Новый год на носу. В ВУЗах любой формы собственности начался «Великий чэйндж» - студенты начинают лихо сдавать курсовые, зачеты и первые экзамены, преподы, так же лихо и со вкусом их принимать. В череповецкой сети Интернет уже опубликованы неофициальные расценки стоимости услуг некоторых весьма известных в узких студенческих и преподавательских кругах заслуженных деятелей педагогической науки. А как же – рядовой студент должен знать кто почем! Расценки, надо сказать, мизерные, но со студентов чего возьмешь, когда и 100 рублей для них деньги. Впрочем, нет данных «по второму высшему» и, особенно, в коммерческих вузах - а сколько там нынче «дают» и «берут»? Информация, увы, запаздывает. Народ там тертый, козырять размерами «подарков» не любит и все свои проблемы, в основном, решает в глубокой тайне и тишине. Сказать, что «мелкая коррупция» разъедает стены российских и череповецких вузов, наверное, будет большим преувеличением. Но с другой стороны, что есть, то есть. Сама система выстроена так, что подталкивает обе стороны поскорее и повеселее «смазывать» все нужные и ненужные вопросы. Оценка или зачет – это порой единственная котируемая на данном рынке валюта, которой в безграничной мере обладает преподаватель. Почему бы, тогда, в нужный момент не пустить ее в ход? Но, если брать по крупному, виной всему, конечно же, отсутствие больших и серьезных целей у той и другой стороны, а также эффективной и реальной системы их осуществления. Нет процесса движения к заветной мечте. А раз его нет, то есть ежегодный «кругооборот веществ в природе» - система мелких поблажек со стороны «преподов» в ответ на такие же небольшие, но приятные услуги и внимание студентов. Искать ответ на вопрос – кто виноват во всем этом, пожалуй, бессмысленно. Ответ ясен – и те, и другие. Еще шире – виновата формальная система обучения, которая на 90 процентов работает вхолостую только потому, что не учитывает в движении своих «лопастей» такого тонкого момента как личность студента и преподавателя, а также ограниченность, дефицитность психологических ресурсов. «Советский вуз, - сказал как-то один мудрец, - это трамвай, набитый студентами как бочка с селедкой. Кому повезет, тот доедет до конца. Кому нет – спрыгнет или будет выброшен по ходу движения. Для полноценной личностной самореализации там никаких возможностей нет». Я с ним не согласен, но толика правды в этом высказывании безусловно есть. Зайдите, например, в любое здание ЧГУ и только по внешнему виду его стен, аудиторий, туалетов, парт сделайте правильный диагноз – любят ли сюда приходящие свою «альмаматерь». Наверное, не очень, раз изо всех углов так и несет оторванностью людей друг от друга и отчуждением даже от самого процесса образования. Со стороны людей не очень привязанных к процессу получения высшего образования, студенты, наверное, выглядят такими «зайками», невинными зверюшками, которых обижают злые дяди и тети – преподаватели. Зайдите на студенческие форумы в Интернет – по высказываниям «стьюдентов» о своих вузах и преподавателях можно подумать, что все они добровольно пребывают в застенках гестапо. И вариант выжить у них только одни – точно определить какой следователь гестапо… пардон, преподаватель вуза добрый, а какой злой. Мучаются, мол, невинные заключенные. С одной стороны – все так. Формальное образование, наверняка, отнимает у молодого человека частицу его здоровья и приближает его перемещение в мир иной. Однако, студенты, это, вообще-то, вовсе не зайки, а довольно хитрые, хотя и местами весьма наивные, манипуляторы, врушки и рэкетиры. Вот, с ходу, вспомнил проведение практики по маркетингу в одной из групп ЧГУ. Мы замеряли популярность местных СМИ, была составлена анкета, студенты