Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУСуббота, 18-Мая-2024, 14.21.43

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
НИД преподавателей [23]
Научно-исследователская деятельность преподавателей
НИР студентов [13]
Научно-исследовательская работа студентов

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » НИД кафедры » НИР студентов

Молодёжная субкультура и типы неформальных молодёжных объединений.
Аннотация и ключевые слова
Субкультура, молодежная субкультура, формальные и неформальные группировки

В середине ХХ века появился такой феномен, как молодёжная субкультура, основные черты которой – замкнутость и альтернативность. Молодёжная субкультура – это система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь молодёжи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила развитие в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом. Сегодня она является одним из институтов, факторов социализации школьников. Молодёжная субкультура представляет собой сложное противоречивое социальное явление. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей «большой» культуры, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Проблема в том ценности и интересы молодёжи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями. Поэтому и её культура носит в основном развлекательный, рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченным варианте, массовую культуру, а не на ценности высокой, мировой и национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения молодёжи часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами массовой информации: телевидением, радио, и печатью. Культуру молодежи отличает также наличие молодёжного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков. Он помогает молодёжи осваивать мир, выражать себя и одновременно создаёт барьер между ними и взрослыми. Внутри молодёжной субкультуры активно развивается ещё один феномен современного общества – неформальные молодёжные объединения и организации.
Каждая такая группа или организация имеют внешние отличительные признаки, свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы. На сегодня существует более 30 типов неформальных молодёжных течений и организаций. Назовём и охарактеризуем наиболее известные из них.
«Музыкальные» неформалы. Музыка для них составляет главный интерес. Собственно, это и есть их главная цель: прослушивание, изучение, распространение любимой музыки. Среди «музыкальных» неформалов наиболее известны металлисты. Это группы, объединённые общим интересом к металлическому року, отличающихся жёстким ритмом ударных инструментов, колоссальной мощностью усилителей и выделяющимися на этом фоне сольные импровизации исполнителей. Металлисты носят чёрные куртки-косухи, чёрные перчатки без пальцев с металлическими наклепками. Брейкеры объединены самозабвенной страстью к «break-dance» – особому виду танца, включающего разнообразные спортивно-акробатические элементы. Они стремятся пропагандировать его (танец) и демонстрировать в любой ситуации. Брейкеры стараются поддерживать хорошую спортивную форму, отрицательно относятся к алкоголю, наркотикам и курению. Рокеры – поклонники рок–музыки во всех её вариантах. Рок–музыка и танцы для них являются смыслообразующими моментами жизни, которым подчинено всё остальное.
Неформалы в спорте. Ведущие представители данного течения – фанаты. Группы фанатов создаются вокруг каждой спортивной команды её болельщиками. Сегодня в целом это хорошо организованные группировки, члены которых хорошо разбираются в спорте. Представители данного течения регулярно посещают игры любимой команды, поддерживают её заранее приготовленными кричалками и часто устраивают потасовки с такими же болельщиками других команд. Байкеров (они же рокеры) объединяет любовь к антиобщественному поведению и мотоциклам. Их обязательные атрибуты – мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки с металлическими заклёпками. Рокеры имеют склонность передвигаться с большой скоростью, часто по полосе встречного движения, ночью, группой, а также открыто игнорируя работников ДПС и правила дорожного движения. Экстрималы объединены любовью к экстримальнам видам спорта. Они выступают за здоровый образ жизни и основную часть своего свободного время посвящают тренировкам. Среди них можно встретить сноубордистов, альпинистов, скейтбордистов, парашутистов, парапланиристов и др.
