло льняное семя. Облизываемся. Чуть дальше, в деревне Бузыкино мы встречаем Галину Иванову Туваеву. Это выдающийся андогский бренд. Галина Ивановна готовит самое вкусное в этих местах пиво из ржаного солода. Самое интересное, что изготавливать этот напиток из чужых исходных материалов она отказывается наотрез. И это понятно – не дай Бог вкус будет не тот – позору не оберешься. Репутация для Туваевой – это не пустой звук. Он хранит его пуще чем "Майкрасофт" все свои лицензии и патенты.
Далее на нашем пути появляется село Княжово, бывшая резиденция знакомых теперь вам князей Шелешпанских, ныне бурно и хорошо застраиваемая «князьями» из новых русских, работающими на хлебных позициях в успешных череповецких предприятиях, и деревня Вахонькино, родина народного художника России В.М. Звонцева. Любопытно, что эта деревенька получила свое название по древнему промыслу. Здесь в Андоге, когда-то, строились особые лодки - барки. Для них нужны были всякие веревки, канаты, конопатка. Так как наши бережливые предки не хотели на это тратить дорогой лён, они и возились с вахонью. Студеной зимой целые деревеньки занимались этим промыслом, вот и "прилип" корень "вахонь" к названию деревни Вахонькино. Вахонькино - родина и народного артиста СССР Григория Белова (помните первого князя Мышкина?). За время работы в театрах столиц Григорий Белов создал множество известных и всеми любимых образов: Нил, Сатин, Жадов, Незнамов, Хлестаков, Астров и князь Мышкин. Андогжанин широко известен как исполнитель главных ролей в фильмах "Римский-Корсаков", "Сельский врач" и "Москва - Генуя"
Мчим дальше, в самую дальнюю андогскую деревню Смешково. Здесь в качестве единственной достопримечательностей можно увидеть совсем заброшенную часовню Филиппо-Ирапского, где местная молодЕжь иногда режется в картишки и рисует на стенах доморощенные «граффити» с городской тематикой. На деревянной стене часовни красуется, отпечатанный на лазерном принтере, горячий призыв к землякам прийти такого то числа на общедеревенский субботник. Цель акции благая до рези в глазах – привести в порядок заброшенное местное кладбище и поднять, наконец, себя сегодняшних в глазах умерших предков. Смотрим внимательнее! Ба, призыв то летний! А мы то подумали! Кстати, на месте кладбища когда-то до войны шумела корабельная роща, и проходили важные молодежные гулянья, конкурирующие с гуляньями на Семеновском мосту.
Последним пунктом нашей экскурсии становится деревня Стан, где расположен прекрасно сохранившийся дом священника Братолюбова и запущенная (одни голые стены и разбросанный по сторонам кирпич) церковь на Стану. Именно ее то в свое время предлагал восстановить вологжанин В.А. Соколов. Бог ему в помощь, хотя и вредный старикашка попался. Все. Наша, немного утомительная поездка завершена. Дальше нам снова предстоит еще раз проехать через село Никольское, промчаться возле стен монастыря и длинный путь, примерно равный девяноста километрам до теплой череповецкой ванны и белоснежных простыней. Как гласит молитва Филиппу Ирапскому: "Спаси нас от скорбей и болей душевных".
|