Маркетинговая личная ориентация предпринимателя. Известная огромная роль маркетинга в современном бизнесе. Маркетинг и управление маркетинговой стратегией – важнейший инструмент в жизни предпринимательских организаций, используемый ими для достижения своих краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Однако, и в жизни отдельной личности, особенно жизни предпринимателя роль маркетинга и маркетинговой ориентации достаточно высока. Просто долгое время на этот важнейший момент личной эффективности предпринимателя мир бизнеса не обращал особого внимания. Предпринимателю, впрочем, как и человеку любой профессии, для решения крупных предпринимательских задач, очень важно организовать и интегрировать в единое целое свои собственные личностные ресурсы, заставить их работать на себя, на будущее свое и, возможно, на будущее своей предпринимательской организации, а шире, вообще, на интересы общества и государства. Для этого предпринимателю очень важно уметь четко и правильно поставить перед собой жизненно важные цели и задачи. Именно они в дальнейшем будут определять характер тех ценностей, которые он будет исповедывать в своей жизнедеятельности, направления личной активности, использование предоставляющихся возможностей и учет рисков, критерии оценки эффективности, как своей собственной, так и его предпринимательской организации в целом. Имеется масса ярких примеров того, как предприниматели недостаточно серьезно подходили к разработке своих собственных жизненных целей. Все это для них кончалось достаточно плачевно и приводило не только к личному краху, но и к краху возглавляемых ими организаций. Личные цели и задачи предпринимателя Предпринимателю для достижения успеха, личной и организационной эффективности нужно разработать систему взаимосвязанных и интегрированных между собой личных целей и задач. Без тщательной проработки бизнесменом своих собственных целей и задач, которые бы учитывали его существование в различных жизненных ипостасях, ролях (сын, муж, отец, мать, друг, обладатель определенной или ряда профессий, член локального сообщества, житель своего города или сельской местности, гражданин страны и т.д.) и сферах, областях жизни вряд ли возможно его эффективное функционирование в более широких рамках и имеющей свои цели и задачи принадлежащей ему организации. Необходимость интеграции личных целей и задач – это объективная необходимость жизни предпринимателя, его стремление свести к какому-то общему в определенном степени субъективному знаменателю свои самые различные интересы, стороны своего характера, желания, стремления, а также интересы окружающих его людей. Для этого мы с вами должны ответить на следующие три вопроса: 1. Определиться с понятием личной жизненной эффективности предпринимателя. 2. Рассмотреть его жизненную стратегию сквозь призму концепции личной маркетинговой ориентации и критерии оценки возможного использования им той или иной стратегии. 3. Увидеть те организационные ресурсы, которые могут помочь ему достигнуть своих целей и задач, а также реализовать собственную жизненную стратегию. Личный предпринимательский успех Для оценки своих достижений предприниматель, как и любой человек, использует самые различные критерии. Степень достижения поставленных им личных жизненных целей может определяться по нескольким показателям. Существующий в нашем обществе шаблон восприятия личной эффективности предпринимателя, несмотря на жесткую критику и даже осмеяние в образе туповатого «нового русского», твердо удерживающий свои позиции, - это количество имеющихся у него денег, объем находящегося под его контролем личного и общественного богатства. Не принимается, однако, во внимание тот факт, что, заработав огромные деньги, предприниматель может полностью лишиться поддержки окружающих его людей, семьи, подорвать здоровье и личную безопасность, приобрести жестких и коварных недругов, раз и навсегда испортить свою репутацию в обществе и «потерять лицо» (или, как сейчас говорят – имидж) в собственному кругу, деградировать в личном и моральном плане, за достижением краткосрочной эффективности утратить возможность реализовать более важные долгосрочные стратегические планы, в конце концов, вступить в жестокое внутреннее противодействие с самим собой. Приведенные выше вполне реальные возможности и риски в жизни предпринимателя, ясно говорят нам о том, что судить о результативности его жизненных показателях, используя только критерий деньги, как, впрочем, и любой другой (степень самореализации, репутация, благополучие семьи и т.