К началу 1990-х годов резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются группами общественности. В российских организациях высшей школы начали активно работать над формированием имиджа. Имидж вуза- это образ организации в представлении групп общественности. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность организации на рынке, что становится особенно актуальным в связи наличием системы контрактного обучения. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, математическим, человеческим) и ведение операций, способствует узнаванию и формирует отношение к данной организации. Имидж - инструмент достижения стратегических целей организации. Стратегическими являются цели, затрагивающие основные стороны деятельности организации и ориентированные на перспективу. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако, позитивная известность (паблисити) не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы. Корпоративная идентичность формируется под влиянием корпоративной философии, она представляет корпоративную культуру в восприятии, представлениях и поведенческих реакциях отдельных групп (например, потребителей, персонала, общественности). В отличие от обычных организаций воздействие корпоративной культуры в вузе осуществляется не только на сотрудников, но и на студентов. Студенты являются носителями особенностей корпоративной культуры вуза, его традиций, ценностей, имиджа не только в период своего обучения, но и спустя много лет по его окончании. В зависимости от того, насколько эти ценности разделяются студентами, распространяется положительная или отрицательная информация о вузе. Проблема роли студентов в формировании имиджа вуза является весьма актуальной, но наибольший интерес она вызывает, как правило, в период "борьбы за абитуриентов". Мнение знакомых студентов, безусловно, оказывает влияние на выпускников школ при выборе высшего учебного заведения, а их (состоявшихся студентов, и выпускников конкретных вузов) облик, стиль поведения, сфера интересов, успешность в профессиональной сфере - на родителей абитуриентов. Автором работы был проведен анализ корпоративной культуры КГТУ имени А. Н. Туполева, известного больше по старому названию "КАИ". При этому, как мы увидим ниже, немалый вклад в создание и ретрансляцию имиджа вуза(основанного на данной культуре) вовне вносят студенты. В истории КГТУ-КАИ, одного из ведущих вузов России, можно выделить несколько этапов. Казанский авиационный институт был образован на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета 5 марта 1932 года. В начале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет. В 1939 году в КАИ был открыт моторостроительный факультет. В 1951 году в институте был открыт новый приборостроительный факультет, а в начале 1952 года был создан радиотехнический факультет. В 1972 году был открыт факультет вычислительных и управляющих систем. Институт чутко реагировал на изменения общественно-экономической жизни страны. Так, в 1991 году был основан факультет управления и предпринимательства, в 1995 году - гуманитарный факультет, выпускающий специалистов по связям с общественностью и менеджеров организации и т.д.. Корпоративная символика вуза сегодня включает в себя: - значки КАИ - эмблема КАИ "Крылышки" (см. приложение) - значок студклуба - слоган КАИ: "КАИ - пуп Земли" - клятва "Посвящение в студенты КГТУ-КАИ" - ключ знаний - символ посвящения в студенты выбор названий для газет, клубов и прочего связан с авиастроением (газета "Крылья", СТЭМ "Добролет", Интернет Внутренние коммуникации подразделяются на: 1) Печатные: - многотиражные газеты "Крылья" и "Самолет"; - объявления; - информационные листки; - стенгазеты; - отчеты; - приказы; 2) Вербальные: - конференции Трудового коллектива КГТУ им. А.Н. Туполева; - конференции студентов и аспирантов; - торжественные собрания Ученого Совета; - музей 3) Виртуальные - Интернет-сайт Корпоративные ритуалы и традиции КГТУ-КАИ: - ежегодное проведение "Дня знаний" на Черном озере - посещение первокурсниками музея КГТУ-КАИ - фестиваль "День первокурсника" - вечера авторской песни "Из золотой серии КАИ" - конкурс "Мисс КАИ" "Мистер КАИ" - празднование "Дня выпускника" - день КАИ "Зимушка - зима" - фестиваль "Студенческая весна" - всероссийский конкурс-фестиваль театров студенческих миниатюр "Икариада" - празднование дня группы - "День открытых дверей" каждого факультета - встреча выпускников КАИ - поездки в подшефный детский дом в Нурлатах и подшефные школы - праздник " Ура! Каникулы!" - традиции, связанные с отдыхом в спортивно-оздоровительном лагере "Икар" - праздники, отмечаемые отдельными факультетами КГТУ-КАИ, ( "День менеджера", юбилеи студсовета факультета) Существует негласный слоган вуза "КАИ - пуп Земли". И даже свой язык: учебное здание КГТУ им. А.Н. Туполева - "дом", или по номерам ("тройка", "семерка") Таким образом, наличие корпоративной культуры, разделяемой и развиваемой студентами, позволяет нам говорить о существовании имиджа вуза и его распространении на внешнюю аудиторию не только через систему СМИ, но и посредством носителей этой культуры: студентов, преподавателей, аспирантов. Контактная информация: Галимуллина Н. М., апсирант кафедры ИСО КГТУ имени А. Н. Туполева
|