Основную массу времени у вузовского преподавателя, если он, конечно, не убежденный халявщик и прожектер, пожирает подготовка и, естественно, проведение лекций. Если кто-то считает, что это легко, пусть попробует. Я не уверен, конечно, что в физическом плане, преподаватель теряет в весе больше сталевара в горячем цехе, но в морально – психологическом плане издержки, конечно, есть и их можно назвать очень значительными.
Подготовка
Я не знаю как на других кафедрах, но на нашей, созданной совсем недавно, преподаватель, столкнувшийся с необходимостью подготовить новый курс лекций, сталкивается с серьезной проблемой ориентации в освещении своего предмета. Не потому, что ничего по данной теме нет или учебники, учебные пособия и монографии действительно слишком дороги (500 - 1000 рублей и выше – далеко не предел!). Наоборот, тема менеджмента сегодня у всех на устах и … только в самом деле ленивый не написал на эту жгуче – актуальную тему чего-нибудь этакого. «Этакого» как раз много, а вот того, во что действительно веришь, на что можно положиться, что проверено временем и находится в согласии с твоими собственными взглядами и убеждениями, нет почти. Например, я просто «заколебался» искать какой-либо дельный учебник по управлению персоналом. Об этом пишут все: социологи, психологи, технари, бывшие директора, просто хорошие люди. Но видимо слишком пока высока планка для них (или я до них не дорос), но наша «беседа», а я уже работаю в вузе второй год, все как – то не складывается. Кстати, хоть и стоит сейчас по всей Русм Великой бум западной управленческой науки, сказать, что научные труды тамошних ученых и есть самый блеск, - для этого не нужно быть смелым, но хотя бы немного несведущим в предмете, - это точно. Как написал мне один ученый из МГУ: «Вся западная наука, в отличие от нашей, строилась исходя из прагматичных рыночных интересов. Поэтому у них есть проблемы с корневой системой и стволовой частью «дерева» науки, а у нас с «ветками и листочками». Короче, с выбором направления изложения материала и ведущим учебником или учебным пособием изрядно помучишься. Немаловажным моментом также будет и фактор того, сколько оно стоит, когда появилось на свет и кто ты по образованию. Так по курсу «Деловая коммуникация» какие-то сомнительные учебники время от времени (причем нескромно дорогущие!) появляются, но я, как психолог, видя, что написаны они в основном филологами или лингвистами, отношусь к ним более чем скептически. Думаю, что из того лагеря скепсис идет отнюдь не в меньшем размере! Конечно, каждому профессиональному преподавателю хочется, даже, несмотря на то, что курс вряд ли станет авторским, внести в его изложение что-то свое, соединить совершенно разные подходы, а также, по мере возможности (а возможность такая предоставляется хоть каждый день – с потоком информации справится уже невозможно, а переработать все – это очевидная утопия!) вносить в них существенные изменения. Но учебный процесс – это вообще-то «потогонка» не только для студента, но и для преподавателя. Время бежит быстро, всяких рабочих заданий много (и они тоже прибавляются!), серьезно обдумать что-то в условиях такого прессинга – такое, считай, профессиональный подвиг. В итоге и получается то, что есть. Одна из наших преподавателей, к тому же, ведет аж 17 (семнадцать!) курсов по различным проблемам (и заработать хочется!), пишет докторскую (без нее карьера в вузе – просто потеря времени), курирует чуть ли не тридцать дипломников. Я не такой «стахановец» и придерживаю своего «боевого коня», но и у меня, не столь требовательного к себе, и не столь фанатичного, такая «молотилка» время от времени вызывает сбои. А ведь еще и погулять и пожить для себя хочется! Студент в таких случаях ударяется «в загул» или ложится на больничную койку, преподаватель же начинает маневрировать с тем, что имеет и как умеет.