п.), значит заведомо ставить себя в ложное и двусмысленное положение, тут же вступающее в жесткую конфронтацию с требованиями морали, нравственности, семьи, друзей, здорового образа жизни, физической и психологической безопасности. Достижение какой-то одной жизненной цели, в ущерб другим или целям близкого и не очень близкого окружения, лишь усиливают внешние и внутренние противоречия жизни предпринимателя и в значительной степени увеличивают угрозы нарушения нормального течения его личной жизни и профессиональной деятельности. Давайте рассмотрим некоторые основные цели жизнедеятельности предпринимателя, их плюсы и минусы. Деньги, высокие доходы Несомненный плюс достижения этой цели – это материальное благополучие бизнесмена и его семьи, важное условие его относительной свободы и независимости от окружающих, гарант его высокой репутации в обществе, значимый аспект личной самореализации. Минус - при явном доминировании – огромные затраты времени на получение сверхдоходов и контроль за их сохранением и преумножением, резкая смена образа жизни, интересов, что может вести к утрате близких связей в семье, родными, друзьями, знакомыми, потеря доверия к людям, в которых теперь ему видятся либо циничные просители, либо желающие откровенно поживиться за свой счет, опасность подвергнутся нападению преступников, подорвать здоровье, утратить возможности реализации других жизненных альтернатив и т.п. Творчество, самореализация Плюс достижение этой цели – реализация своих самых значимых и заветных желаний. Как известно, людей на путь предпринимательства часто толкает не необходимость достижения материального благополучия и достатка, а желание реализации своей «голубой мечты». Путь свободного предпринимательства, в какой-то степени создает для этого определенные условия. Минус ориентации на эту цель – творческие моменты отнюдь не занимают доминирующего положения в реальной практике предпринимателя. Зачастую, наоборот, предпринимательская деятельность, в которой существует масса шаблонных, рутинных действий и операций, а также иных привходящих обстоятельств, может уводить предпринимателя от творческого подхода к своему делу и даже подавлять в нем свободное творческое начало. Более того, в больших масштабах творчество в предпринимательстве просто опасно. Ведь на карту, в отличие, например, от деятельности писателя, который в лучшем случае потеряет деньги, а в худшем гонорар, ставится вся деятельность предпринимательской организации в целом, его жизнь и жизнь нанятого им персонала. Власть, влияние В определенном смысле занятие предпринимательской деятельностью могут быть вызваны, а также принести предпринимателю высокое общественное положение, влияние, возможность воздействия на огромное количество личных и общественных жизненных процессов, происходящих вокруг. Деньги – великая сила. Однако надо помнить, что деньги и их количество отнюдь не являются единственным мерилом общественной значимости человека. И, особенно, это явно выражено в российской действительности, где во обще велика тяга населения и политической власти к пресловутой уравниловке. Кроме того, что обладатель крупного денежного состояния может вызывать у окружающих сильное неприятие и зависть, ставка в достижении своего влияния на деньги, стимулирует предпринимателя на дальнейшее истощение своих физических и интеллектуальных возможностей для бесконечного увеличения личного богатства и удовлетворения потребностей различных общественных слоев, способных откровенно паразитировать на его способностях. Признание, слава Занятие предпринимательством, деньги, богатство, влияние могут открыть предпринимателю путь в средства массовой информации: в газеты, на радио, ТВ. Все это означает, что в короткое время его имя и имя его фирмы, предпринимательской организации может стать известно всей стране или даже миру. Подобное обстоятельство может «щекотать» самолюбие предпринимателя и удовлетворять его глубинные потребности в признании, общественной укорененности. Обратная сторона славы – за нее надо постоянно платить, поддерживать ее на плаву. Слава переменчива и затратив огромные усилия на ее достижение предприниматель рискует потерять ее в одночасье: либо в связи с резким изменением обстоятельств, когда он может во обще потерять все, либо с естественным переключением внимания широких аудиторий на других «герое дня». Жизненное благополучие, достаток Несомненно, занятие предпринимательством открывают человеку доступ к личному и семейному благополучию и достатку. Для многих предпринимателей это, собственно, и есть самая привлекательная и ведущая сторона их профессии, общественного занятия. Зарабатывая деньги, они лишь самостоятельно удовлетворяют материальные и, отчасти, духовные, потребности свои и членов своей семьи. Как правило, подобная ориентация бизнесменов напрочь отсекает их от творчества, самореализации, больших денег и больших планов и оставляет на уровне занятий мелким и средним предпринимательством. Благополучие и удовлетворение потребностей окружающих В принципе предпринимательство и существует для того, чтобы, опираясь на личные, эгоистические цели, удовлетворять и, даже более, лелеять потребности окружающих тебя людей, потребителей твоих товаров и услуг, шире – твоих личных профессиональных и деловых качеств, репутации, имиджа. Это характерно и для деятельности организации в целом, но должно быть, что называется, «в крови» у каждого предпринимателя. При