Все четыре курса, которые я читаю в университете («Организационное поведение», «Управление персоналом», «Деловые коммуникации» и «Основы предпринимательства») и программу которых вы сегодня собираетесь обсуждать, коротко можно было бы назвать образовательным модулем управления человеческими ресурсами в структуре общего содержания подготовки менеджера в высшем учебном заведении. Сверхзадача всех этих курсов – показать глубинную социально – психологическую природу менеджмента и предпринимательства, задать социально – психологическую ориентированность всей профессиональной подготовке будущих менеджеров и предпринимателей, получить в результате своих усилий социально – психологических грамотных и подготовленных профессионалов, не только знающих и ценящих такой важнейший ресурс в деятельности менеджера и предпринимателя, как люди, но и способный эффективно использовать его, как в интересах своей организации, интересах самих конкретных людей, так и в собственных интересах. В процессе работы над программой этих курсов и ее апробировании в практике обучения ЧГУ (сразу хочу отметить, что в отсутствии почти всех необходимых ресурсов: учебников для студентов, денег для преподавателей, компьютеров, кодоскопа, постоянных недоразумений с аудиториями и расписанием сделать это – настоящий подвиг) и у меня сложилась система личных приоритетов, по которым я определяю значимость того или иного курса для себя и для студентов. Первым из них стоит «Организационное поведение». Выделение мною этого курса на первое место связано, прежде всего, с тем, что именно он и отвечает на главные вопросы всей программы подготовки менеджера - почему возникают и создаются организации, с какой это стати люди предпочитают решать свои собственные проблемы с помощью них, а не делают это, как правило, самостоятельно, каким образом можно использовать менеджеру и предпринимателю психологические ресурсы (по существу – энергетику!) индивидуального и группового поведения для достижения самых высоких целей организации. С выбором базового учебного пособия по данному курсу и базового подхода к организационному поведению у меня особых трудностей не возникало. В качестве ведущего базового пособия я взял книгу Ю. Красовского «Организационное поведение» (М., ЮНИТИ, 2000 г), а в качестве ведущего подхода – его же ресурсный психологический подход. В качестве дополнительной литературы я привлекаю книгу указанные мною в списке литературы непосредственно к самой программе. Курс из 50 часов (22 – теория, 28 – практика) делится мною на 5 основных блоков: 1. Введение. 2. Внутрифирменная среда организационного поведения. 3. Социальная природа организационного поведения. 4. Управленческие основы организационного поведения. 5. Диспозиционная система организационного поведения. После каждого модуля я провожу контрольную работу в группах, где предлагаю студентам объяснить в соревновательной форме (командной и индивидуальной) все понятия которые мы проходили, ответить на контрольные вопросы, сделать небольшой творческий проект с опорой на понятия и законы организационного поведения, а также, используя полученные знания по ОП разобрать тот или иной случай. Во «Введении» дается объяснения объекта и предмета курса «Организационное поведение», объясняется его смысл и место в образовательной подготовке студента, дается определение организационного поведения, обсуждаются вопросы возникновения и создания организации, ее жизненных циклов, роли руководства в организации и организационном поведении, говорится о возможных целях организации, разных сторонах эффективности ее деятельности, группах интересов, существующих вокруг предприятия, сбалансированном представительстве их интересов в различного рода наблюдательных советах, в миссии, в определении взаимосвязанных целей и задач, в решениях о выборе стратегии, размещении ресурсов и долгосрочном конкурентном преимуществе. Здесь, кстати, я много материалов беру из книги П. Дойля «Менеджмент: стратегия и тактика». Второй модуль «Внутрифирменная среда организационного поведения» является основным методологическим и теоретико-практическим блоком всего курса. В нем даются представления о тех ограничениях (социокультурных, должностных, стимулятивных, управленческих, групповых и межгрупповых), которые накладывает на индивидуальное поведение человека организация, а также дается представление о таком социально – психологическом феномене ОП как сотрудничество, цементирующем всю идеологическую составляющую управления в организации и являющуюся его важнейшим стратегическим приоритетом. Третий модуль – «Социальная природа организационного поведения», с нашей точки зрения. Должен ввести студентов в мир их представлений об особенностях и проявлениях поведения человека в организации. Этот раздел дает возможность глубоко понять многообразие человечских ресурсов в организации. Там мы даем студентам представления о маркетинговой поведенческой культуре и маркетинговой ориентации фирме, феномене клиентурного поведения, маркетинговом самоконтроле поведения, особенностях использования таких ресурсов как время, деловое и личностное деловое поведение работников, подробно рассматриваем такие социально – психологические феномены как исполнительность, инициативность, инертность работников, даем понятие контактного поведения в организации. Четвертый модуль – «Управленческие основы организационного поведения» предназначен для введения читателя в мир системных представлений о цикличнской природе жизни организации и деятельности руководителя. Он дает представление о том, что делает руководитель в организации, как развертывает управленческую деятельность в своем собственном поведении, каким образом он может раскрыть личностные поведенческие ресурсы персонала в самой организации дела и с какими трудностями и проблемами столкнуться. Пятый модуль программы – «Диспозиционная система