Аннотация и ключевые слова Субкультура, молодежная субкультура, формальные и неформальные группировки В середине ХХ века появился такой феномен, как молодёжная субкультура, основные черты которой – замкнутость и альтернативность. Молодёжная субкультура – это система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь молодёжи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила развитие в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом. Сегодня она является одним из институтов, факторов социализации школьников. Молодёжная субкультура представляет собой сложное противоречивое социальное явление. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей «большой» культуры, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Проблема в том ценности и интересы молодёжи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями. Поэтому и её культура носит в основном развлекательный, рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченным варианте, массовую культуру, а не на ценности высокой, мировой и национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения молодёжи часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами массовой информации: телевидением, радио, и печатью. Культуру молодежи отличает также наличие молодёжного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков. Он помогает молодёжи осваивать мир, выражать себя и одновременно создаёт барьер между ними и взрослыми. Внутри молодёжной субкультуры активно развивается ещё один феномен современного общества – неформальные молодёжные объединения и организации. Каждая такая группа или организация имеют внешние отличительные признаки, свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы. На сегодня существует более 30 типов неформальных молодёжных течений и организаций. Назовём и охарактеризуем наиболее известные из них. «Музыкальные» неформалы. Музыка для них составляет главный интерес. Собственно, это и есть их главная цель: прослушивание, изучение, распространение любимой музыки. Среди «музыкальных» неформалов наиболее известны металлисты. Это группы, объединённые общим интересом к металлическому року, отличающихся жёстким ритмом ударных инструментов, колоссальной мощностью усилителей и выделяющимися на этом фоне сольные импровизации исполнителей. Металлисты носят чёрные куртки-косухи, чёрные перчатки без пальцев с металлическими наклепками. Брейкеры объединены самозабвенной страстью к «break-dance» – особому виду танца, включающего разнообразные спортивно-акробатические элементы. Они стремятся пропагандировать его (танец) и демонстрировать в любой ситуации. Брейкеры стараются поддерживать хорошую спортивную форму, отрицательно относятся к алкоголю, наркотикам и курению. Рокеры – поклонники рок–музыки во всех её вариантах. Рок–музыка и танцы для них являются смыслообразующими моментами жизни, которым подчинено всё остальное. Неформалы в спорте. Ведущие представители данного течения – фанаты. Группы фанатов создаются вокруг каждой спортивной команды её болельщиками. Сегодня в целом это хорошо организованные группировки, члены которых хорошо разбираются в спорте. Представители данного течения регулярно посещают игры любимой команды, поддерживают её заранее приготовленными кричалками и часто устраивают потасовки с такими же болельщиками других команд. Байкеров (они же рокеры) объединяет любовь к антиобщественному поведению и мотоциклам. Их обязательные атрибуты – мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки с металлическими заклёпками. Рокеры имеют склонность передвигаться с большой скоростью, часто по полосе встречного движения, ночью, группой, а также открыто игнорируя работников ДПС и правила дорожного движения. Экстрималы объединены любовью к экстримальнам видам спорта. Они выступают за здоровый образ жизни и основную часть своего свободного время посвящают тренировкам. Среди них можно встретить сноубордистов, альпинистов, скейтбордистов, парашутистов, парапланиристов и др. Экстремистские группировки. К ним относятся в первую очередь гопники, уличные, или иные стихийные молодежные группировки подростков, характеризующиеся предельно низким уровнем морального развития и стремлением разного рода правонарушениям. Особое место занимают скинхеды, или скины. Это агрессивные группировки молодых нацистов, борющихся за очищение России от представителей еврейской, кавказской и иных диаспор. «Очищение» представляет собой избиение последних. Часто «под горячую руку» попадает и русским гражданам. Скинхеды всегда бреются наголо, носят светлые джинсы или штаны защитного цвета. Постепенно среди них выделились ультрасы. Они одеваются также, как и скины, но весьма туманно представляют собой идеологию последних. Ультрасам просто нравится драться со всеми подряд, что впрочем, они и делают, избивая даже порой просто прохожих на улице. «Философствующие» неформалы. Это в первую очередь хиппи. Сегодня это движение почти сошло на нет, но в ХХ веке оно было одним из самых массовых. Хиппи пытались расширить границы традиционного повседневного образа жизни, раскрепоститься в душе. Они считали, что люди должны стремиться к миру и свободной любви, которая понимается именно философски и никак не сводится к сексу. Ещё одни почти вымершие молодёжные движения, схожие по своим взглядам – панки и анархисты. Они отрицали все существующие социальные нормы, стремились переустроить общество на свой лад. Пацифисты выступают против всякого рода войн, борются за мир, негативно относятся к службе в армии. В городе Череповце представлены все перечисленные выше неформальные объединения. Наибольшее число молодёжи входит течения рокеров, скинхедов и проскинхедских группировок, а также фанатов. Рокеры в целом ведут себя сдержанно, всё своё время проводят в рок-клубах и на концертах местных групп. Скинхеды же, наоборот, агрессивны. Пик этого движения приходился на 2000 год. Сейчас из числа бывших скинхедов выделяются ряд проскиновских движений. Многие перешли в ультрасы и продолжают портить жизнь нормальным людям. Хулсы (HOOLS) также проскиновское движение, появившееся сравнительно недавно, объединяет подростков 15-16 лет. Их идеологию сформулировать трудно. Частенько они подходят группой к какой-нибудь компании и говорят: «Мы хотим с вами драться». И дерутся. С 1997 года в Череповце существует организация «Коло Борусов», которая органично включает в себя бывших сатанистов и скинхедов. Представители этой организации борются за возврат заблудшей в коммунизме и в православии России к истокам – славянскому язычеству. Что касается фанатов, то их численность тоже велика. Это обусловлено успешным выступлением хоккейного клуба «СеверСталь». Когда наши хоккеисты завоевали бронзу, а затем серебро в российской суперлиге, произошёл всплеск этого движения. Однако фанаты «СеверСтали» ведут себя в рамках закона и драки с болельщиками других команд происходят редко. После открытия в Череповце «Экстрим-клуба» все череповецкие экстрималы получили своего рода дом. Теперь здесь они тренируются и покупают необходимое оборудование. Хиппи, панков, анархистов, байкеров у нас практически нет. Это либо подростки 14-16 лет, которые хотят бать на таких неформалов похожими и даже носят соответствующую одежду, но не воспринимают их идеологию и не ведут соответствующий образ жизни. Неформальные молодёжные объединения можно перечислять долго. Кроме названных есть ещё роллеры, рейверы, рэпперы, толкиенисты и многие др. Если одни неформалы ведут себя сдержанно и спокойно, то другие - весьма агрессивны и могут представлять собой угрозу обществу. В этой ситуации абсолютно непонятна политика существующего правительства в отношении молодёжи, не уделяющего ей никакого внимания. Пока в высших инстанциях не разработают чёткую программу борьбы с агрессивными неформальными группировками, эта проблема останется не разрешённой. Список использованной литературы (не полный). 1. Д.В.Ольшанский. Неформалы. Групповой портрет в интерьере. М., Педагогика, 1990. 2. А.Запесоцкий, А.Файн. Эта непонятная молодёжь. М., Профиздат, 1990. Контактная информация Кочнев Сергей, студент ИЭИ ЧГУ
|