-Размышлизмы- «Когда я слышу слово культура, то …» Организовали мы тут небольшую дискуссию на данную тему. Порассуждали немножечко, обменялись мнениями, а результатики представили вам. Рассуждалка №1: Настюсик (иногда ее заносит на возвышенные темы, а вообще бы ее в рубрику типа «философские чтения» надо пихнуть. - Ред). В человеке живет неистребимая тяга к тому, чтобы выйти за пределы необходимости, свободно и самостоятельно создавать то, что ему нравится, реализовывать свои познавательные и творческие возможности. Именно поэтому в обществе существует сфера культуры — сфера свободного творчества. Культура обычно связана с утонченностью и изяществом. В этом смысле культура противоположна грубости и примитивности. Я сама никогда не испытывала особенных противоречий со своими родителями и вообще со старшими. А мои друзья по школе и теперь по университету достаточно часто говорили о том, что понимания со старшими нет и быть не может. От чего это происходит? Этот вопрос не давал мне покоя. Однако, едва коснувшись этой проблемы, я поняла, что она очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Сегодня я могу лишь пересказать те идеи современных исследователей, которые показались мне наиболее близкими и понятными. Существование молодежной субкультуры, специфического молодежного (сленг- язык «тусовки»), это своего рода бунт против понятий и идеалов «отцов». Это было всегда, но сегодня, в эпоху идейного хаоса, пожалуй, особенно заметно. А молодежный экстремизм, как мне кажется, крайнее проявление все того же бунта (во загнула!- ред.). Культура молодежи - актуальная тема на сегодняшний день. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура весьма актуальны (Настя, Настя, Боже, Боже!- ред.). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы и ПТУ. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов. Рассуждалка № 2: Анюсик (главное, не скатываться к жесткой критике и вообще – любить людей надо, Анюта!-ред.). Культура в молодежной среде явление довольно неоднозначное. То и дело слышно: клубная культура, рэп-культура, панк-культура. Здесь рядом идут два понятия – музыка и культура. Т.е. буквально: какую музыку ты слушаешь, к такой культуре тебя и можно отнести. Не уверена, что классификация по музыкальным пристрастиям может служить объективной оценкой культурного уровня человека, но все же нельзя отрицать и тот факт, что поведение и мировоззрение людей, слушающих одинаковую музыку, в чем-то схожи. А что вообще можно сказать о культуре в молодежной среде? На моих глазах протекают буквально два противоположных процесса: «окультуривание» и «обескультуривание» (вот все-то тебе надо подсчитать и классифицировать). Начнем со второго. Гляньте на улицы, учебные заведения города, а именно на молодых людей, которые там ошиваются. «Бритые спортивные костюмы» - самое точное определение огромного количества наших сограждан мужского пола. В такой униформе они все на одно лицо. Но я придумала замечательный способ, как их отличать друг от друга. По количеству полосок на спортивном костюме! Проблемы возникают, когда, привыкнув различать их именно таким способом, вы вдруг обнаруживаете, что они иногда переодеваются! О культурном уровне данного типа «людей» можно вообще ничего не писать, здесь все и так очевидно. Другой же, абсолютно противоположный процесс, меня радует гораздо больше. Полные залы кинотеатров и театров. Молодежь ходит в театр! Вспомните то время, когда можно было так говорить. Сейчас эти традиции возрождаются. Молодежь стала больше читать (да, это так, не смотря на обилие компьютерных игр и наличие почти доступного Интернета). Но действительно ли можно говорить о повышении культурного уровня молодежи лишь по наполняемости залов дворцов культуры? По моему более достоверно о культуре молодежи можно судить по дискотекам и клубам, которые они посещают. А вот этот аспект в городе оставляет желать лучшего - и по количеству, и по качеству. А ведь как хочется культурно отдохнуть в каком-нибудь клубе, не боясь, что тебе о голову разобьют пивную бутылку или случайно заедут кулаком по лицу. Да еще чтоб народ был доброжелательный… Но что-то я отвлеклась. Итак, давайте заглянем в институт. Если глянуть на парты – бесконечный простор для скучающих студентов. Зашла я как-то совсем недавно в новенькую, только что отремонтированную аудиторию. Как практически уже ветеран образования могу сказать, что первые мысли были такие: «Нифига себе аудиторию отгрохали. Ну, наконец-то что-то стоящее сделали. Наконец-то будет приятно заходить сюда» (а может еще поблагодаришь руководство?