Экстремистские группировки. К ним относятся в первую очередь гопники, уличные, или иные стихийные молодежные группировки подростков, характеризующиеся предельно низким уровнем морального развития и стремлением разного рода правонарушениям. Особое место занимают скинхеды, или скины. Это агрессивные группировки молодых нацистов, борющихся за очищение России от представителей еврейской, кавказской и иных диаспор. «Очищение» представляет собой избиение последних. Часто «под горячую руку» попадает и русским гражданам. Скинхеды всегда бреются наголо, носят светлые джинсы или штаны защитного цвета. Постепенно среди них выделились ультрасы. Они одеваются также, как и скины, но весьма туманно представляют собой идеологию последних. Ультрасам просто нравится драться со всеми подряд, что впрочем, они и делают, избивая даже порой просто прохожих на улице.
«Философствующие» неформалы. Это в первую очередь хиппи. Сегодня это движение почти сошло на нет, но в ХХ веке оно было одним из самых массовых. Хиппи пытались расширить границы традиционного повседневного образа жизни, раскрепоститься в душе. Они считали, что люди должны стремиться к миру и свободной любви, которая понимается именно философски и никак не сводится к сексу. Ещё одни почти вымершие молодёжные движения, схожие по своим взглядам – панки и анархисты. Они отрицали все существующие социальные нормы, стремились переустроить общество на свой лад. Пацифисты выступают против всякого рода войн, борются за мир, негативно относятся к службе в армии.
В городе Череповце представлены все перечисленные выше неформальные объединения. Наибольшее число молодёжи входит течения рокеров, скинхедов и проскинхедских группировок, а также фанатов. Рокеры в целом ведут себя сдержанно, всё своё время проводят в рок-клубах и на концертах местных групп. Скинхеды же, наоборот, агрессивны. Пик этого движения приходился на 2000 год. Сейчас из числа бывших скинхедов выделяются ряд проскиновских движений. Многие перешли в ультрасы и продолжают портить жизнь нормальным людям. Хулсы (HOOLS) также проскиновское движение, появившееся сравнительно недавно, объединяет подростков 15-16 лет. Их идеологию сформулировать трудно. Частенько они подходят группой к какой-нибудь компании и говорят: «Мы хотим с вами драться». И дерутся. С 1997 года в Череповце существует организация «Коло Борусов», которая органично включает в себя бывших сатанистов и скинхедов. Представители этой организации борются за возврат заблудшей в коммунизме и в православии России к истокам – славянскому язычеству. Что касается фанатов, то их численность тоже велика. Это обусловлено успешным выступлением хоккейного клуба «СеверСталь». Когда наши хоккеисты завоевали бронзу, а затем серебро в российской суперлиге, произошёл всплеск этого движения. Однако фанаты «СеверСтали» ведут себя в рамках закона и драки с болельщиками других команд происходят редко. После открытия в Череповце «Экстрим-клуба» все череповецкие экстрималы получили своего рода дом. Теперь здесь они тренируются и покупают необходимое оборудование. Хиппи, панков, анархистов, байкеров у нас практически нет. Это либо подростки 14-16 лет, которые хотят бать на таких неформалов похожими и даже носят соответствующую одежду, но не воспринимают их идеологию и не ведут соответствующий образ жизни.
Неформальные молодёжные объединения можно перечислять долго. Кроме названных есть ещё роллеры, рейверы, рэпперы, толкиенисты и многие др. Если одни неформалы ведут себя сдержанно и спокойно, то другие - весьма агрессивны и могут представлять собой угрозу обществу. В этой ситуации абсолютно непонятна политика существующего правительства в отношении молодёжи, не уделяющего ей никакого внимания. Пока в высших инстанциях не разработают чёткую программу борьбы с агрессивными неформальными группировками, эта проблема останется не разрешённой.
Список использованной литературы (не полный).
1. Д.В.Ольшанский. Неформалы. Групповой портрет в интерьере. М., Педагогика, 1990.
2. А.Запесоцкий, А.Файн. Эта непонятная молодёжь. М., Профиздат, 1990.
Контактная информация
Кочнев Сергей, студент ИЭИ ЧГУ

Категория: НИР студентов | Добавил: DL024 (08-Января-2009)
Просмотров: 2700 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.2/4 |
Всего комментариев: 2
2 Подземка  
0
Статья бональна и ничтожна, потому как обьект(ы) совершенно не найден(ы)/рассмотрен(ы)/изучен(ы).
.
Субкультура и движение - понятия разные.
.
Неформал - советский синоним понятию "молодежная субкультура"
.
П.С.: статей подобных - море, смысла в них - капля. И то, не того цвета.

1 Алексей  
0
Очень интересный взгляд на проблему изучения молодежного неформалитета выражает Карафелов Александр Миронович. Он вообще считает, что сейчас изучение этой проблематики крайне актуально, так как от направления движения этой специфичной социальной группы зависит вектор развития страны. Учитывая это, процесс взаимодействия и взаимовлияния органов местного управления и неформальных молодежных объединений является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Подтверждением тому стало принятие ряда федеральных законов, правительственных и ведомственных документов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024