организационного поведения» дает системные представления об организации и важна студентам для понимания ее как многомерного человеческого явления, где постоянно возникают различные комбинации интересов, которыми важно умело управлять и по вертикали, и по горизонтали, и по диагонали. Даются также представления о конфликте в организации и об инновационном поведении в ней. Практическую часть куса мы, по мере возможностей, насыщаем разного рода деловыми инновационными и ансамблевыми играми, о которых тоже речь идет в учебнике Красовского, разбору конкретных случаев, а также дискуссиям и тестам. Что касается близкого к первому по духу и по содержанию курса «Управление персоналом», то здесь у меня возникли определенные проблемы. Прежде всего, они связаны с выбором ведущего учебника. Попробовав учебник Егоршина я убедился, что это не совсем то, что мне надо. Изложение материала в нем дается достаточно системно, но механистически. Непонятно, какого же рода концепции управления персоналом придерживается сам автор, а в изложении им основных вопросов системы работы с персоналом, таких как кадровая политика, подбор и оценка персонала, расстановка, адаптация, обучение, основы лидерства, мотивация царит, с моей точки зрения настоящая эклектика, беллетризм и дилетантизм. Поэтому в этом курсе (программа – 34 часа) я взял основные взяв основные функции управления персоналом, попытался изложить их с точки зрения ресурсной психологической теории Красовского. В курсе «Деловые коммуникации» проблемы те же самые, только еще более глубокие. Дело в том, что по этому курсу по существу не написано ни одного удовлетворительного учебника. Поэтому мы и здесь отталкиваемся от организационного поведения, от делового поведения персонала и делового общения на основе его как значимой стороны делового поведения, формирующей стимулы, нормы и оценки персоналом организации происходящих в ней событий. Мы рассматриваем коммуникативное поведение руководителей и сотрудников в зависимости от целей и задач организации, типа ее поведенческой культуры, тех или иных этапов управленческого цикла в деятельности руководителя и персонала, занимаемого места, статуса, интересов и т.п. Особое внимание уделяется личным стратегия в коммуникациях и эффективным технологиям воздействия. Разрабатывается такой блок как маркетинговые, рекламные коммуникации, коммуникативные профессии, коммуникации в конкурентной среде. Программа курса «Основы предпринимательства» (68 часов, из них 34 часа – теория) преследует своей основной целю системное знакомство студентов с основами предпринимательской деятельности и конкретной предпринимательской практики. Как я полагаю, моя сверхзадача в создании и реализации такого курса, который бы не только заложил основы представлений учащихся о том какого рода предпринимательская среда и инструменты ведения бизнеса существуют вокруг него, но и подстегнул их стремление заниматься этой деятельностью, попробовать себя в ней. Последнее достигается различного рода деловыми играми, разрабатываемыми нами, проведением дискуссий, диспутов, встреч с бизнесменами, рейтинговой системой оценивания, соревновательным командным характером занятий, а также тем, что параллельно с курсом у нас идет факультативно занятия клуба деловых игр, где в предпринимательском режиме мы готовим и проводим различного рода крупные экономические и политические игры, создаем пресс-центр, работаем с интернет – сайтами. В качестве базового используется учебние А. Муравьева «Предпринимательство». Курс делится на 11 основных тем. В первой, вводной части рассматриваются мотивы и функции предпринимательства, его правовой статус, права и обязанности, государственные гарантии свободы предпринимательства, обязанности по договорам. Создание предпринимательства – тема 2. Здесь освещаются важнейшие этапы организации дела, такие как выбор предпринимательской идеи, оценка риска, составление бизнес – плана, выбор организационно – правовой формы предприятия, регистрация и лицензирование его. Отдельно рассматривается такой важный инструмент организации своего дела как франчайзинг. Третья тема несет в себе обзор инфраструктуры бизнеса и описание наиболее важных ее элементов: коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аудиторских фирм, таможенных и налоговых органов, арбитражных судов. Вопросы менеджмента – построения организации, распределения полномочий и ответственности, работа с людьми, с информацией – тема 4 модуля наших занятий. Вопросы управления финансами фирмы и планирования трактуются в 5 теме занятий. Здесь студенты рассматривают вопросы о формировании обоснованной расчетами политики инвестирования, экономически целесообразной практике начисления амортизации, управлении издержками, ведении бухгалтерского учета на предприятии. Шестая тема занятий посвящена вопросам кредитования, включая особенно таки аспекты как коммерческий кредит, оборот векселей, факторинг, лизинг. В 7 теме поднимаются вопросы основ страхового дела, рассматривается рынок страховых услуг, особенности страховой защиты как товара, страхование предпринимательских рисков и принципы риск – менеджмента. Восьмая тема посвящена вопросам операций с недвижимостью, особенностях отечественного и зарубежного рынков жилья, земли, объектов коммерческого и производственного назначения, основах девелопмента, методов финансирования проектов застройки. В теме 9 освещаются вопросы инновационной деятельности. В теме 10 – рассматривается фондовый рынок и даются сведения о различным типах операций с ценными бумагами и формировании биржевого курса. 11 тема – посвящена маркетингу и рекламе, проектированию товаоа, сегментированию, позиционированию, поведению потребителей в условиях покупки и т.п. Отдельно дается информация об истории западного и российского предпринимательства. В рамках курса студенты участвуют в большой экономической и политической игре.
|