М. А. Сидорова М. В. Юшкова Научный руководитель Е. В. Тишина Тема: Защита интеллектуальной собственности О понятии интеллектуальной собственности В России с 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая отношения в области авторского права, а также закон о ее введении в действие. При этом отменены следующие законы: закон о товарных знаках и патентный закон РФ. В статье 1225 ГК «Охраняемые результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации» дается определение данного понятия. О защите прав на объекты интеллектуальной собственности Права на объекты интеллектуальной собственности приобретаются либо по факту создания объектов интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав), либо на основании государственной регистрации этих прав (изобретения, товарные знаки и др.). Правообладателем объектов интеллектуальной собственности следует учитывать, что, используя объекты интеллектуальной собственности, они могут нарушать права других правообладателей. Необходимость в защите прав на объекты интеллектуальной собственности может возникать в случае нарушения их третьими лицами в связи несанкционированным использованием ими охраняемых объектов. Кроме того, нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности могут возникать в рамках невыполнения лицензиатами своих обязательств, предусмотренных лицензионным договором. Пресечении нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности может осуществляться в административном и судебном порядке, включая исковое производство в рамках гражданского процесса и уголовное преследование. Споры в области интеллектуальной собственности являются объективным результатом конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики. О нарушении прав интеллектуальной собственности на примере бренда «Вологодское масло» Наименование места происхождения товара (НМПТ) - название страны, населенного пункт, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и людскими факторами. ГОСТ 37/91 был введен в действие с января 1992 г. Загвоздка в том, что когда ГОСТ был создан, еще не существовало действующего ныне закона «О товарных знаках». Более того, «никто никогда не пересматривал ГОСТ и не соотносил его с положениями закона «О товарных знаках». А между тем законом о «Товарных знаках» предусматривается, что особые свойства товара должны быть стабильными и представлять собой комбинацию постоянных характеристик. Причем наличие особых свойств устанавливается априори и доказывается соответствующими компетентными органами страны происхождения. В марте текущего года Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам вынесла решение в пользу обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара "Вологодское масло" ГУП "Учебно-опытный молочный завод" ВГМХА им. Н.В. Верещагина по жалобе на решение Апелляционной палаты Роспатента по возражению против названной регистрации, поданной ОАО "Лианозовский молочный завод". Данное решение восстановило в силе действие регистрации на наименование места происхождения товара "Вологодское масло". Между тем, борьба за исключительную прерогативу производства данного масла еще не окончена. Сегодня, имея этот ГОСТ, правом произвести данный продукт обладает любая страна бывшего Советского Союза. Впереди предстоит большая работа по созданию нормативной базы. Отметим, что позиция вологжан основывается на том, что "Вологодское масло" - это уникальный продукт с особыми свойствами, связанными с природными ресурсами Русского Севера и со школой маслоделия, заложенной Н. В. Верещагиным и сложившейся на вологодской земле.
|