Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУСреда, 25-Июня-2025, 03.13.05

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Разное [152]
Широка страна моя родная.... [43]
Успешный менеджер. Кто он? [94]
НИД кафедры [36]
Научно-исследовательская деятельность кафедры

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » Разное

Проектная технология в подготовке будущих педагогов
Проектные технологии всё активнее используются в практике российского общего образования.

Готов ли выпускник педагогического вуза к этим реалиям вестернизации образования? Молодые педагоги умеют организовать учебно-проектную деятельность школьников, но не выходят на уровень педагогического проектирования. Предложения по обучению студентов в педвузах: организация педагогической практики в алгоритме педагогического проектирования, и написание практико-ориентированных курсовых и дипломов в алгоритме педагогических проектов. Воспитательный аспект овладения российскими студентами-педагогами проектной деятельностью: формирование качеств человека, способного изменять окружающий мир, и воспринимать людей другой культуры.
Ключевые понятия доклада: вестернизация российского образования, проектный способ деятельности, педагогическое проектирование, педагогическая практика в вузе, курсовые и дипломные проекты студентов, воспитательный аспект проектной деятельности студента-педагога.
В последние годы в практике российского общего образования всё больше внимания уделяется проектным технологиям. Это связано с вестернизацией нашего образования. Известно, что именно в западной школе, особенно в американской школе, проектная деятельность является ведущим видом ученической деятельности. Во многом благодаря этому выпускники американских общеобразовательных школ обладают качеством социальной адаптивности: психологически готовы к ситуации "у меня есть проблемы", лучше ориентируются в жизненных ситуациях, способны к решению практических задач. Очевидно, что современная российская школа развивается сегодня по западным лекалам. В стратегических документах по модернизации российского образования проектная технология рассматривается как главное технологическое средство социализации учащихся в основной школе (1). А в старшей школе проектная деятельность учащихся, наряду с учебной и исследовательской деятельностью, - рассматривается в качестве ведущих технологий, развивающих социальные компетентности учащихся (2). Нам представляется, что использование в образовательной деятельности проектных технологий поможет избавить наше общее образование от излишнего теоретизма, преодолеть известную оторванность от жизни. Использование проектных технологий поможет готовить учащихся не только к разного рода выпускным и вступительным экзаменам, но к самой жизни.
Готов ли сегодняшний выпускник педагогического университета к решению этих задач? Практика работы с педагогами в Свердловском областном институте развития регионального образования показывает, что у молодых педагогов, в сравнении с более опытными коллегами, есть особенности в овладении проектной деятельностью. С одной стороны, молодёжь, как правило, хорошо подготовлена теоретически по данному вопросу, а опытные учителя чаще знакомы с проектной технологией на информационном уровне. С другой стороны, и те, и другие, как правило, не готовы к практическому использованию проектных технологий в практике своей деятельности. При этом нужно иметь в виду, что речь идёт, как об организации проектной деятельности учащихся, так и об организации своей педагогической проектной деятельности. Интересно отметить, что молодёжь смело берётся за организацию проектной деятельности учащихся: учебных проектов, проектов внеклассной и внешкольной деятельности. Молодых педагогов привлекает в этой деятельности прикладной и "живой", коммуникационный характер проектной деятельности. Они быстро находят "контакт" с подростками и старшеклассниками, имеют достаточно свободного времени, чтобы заниматься проектной деятельностью с детьми во внеурочное время (большинство проектов предполагают значительные временные затраты). Более опытные педагоги, привыкшие к академической форме ведения занятий, не столь "легки на подъём" в использовании учебно-проектных технологий. Среди учебных технологий они отдают предпочтение учебно-исследовательским проектам: последние разрабатываются чаще индивидуально, и базируются на навыках реферативной деятельности.

