Аннотация и ключевые слова Social management of processes of formation of the creative person revives today the second "technological birth" and is called to keep the integrity of society"s development, its social institutes and to generate the new active (self activity person) subject, capable to realize creative energy of its mental potential. The most important thing in the given circumstances is formation a development of mental potential of the youth as social-demographic, socially-professional and intellectual reserve of the society acting as active creative force in process of society"s transformation by means of modern social technologies. The main function of the socially-technological mechanism of management of the student"s mental potential consists in formation and as much as possible effective influence on students "the intellectual developing environments". Социальное управление процессами формирования творческой личности призвано сохранить целостность развития общества, его социальных институтов и сформировать нового самодеятельного субъекта, способного реализовать созидательную энергию своего интеллектуального потенциала. Социально-технологический механизм управления развитием интеллектуального потенциала студентов рассматривается нами как один из способов решения возникающих в этой сфере проблем, снятия существующих противоречий и стимулирования интеллектуального развития студенческой молодежи. Он представляет собой упорядоченную систему целенаправленных управленческих действий непосредственно связанных между собой социальных субъектов и объектов, формируемых на основе внешних управленческих воздействий (функциональное управление) и внутренних личностных управленческих воздействий (самоуправление). Главная функция этого механизма - обеспечить формирование и максимально эффективное воздействие на студентов интеллектуальной развивающей среды. Речь идет, прежде всего, об интеллектуальном развивающем пространстве конкретного вуза, которое допускает и стимулирует комплекс воздействий, необходимых для интеллектуального развития студентов. По своей сути социально-технологический механизм управления развитием интеллектуального потенциала студентов представляет собой научно обоснованную и технологически упорядоченную систему управленческих воздействий социальных субъектов высшей школы, развивающуюся, на основе принятых в обществе социальных стандартов и с учетом региональной, отраслевой и профессиональной специфики вуза. Его структуру можно представить как взаимодействие систем: управляющей, управляемой и технологической, где центральным звеном является многоуровневая система управленческих воздействий. В высшей школе как социальном институте управления эти системы могут быть представлены в виде отдельных подсистем, основные элементы которых и являются составными частями социально-технологического механизма управления развитием интеллектуального потенциала студентов в вузе. К основным элементам этого механизма можно отнести управленческие цели и задачи; объекты и субъекты управленческих воздействий; технологический, социально-нормативный, административный, учебно-педагогический, информационно-методический, воспитательный и личностный элементы управленческого воздействия. Все элементы социально-технологического механизма функционально связаны между собой в едином управленческом процессе, который детерминируется единством внешних и внутренних управленческих воздействий, учебными циклами высшего учебного заведения, его управленческими возможностями и опытом практической работы конкретного учебного заведения. Управленческие цели и задачи выражают общую направленность социально-технологического механизма управления развитием интеллектуального потенциала студентов на достижение позитивного результата. Они сориентированы на конечный результат - развитый интеллект, который характеризуется объемом знаний и умений, позволяющих адаптироваться к условиям окружающего мира и реализовать себя как автономную личность. К объектам управления развитием интеллектуального потенциала следует отнести: совокупность параметров многоуровневого порядка врожденных и приобретенных: физических, психических, духовных и социальных в их целостности, многообразии и взаимозависимости; социально значимые факторы и процессы, оказывающие на развитие интеллектуального потенциала студентов прямое и опосредованное влияние. Определив цели, задачи и объекты социально-технологического механизма управления развитием интеллектуального потенциала студентов, важно выделить структуру социального управления в высшей школе. К субъектам управленческих воздействий в высшей школе относятся: лица, занимающие административные должности; профессорско-преподавательский состав; студенческие коллективы (группы); молодежные организации и объединения; средства массовой информации; семья. Для эффективного влияния на интеллектуальное развитие объекта воздействия сами субъекты управления должны иметь высокий уровень интеллекта, который может служить ориентиром для студентов, развития их интеллектуальных качеств. Социально-нормативный элемент управленческого воздействия выполняет регулирующую и стимулирующую роль в развитии интеллектуального потенциала в обществе и в системе образования. В настоящее время его состояние обусловлено существующей законодательной и служебно-нормативной базой обеспечения образовательного процесса