Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУСуббота, 18-Мая-2024, 11.05.05

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
НИД преподавателей [23]
Научно-исследователская деятельность преподавателей
НИР студентов [13]
Научно-исследовательская работа студентов

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » НИД кафедры » НИР студентов

Эргономика как фактор развития качества подготовки менеджера в ВУЗе
Саукова Е.С., Сачкова Е.А.
Научный руководитель – Тюлю Г.М.
Эргономика как фактор развития качества подготовки менеджера в ВУЗе

Проблема: насколько соответствуют учебные аудитории для подготовки менеджеров эргономическим требованиям.
Цель: выявить соответствие учебных аудиторий для подготовки менеджеров эргономическим требованиям.
Актуальность: научно доказано, что люди большую часть времени проводят на рабочем месте, а особенно, если это работники интеллектуального труда (около 70%-80% персонала современных офисов). Рабочее место напрямую влияет на качество, скорость и эффективность проделанной работы. Одной из главных целей менеджмент является создание необходимых условий для повышения эффективности труда. Именно поэтому целесообразно будет рассмотреть требования эргономики к организации рабочего места.
Основные требования:
Эргономика рабочего места. Люди, занятые интеллектуальным трудом в своей работе часто зависят от сотрудничества со своими коллегами, без чего достижение позитивного результата невозможно. К этой группе можно отнести и студентов. Они должны вместе анализировать проблемы и создавать оригинальные решения. Они требуют гибкости и мобильности для выполнения широкого спектра различных задач. Удовлетворение всех этих нужд очень тесно связано с рабочей средой, организация которой имеет огромное влияние на качество и скорость работы.
Подобный анализ влияния организации и дизайна рабочего пространства на конечный результат (на прибыль) строится на данных науки о функциональных возможностях человека, выявляющей возможности оптимальных условий для труда, как физического так и интеллектуального, изучающей проблемы возникающие в системе «человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда» и ставящей своими задачами оптимизацию трудовой деятельности человека – эргономики.
Разберемся поподробнее в том, как правильно должно быть организовано рабочее место. А также в том, что такое эргономика, каковы её основные принципы и положения.
Эргономика как наука, междисциплинарные связи. Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - это наука, комплексно изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия. Научное изучение трудовой деятельности связывают с именем американского инженера Ф. Тейлора и его учеников. В результате их исследований была создана и внедрена в производство концепция инженерного проектирования методов работы и положено начало эргономике, хотя тейлоризм рассматривал человека как часть машины или как приложение к ней. Дальнейшее развитие производства вызвало необходимость учета психологической стороны процесса труда. Поэтому были исследованы психологические свойства человека в процессе труда: восприятие, память, мышление, способность концентрировать внимание и др.
Эргономика развивается в тесном контакте с другими науками. Эти междисциплинарные связи носят двусторонний характер, обогащая взаимодействующие науки.
Эргономика в менеджменте.
Сформулируем общую цель или главную задачу эргономики. Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования:
Кадры решают все, когда их рабочее место грамотно организовано! Если работник в течение рабочего дня не успевает выполнить все намеченное, это не всегда означает, что он плохой работник. Причиной тому может оказаться неудобное рабочее место, которое вынуждает его делать много лишних движений. Только из-за неправильной организации труда вам приходится нанимать больше сотрудников, чем действительно необходимо для нормального функционирования фирмы, и тратить на их содержание те средства, которые могли бы пойти на развитие компании.
Время - деньги, здоровье тоже. На чем еще работодатели пытаются экономить, лишая себя и своих сотрудников нормальных условий труда? Во-первых, на оперативности и качестве выполняемой работы. Во-вторых, на здоровье сотрудников, нетрудоспособность которых будет в результате дорого стоить. Гигиенические и санитарные нормы организации рабочих мест, тесно связаны с физическими параметрами среднестатистического человека.
Всестороннее развитие личности людей, участвующих в трудовом процессе. Бизнес должен давать работникам возможность не только качественно в установленные сроки решать поставленные перед ними цели, но и возможность постоянного саморазвития и самосовершенствования.
Теперь давайте рассмотрим основные недостатки изделий мебели, предоставляемых различными производителями России и зарубежных стран.
Довольно часто встречающаяся в офисах «универсальная стойка для компьютерного оборудования» включает в себя небольшой стол, область для системного блока и полочку для принтера. Поместить на нее еще что-нибудь, кроме ПК, практически невозможно. Создается впечатление, что такие столы вовсе не предназначены для живого человека, тем более такого, который вынужден долгие часы просиживать за работой. С комфортом располагаются на нем исключительно ПК и периферия.
Еще одним недостатком является использование выдвижной клавиатуры. Устранение недостатка полезной площади на стандартных прямоугольных офисных столах порождает профессиональную болезнь (хроническое растяжение кисти). Стандартная высота стола рассчитана на то, чтобы писать от руки, а расстояние от пола до клавиатуры, находящейся на выезжающей подставке, будет существенно ниже, что и приводит к напряжению сухожилий и мышц кисти руки.
Правильное положение монитора:
 дисплей должен стоять точно напротив пользователя, на уровне его глаз и на расстоянии вытянутой руки.
 перед экраном должно хватать места для клавиатуры, а если нужно, то для бумаг и книг.
Выделяется:
 ближняя зона охвата - 30 см.
 дальняя зона охвата - длина вытянутой руки.
Современные производители часто не учитывают эту особенность.
Площадь стола зона охвата.
Площадь, занимаемая столом, и площадь, отведенная под рабочее место, имеют совершенно разную величину, и именно, первая должна «стремиться» ко второй, а не наоборот, как это часто бывает.
В качестве практически идеального рабочего места можно представить себе некую угловую структуру с передним краем в форме лекала. Общая занимаемая ею площадь оптимальна. Его сглаженный полукруглый передний край образует дугу вокруг пользователя, обеспечивая оптимальную зону доступа. Удобная рабочая зона для пользователя — главный критерий того, пригоден ли рабочий стол к несению своей «компьютерной службы».
Еще одна проблема проектирования офисных помещений связана с компьютерными стульями. Сотрудники офисов, сидящие за рабочими столами целый день, принимающие длительные неправильные статические позы - это первые кандидаты на проблемы со спиной в будущем. Люди, использующие эргономические кресла, позволяющие часто менять позы при сидении, вряд ли столкнутся с проблемами со спиной.
Вывод: улучшая условия жизни и труда, Вы повышаете работоспособность и качество жизни – и это неотъемлемая часть успеха!

Литература

1. Идеальная планировка офисного пространства // Современный офис. 2005. №1.
2. http://www.otdelremonta.ru/flat.htm Эргономика офиса – правила комфорта
3. http://www.bogart.ru/user_img/pubs/School2007.pdf
4. http://www.bogart.ru/noroutine.html /Эргономичные кресла
5. http://mebelopt.dp.ua/portal.php?page_id=kabinet-ruk
6. http:// www.cgi-bin/designclass/galery.pl?cid=2 / Лекционные аудитории
7. http://www.2edu.ru/2edu/2edu.nsf/Display?OpenAgent&PageName=exhibition.html
Категория: НИР студентов | Добавил: Синергик (26-Апреля-2009)
Просмотров: 1863 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024