Иная картина наблюдается при аттестации педагогов. Молодые педагоги, отработавшие в школе учебный год, представляют на квалификационные испытания, как правило, педагогические проекты. Опытные же педагоги, при повторной аттестации, как правило, защищают аналитические отчёты за межсессионный период, разработанные, опять же, в проектной технологии. Следует отметить, что молодёжь представляет на аттестацию работы, значительно уступающие отчётам опытных педагогов именно по качеству педагогического проектирования. Опытные педагоги, как правило, справляются с задачей рефлексии собственной деятельности в алгоритме проектной технологии. В их работах есть свои недостатки - они часто подменяют проблемы учащегося, как подлинную цель педагогической деятельности, своими собственными проблемами; испытывают затруднения с формулировкой диагностируемой цели деятельности; слабо владеют методиками диагностики развития мотивации учащихся и т.д. Но опыт есть опыт, и в их отчётах представляется анализ собственной профессиональной деятельности в структуре проекта. Молодые педагоги, имея теоретическое представление о проектной технологии, как правило, не могут приложить её к собственной педагогической деятельности. Чаще под названием "проект" они представляют рефераты, а в иных случаях, свои дипломы годичной давности, которые по своей сути тоже являются реферативными работами. Какой вывод можно сделать из этих наблюдений? Во-первых, выпускники педагогических университетов, имея теоретическую подготовку по вопросу, не обладают навыками анализа, рефлексии опытного педагогического знания, и поэтому не могут проектировать свою практическую педагогическую деятельность. Во-вторых, они не имеют навыков написания проектных работ.
Как готовить студентов-педагогов к практическому использованию проектной технологии? Какими могут быть формы такого обучения? Во-первых, можно использовать систему педагогической практики, имеющуюся в каждом педвузе, а именно, прежде чем отправлять студентов в летние лагеря или в школы, можно озадачить их разработкой мини-проектов (вместо принятия плана прохождения практики), а по возвращении студентов с практики, поставить перед ними задачу написания и защиты аналитических отчётов о своей деятельности. Во-вторых, при написании студентами курсовых работ и дипломных проектов, в случае если выбранная ими тема носит практико-ориентированный характер, ориентировать авторов на написании работ в проектной технологии. Реализация идей по организации практики потребует увеличения временных затрат от руководителя практики, а значит, выделения дополнительных часов на руководство практикой студентов и т.п., но это - уже другие проблемы.
Подготовка студента-педагога в алгоритме проектной технологии подготавливает его не только профессионально, но формирует определённые черты личности будущего педагога, т.е. имеет ещё и воспитательное значение. Знаменитый французский философ-экзистенциалист Ж.-П. Сартр использовал в своих работах понятие "человек-проект" (3). У него речь шла о способности личности создавать саму себя в духовном, ценностном плане, и, совершая поступки, менять собственную жизнь в практическом плане. Деятельность в алгоритме проектной технологии является, по нашему мнению, личностно-значимой, личностно формирующей по ряду причин. Во-первых, проектная технология сориентирована на решение проблем реальной жизни, т.е. проблем практического, прикладного характера. Во-вторых, она ориентирует человека в его деятельности на осознанное целеполагание и достижение конкретного результата. В-третьих, работа над проектом, даже на этапе разработки, нескоротечна, несиюминутна, это длительная во времени работа. В-четвёртых, проектная работа носит чаще коллективный характер. В-пятых, большинство проектов требуют экономического обоснования с точки зрения перспектив реализации. В-шестых, удачные проекты могут быть профинансированы государственными структурами и спонсорами. Из этого можно сделать вывод, что проектная деятельность формирует человека, который умеет не только "мечтать" и "размышлять", но и "достигать" желаемых целей. И если использовать известные литературные аналогии, то антиподом проектной деятельности является образ Обломова, а воплощением её - образ немца Штольца. Проектная деятельность развивает в личности качества коммуникабельности, коллективизм, волю к достижению результата. Эта деятельность учит экономическому расчёту: умению считать и зарабатывать деньги. Она учит умению презентовать себя в социуме. Другими словами, проектная технология формирует в человеке качество изменять окружающий мир, и это полностью соответствует идеологии компетентностного подхода, принятой в современном российском образовании.

Рассмотрение проектной деятельности в личностно значимом аспекте помогает нашим студентам лучше понять людей западного мира. Не секрет, что у нас сложился определённый образ западного человека. Это активный, ориентированный на материальный и карьерный успех прагматик. Западный человек коммуникабелен, толерантен. Но, как мы традиционно считаем, в глубине души он, всё равно, - индивидуалист. Образ западного человека как "волка-одиночки", отвоёвывающего себе место в жёстких условиях рынка, прочно укоренился в нашем сознании. Так вот, знакомство с проектной деятельностью меняет наше традиционное представление о западном человеке. Проектная деятельность, как правило, носит командный характер. В одиночку можно сформулировать проектную идею. Но разработать на основе идеи проект, и, тем более, реализовать проект, можно, как правило, только командными усилиями. Совпадают ли такие качества, как "коллективизм" и " умение работать в команде"? Нам представляется, что, в основном, совпадают. Это качества взаимовыручки, толерантности, умение работать на общую цель и т.д. Только вот "командный стиль" предполагает реализацию сильных лидерских качеств участников команды, в то время как "коллектив" больше ориентирован на уравнение его членов. Однако исторический опыт нашего общества показал, что и в коллективах могли работать яркие, незаурядные личности, настоящие лидеры. Таким образом, работа в алгоритме проектной деятельности показывает нашим студентам, что этот "западный" тип деятельности совсем нам не чужд нам, россиянам, по своим ценностным ориентирам. Проект требует отнюдь не индивидуалистических качеств, а умения работать в команде, требует коллективистских качеств от человека. Студент, овладевая способом проектной деятельности, пропустив его, так сказать, "через себя", начинает воспринимать, понимать и принимать западного человека. Оказывается, что "они" во многом похожи на "нас": общительны, дружелюбны, не замкнуты на себе и т.д. Овладение проектным способом деятельности - один из глубинных каналов восприятия студентами западной культуры. А это очень важно для будущего педагога: умение воспринимать людей и ценности другой культуры.

Используемая литература:
1. Гуманизация образовательного процесса. Часть 2. Образовательный процесс в основной школе. /Под ред. К.Н.Поливановой. - М., 2001.- С.10-14.
2. Гуманизация образовательного процесса. Часть 3. Образовательный процесс в старшей школе. /Под ред. Д.А.Иванова. - М., 2001.- С.7-13.
3. Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. С.319-944.

Контактная информация:
Никитина Наталья Николаевна - к. философских наук, зав. каф естественнонаучного образования ГОУ ДПО "Институт развития регионального образования" (г. Екатеринбург).Дом. тел.-260-25-73Адрес электронной почты:safo@r66.ru

Категория: Разное | Добавил: DL024 (07-Января-2009)
Просмотров: 1102 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2025