в стране. Но, к сожалению, ценность интеллектуального ресурса и направленность высших образовательных учреждений на подготовку качественно новых интеллектуально развитых управленческих кадров законодательно и концептуально не закреплена. К административному элементу управленческого воздействия в вузе относятся лица, занимающие административные должности. Он может рассматриваться как система исполнительно-распорядительных функций, по поддержанию определенного порядка, организации образовательной деятельности, способствующей интеллектуальному развитию студентов. Управление развитием интеллектуального потенциала студентов со стороны администрации может и должно осуществляться в рамках установленной и принятой системы мероприятий, обеспечивающих интеллектуальную потребность будущих специалистов, умение совершенствовать свои интеллектуальные возможности. Важнейшим направлением совершенствования административного управления процессом интеллектуализации образования и деятельности высшей школы должно стать изменение его структуры. В современной высшей школе основную роль в управлении развитием интеллектуального потенциала студентов играет преподаватель. Поэтому учебно-педагогический элемент рассматриваемого социально-технологического механизма - один из основных компонентов управленческого воздействия на интеллектуальный потенциал студента в высшей школе. Действующая сегодня система рейтинговой оценки профессиональной деятельности педагога, которая предполагает оценку деятельности учителя "снизу" (студентом), "сверху" (экспертная оценка) и оценку педагогом самого себя, показала, что большинство педагогов имеют неопределенное представление о системе требований, предъявляемых к профессии педагога. В результате деятельность педагогов в основном направлена на обеспечение студентов большим объемом знаний и профессиональными умениями, но недостаточно ориентирована на развитие его интеллектуального потенциала, формирование творческого, поискового отношения к самому себе, будущей профессии и обществу в целом. Информационно-методический элемент управленческого воздействия представляет собой необходимую информационно-методическую базу, которая используется в процессе управления интеллектуальным развитием студента. Возможности вуза в области научного информирования и формирования банка данных научной информации формируются за счет нескольких источников: высоко подготовленных в профессиональном и научном отношении кадров профессорско-преподавательского состава; пополнения фондов библиотек вузов новой литературой и информационными материалами; периодического издания научно-информационных материалов, обзоров научной информации кафедрами и научно-исследовательскими отделами; обобщения материалов научных конференций, форумов, дискуссий и др. мероприятий. Развитие отношений между субъектом и объектом управления, грамотное принятие управленческого решения всецело зависит от полноты и своевременности поступления социально-управленческой информации. Технологический элемент (социальные технологии и процедуры) управленческого воздействия представляет собой совокупность приемов, методов и действий, с помощью которых достигаются поставленные цели в процессе осуществления управленческой деятельности. По сути - это "лаборатория" исследования и формирования управленческих действий социальных субъектов (приемов, методов, подходов и др.) в области управления развитием интеллектуального потенциала студентов. Воспитательный элемент управленческого воздействия предполагает обоснование ценности высокого интеллекта будущего специалиста в его самореализации, в обучении, развитии индивидуальности. Ценность интеллектуального развития в результате такой деятельности должна быть интериоризована молодыми людьми. Личностный элемент управленческого воздействия является интегрирующим. Он включает в себя весь спектр выделенных элементов управления, воздействие которых направленно непосредственно на личность студента и имеет относительную самостоятельность в воздействии на его интеллектуальное развитие, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставлять себя обществу и идти на компромисс. Личностный элемент сопряжен с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю, в целом, к самоуправлению развитием собственного интеллектуального потенциала. Таким образом, современные технологии социального управления формированием и развитием интеллектуального потенциала студентов в вузе должны основываться на целостной, фундаментальной теоретико-методологической базе, стратегической целью которых становится превращение высшей школы в самоуправляемую систему, обеспечивающую полноценное воспроизводство интеллектуального потенциала и эффективного его использование в обществе. Используемая литература: Скок А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. - М., 1997. Келасьев, Шадриков В.Д.Самореализация человека: введение в человекознание. М., 2002 Иванов В.Н., Иванов А.В., Доронин А.О. Управленческая парадигма XXI века: Т.1. - М., 2002. Егоров В., Еременко А., Тескина С., Дзугкоева Н. Интеллектуальный потенциал // Государственная служба. - 2001. - №1 (11). - С.31. Контактная информация: Данкова Жанна Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Белгородского института государственного и муниципального управления (филиала) ОРАГС, тел. (0722)35-37-95, e_mail dankova@ bel.edu.ru www.bel.ru/doc/dankova
|