Проведение
Проведение лекций – это, конечно же, отдельная песня, и требует особого внимания. В народе существует определенное мнение, что преподаватели ничего толком не знают и только зря поедают свой хлеб (напомним, не особо жирно намазанный маслом и черной икрой!). - Вот, - рассуждают некоторые профаны, - надо приглашать в вузы «спецов» своего дела. А еще лучше бы людей со статусом, признанных в своем мире. Да, наверное, у «преподов» есть проблемы с конкретным, практическим освоением какой-либо деятельности. Хотя, ясное дело, не у всех – есть действительно универсалы сочетающие в себе и превосходного преподавателя, и ученого, и практика. Но «спецы», пришедшие в студенческую аудиторию не менее забавны, чем медведи на велосипеде. Они и кипят страстью чего-нибудь рассказать и показать, но, как правило, не сказать, ни рассказать этого толком не умеют. Более того, взгляд на происходящие вокруг явления нередко «залит» стереотипами своей конкретной профессиональной деятельности. Студенты, привыкшие к профессионально ярким выступлениям преподавателей и не слишком углубленные в конкретную проблематику какого-либо производства, хоть и самого преуспевающего, откровенно скучают. Через пару часов перед сознанием такого «спеца» актуальным становится проблема: «А чего дальше то говорить, все секреты Полишинеля я уже рассказал!». Более того, «спецы» представляют проблему и для административной части вузов. Малость «развращенные» высокими заработками у себя на производстве, они требуют крупные суммы (в 3-5 раз больше профессионалов) и за проведение занятий. А стоит ли овчинка выделки? Как правило, по истечении некоторого времени, когда требования к обучению студентов и самоотдаче преподавателей возрастают, менеджеры образования приходят к мысли, что не стоят. Наверное, не ошибусь, если скажу, что вызвать своим выступлением на лекции восхищение и восторг своих учеников, голубая мечта любого препода. Лучшие преподы – это действительно мастера своего дела и «на них» все ходят как на шикарный спектакль в театр, как на праздник, как на ритуал посвящения. Есть у нас преподаватель, маленький. щупленький, лысенький, с большими слоновьими ушами, да еще и склонный к злоупотреблению известному в народе лекарству, но его лекции, может быть, даже самые лучшие в мире и заставляют по уши влюбляться в него и в его уши самых привередливых студенток (ну и студентов, конечно). А послушаешь другого и тоска берет: «Господи, да чего ты здесь мучаешься, шел бы лучше «компутерами» торговать». Третий весь в себе, читает лекции для самого себя и ничто другое его в жизни не интересует. Ну и т.д. – каждый на свой ляд, но все вместе – сила! Другое дело, что лекции в «универе» порой идут одна за другой. Кончилась одна, беги на другую. Кончилась другая, беги на третью, да еще по другому предмету. После работы в «своем» вузе, шагаешь подзаработать в другой. Ясно – понятно, что в такой ситуации выложиться максимально не представляется никакой возможности. Желание везде и всюду успеть чревато не только психологическими срывами, но и срывами занятий вообще. Ты же человек с определенным потолком функциональных возможностей, а «фанеры» у нашего брата как у музыканта, осуществляющего весенний «чес по регионам» у нас пока нет. В такой ситуации важно делегировать побольше обязанностей «стьюдентам». Это и экономичнее и, как показывает практика, эффективнее. Я лично предпочитаю передавать им лекции в «в цифре» на дискетах или через Интернет. Сам же выступаю чаще всего грозным и самым привередливым оппонентом, который соединяет отвечающих и слушающих ответ студентов в одно единое целое. В инь и янь. Проблема проблем – вытащить на лекции студента из глубокой прострации. Для этого у преподавателей существует масса самых разнообразных рычагов, хотя самые главные из них, конечно же, интерес к предмету и коммуникативное мастерство преподавателя. Мне лично приятнее, выбрать сначала одну «жертву» и погрузить ее в пространство организуемой мною ролевой игры, затем присоединить второго, третьего и т.д. Одни на это идут очень охотно, вторые, как выражается молодежь, нередко «догоняют», третьи обижаются, но молчат. Однажды на лекции, изучая организационное поведение, мы играли в «блинную» и студенты принесли в аудиторию в качестве раздаточного материала … настоящие, «живые» блины. Наверное, это был у меня удачный день?