отправлены «в поле». Состоялось общее собрание по итогам, где результаты исследований были студентами изложены и обобщены. Казалось бы, жить и радоваться, ан нет. Когда я стал работать с анкетами самостоятельно, понял, что, чуть ли не наполовину, все они – наглый и циничный подлог. Можете ли вы, например, представить, что весьма немаленькую анкету 26 человек заполнили совершенно одинаковым образом? Я – нет. А наши студенты таких людей с легкостью, естественно, отыскали. И не без приятных моментов. Ведущая практики все равно, из жалости, поставила этим засранцам положительную оценку. Врите дальше! - А что ты от них хотел, - сказал мне мой более опытный коллега «по цеху», - студент это такой человек, которому, самое главное, это «сдать, спихнуть, сбросить». Абы что и как угодно. Он – прав, не находите. Буквально вчера я сам стал объектом нападения кровожадных студентов манипуляторов и рэкетиров. Я, сам себя считаю человеком творческим (может, и ошибаюсь) и решил затеять, кстати, и «по просьбам трудящихся», творческий конкурс по своему предмету в виде экзамена. Причем, заранее было обговорено, что последние в этом конкурсе пятерок не получат. Только что контракт между мною и студентами не был заключен. Ладно. Конкурс пошел на ура, а в одном из его разделов по коммуникациям в управленческом цикле, под названием «Снимается кино», ребятишки вообще выложились по полной программе – чуть ли не настоящее кино сняли, с шикарными типажами, интерьерами, атрибутами. Я их такими и не видел никогда! Но настал «судный час». Три четверти получивших «пять» меня чуть не облизали и смылись в темноте наступавшей ночи (сидели почти 6 часов!). А что стало с оставшимися – не пером описать, не словом рассказать. - Я обладательница стипендии Березовского – Гусинского-о-о-о, - заголосила одна кандидатка на более высокий балл. – Мне нельзя ста-а-а-вить четверку (Это почему же? Мои друзья Билл Гейтс и Сорос, но я же не вымогаю повышенную зарплату у ректора только на основании этого?! И.В.). А-а-а-а-а! - Я ходил-а-а-а, паха-ала-а-а, ни одного-о-о занятия не пропуска-а-а-ала-а-а. - запричитала другая. Ну и что? У нас уже, что ли, можно вообще занятия не посещать? А те, кто их посещает, видать все запоминают и впитывают один к одному. Что-то сомневаюсь! – А-а-а-а! - Ну что вам, жалко-о-о, что ли? – захныкала третья. Да нет, мне вообще наплевать. Но не надо вуз в цирк превращать. Знают едва на «треху», обливают тот же ЧГУ почем свет стоит, а сами же и вымогают «пятерки». – О-о-о-о! - Вы не объективны! – закудахтала четвертая. Угу! Совершенно верно, только все наоборот! – Квах-квах-квах-квах! - Да поставьте же человеку пять! Вы что – изверг? – нашлась и группа поддержки. – Да нет, я не изверг. А вообще-то, гуманист. Пошел им навстречу чуть ли не по всем вопросам и все равно стал человеком на букву «М». – У-у-у-у! - А что четверка уже плохая отметка? – спросил я их, вспоминая свои «бои» пятнадцатилетней – двадцатилетней давности. - Да! – хором и на редкость дружно ответил обиженные. Из чего можно было заключить, что совести и адекватности к пятому курсу у них не осталось ни на грош. Замечу, в скобках, что мальчики – «четверошники» при этом молчали, высказавшись, правда, что: «Мы дискриминируемая часть группы!», а за пять минут противостояния с «рэкетирами» я мигом потерял все свои «очки» популярности за всю предыдущую деятельность. Холодный, жестокий взгляд заплаканных глаз, губы трясутся мелкой дрожью и полны ненавистью к «убийце малолетних». По всему видно, что если бы была их воля, то не миновать мне сегодня «газовой камеры». Но с «манипуляторами» есть одно надежное средство: - Приходите на экзамен. Не нравится четверка, постарайтесь ответит на «три»! Ждем-с!
|