- ред.) Но все впечатление испортили разрисованные парты. Когда сидишь за партой, расписанной различными посланиями, поэмами и другой информацией, цензурной и не совсем, (при том, что если кто-нибудь захотел бы добавить хоть что-нибудь, то не смог бы этого сделать за отсутствием места), это не сильно напрягает. А вот когда ты видишь новенькую, чистенькую, «европарту» с единственной матерной надписью на ней, то становится как-то тоскливо, думаешь: «Есть же свиньи на свете». Кто сидел на полуразвалившихся стульях и скамейках в аудиториях с разбитыми окнами и отваливающейся штукатуркой, особенно зимой, поймет, как хочется учиться в нормальном институте с нормальными аудиториями, нормальными коридорами и приличными туалетами. Но пока мы не сами не станем вести себя как люди, хотя бы минимально прилично, ничего у нас прилично не будет. P.S. Да вот вам еще тема для размышления: «Почему женские туалеты раза в три грязнее мужских?» Анна Перовская и Анастасия Шарко «Среди некультурных есть много образованных» Мы предложили студентам порассуждать на тему : «Молодежь и культура. Культура в ЧГУ». И вот что они нам поведали. Александр Крылов, 4 курс: Да, уровень культуры низок, особенно у парней. Сейчас такое время, такой возраст, когда культура – не главное. Возможно, будущее поколение станет культурнее, а сейчас время не создавать культурные ценности, а искать их. Но стоит отметить, что наш университет намного культурнее, чем та же улица. Что, в общем-то, радует и вселяет надежду. Евгений, 2 курс: «ЧГУ по сравнению со студентами метколледжа – это небо и земля. Студенты ЧГУ конечно культурнее. Вообще те, кто учится в ВУЗах – это сливки общества, хотя бы одеваются приличнее. А девчонки особенно». Маша, 4 курс: «Знаете такую поговорку? «Кто не курит и не пьет, матом не ругается, в ЧГУ не попадет, пусть не сомневается!». Хотя студенты ЧГУ по сравнению с учащимися ПТУ и лицеев явно выделяются в лучшую сторону. Мы стараемся». Марина, 4 курс: «Молодежь и культура – понятия трудно совместимые в настоящее время. Хотя из каждого правила существуют исключения. Что хотите? Мы дети перестройки, выросли в условиях экономического кризиса». Юля, 4 курс: «Очень трудно встретить культурного человека, хотя среди некультурных очень много образованных. Существуют люди, культурные внешне, но это лишь оболочка, под ней скрываются грубые и недалекие люди. А молодые ведут себя так, как принято в том обществе, в котором они живут». Настя, 4 курс: «Быть культурным – эстетично оказаться в нужное время в нужном месте и с кем надо. И не употреблять бранные слова». Света, 5 курс: «Я считаю студентов ЧГУ культурными. Я отвечаю за свою группу – в ней культурные люди». Оля, 5 курс: «В основном студенты люди культурные». Света, 5 курс: «Есть отличия в культуре студентов физмата и ИЭИ. Студенты физмата уважительнее относятся к старшим». Аня, 4 курс: «Нас мало, но мы есть!» Андрей Николаевич, преподаватель ЧГУ: «Мое мнение – культуру студенчества формируют преподаватели. У них на самом деле просто огромный потенциал в этом вопросе. Другое дело, что он не реализуется. Пассивны преподаватели, пассивны студенты. Все варимся в собственном соку. «Young criminals» В последнее время по городу гуляет один анекдот, очень похожий на правду. Якобы, приехал в Череповец один англичанин и, чтобы познакомить его с достижениями нашего местной науки и образования отцы города отвели его на экскурсию в одно из зданий местного университета. Проходя мимо курящей, плюющейся, матерящейся, картинно целующейся друг с другом взасос толпы студентов, наш бедный экскурсант, не без основания опасавшийся получить по шее, спросил своих провожатых: «Is this young criminals?», чем вызвал у последних бурный прилив иронии и чувство неподдельной гордости за «наших студиозов», которые не чета тем, лениво пасущимся во владениях ЕЕ величества королевы Великобритании, студентам не знающим и никогда не узнающим, что есть настоящая «свобода». Свобода по-русски, по – череповецки! Мы то знаем, в отличие от англичанина, проходя сквозь этот строй почти ежедневно, что по шее уже не получим. Слава Богу, подобная свирепость явление в студенческой среде напускное. Ну, может быть пару «чинариков» о полы пиджака исподтишка затушат, обзовут как-нибудь «втихаря», сплюнут в твою сторону. Право, какие мелочи. Наши студенты, как пелось в известной песне, только снаружи страшные, а внутри добрые и ласковые. Далее, здесь должен быть материал про КУБОК МЭРА По «Общаге» дежурили: Анастасия Базлова, Марина Зверькова, Анастасия Романова, Анна Степанец, Игорь Васюков и Анатолий Волков
|