маркетинговой ориентации всех ценностей предпринимателя акцент его активности должен быть смещен именно в эту сторону. Однако и превалирование этой цели в жизнедеятельности предпринимателя может грозить ему сильными неприятностями. Ведь «цена» которую он может заплатить для создания «удовольствий» для других может быть неоправданно высока и вести, например, к утрате позиций собственного бизнеса и дискриминации интересов реализации других целей. Сексуальная ориентация, потребность в продолжении рода Один из сильнейших мотивов в жизни некоторых предпринимателей, составляющий основу их жизненных устремлений, в значительной степени энергетизирующих их усилия. Минус достижения этой цели очевиден. Наличие любовниц или слишком ревностное продвижение по жизни собственных детей, не только может отталкивать от него окружающих и подрывать их лояльность и доверие к нему, но и ставит предпринимателя в сильную зависимость от капризов своих фаворитов, которые, скорее всего, вообще далеки от всех его остальных целей и мало интересуются проблемами и задачами, которые решает принадлежащая ему организация. Крайний вариант отрицательного влияния достижения этой цели – переход реальной власти в компании от предпринимателя к его фавориту, некомпетентные решения и советы которого подрывают репутацию предпринимателя и разрушают его бизнес. Желание переустроить мир по своим правилам Эта цель наполняет жизнь предпринимателя самым большим смыслом и энергетизирует наиболее всего, так как предметом его искреннего интереса действительно становится мир в целом. Минусы ее тоже очевидны. Огромные энергетические затраты работы организма и психики могут привести к истощению, потери важнейших социальных связей, к многочисленным деструктивным конфликтам, к появлению влиятельных и опасных врагов и т.д. Балансирование системы целей и задач предпринимателя Борьба мотивов и зона толерантности На практике, однако, довлеющего характера акцентирования предпринимателем своей активности на достижение каких-то одних целей и реализации одних мотивов за счет других в ущерб другим не происходит. Его жизненная активность находиться в так называемой зоне толерантности, или зоны терпимости, когда происходит более менее справедливая и разумная реализация тех или иных целей и мотивов. Когда эта зона терпимости неоправданно расширяется, как правило, происходит эрозия или даже полное разрушение деятельности предпринимателя и крушение его планов. Максимальное «добро» предпринимателя на полное достижение тех или иных целей и удовлетворение стоящих за ним мотивов, не сегодня завтра обернется для бизнесмена огромным количеством неприятностей. Ценностная рефлексия, балансировка жизненных целей и мотивов Для того, чтобы предотвратить «захват» сознания и деятельности предпринимателя реализацией какой-либо одной цели или одного мотива, ему необходимо развитие такого важного «органа» психологической жизни, как ценностная рефлексия. Именно систематическое, время от времени размышление предпринимателя над значимостью для него и его бизнеса тех или иных его жизненных целей и мотивов, и дает ему возможность осуществить необходимую настройку, тюнинг постоянно вступающих между собой в противостояние различных «желаний, хотений, стремлений». Конечный результат такой работы – составления для себя важнейших приоритетов личной и предпринимательской жизни, где одним целям и мотивам, в одно время может отдаваться приоритетное значение, а другие вообще на время выводиться за скобки, становиться в конце предпринимательского списка ценностей. Определение личной миссии Еще один способ привести в равноденствие раздирающие сознание предпринимателя его цели и мотивы – формулирование им его собственной миссии или кредо – заявление о своих основных ценностях, направления активности, объекте и предмете жизненных интересов, принципах делового поведения. Заявление о личной миссии или кредо может выглядеть следующим образом: Объектом моих интересов является я сам, благополучие моей семьи, процветание и развитие моего дела, удовлетворение интересов клиентов моей компании, моих друзей и партнеров по бизнесу, а также благополучие города, региона и страны в которой я живу. Предметом моих интересов является развитие собственных предпринимательских способностей и возможностей для достижения основных жизненных целей. Мои важнейшие ценности (мой ценнейший актив): - Мои творческие способности. - Желание самореализации. - Полученное образование и стремление к самообразованию. - Мое дело. - Мое предприятие. - Полученный мною профессиональный и жизненный опыт. - Мои умения и навыки в области организации, управления, работы с людьми. - Моя семья, друзья и партнеры по бизнесу. - Мое желание создать процветающее предприятие в области … - Люди, которые работают у меня в компании и их жизненно важные интересы. - Моя положительная репутация в обществе и желание приносить ему пользу и т.д. Мои основные жизненные принципы: - Создавать положительные семейные и общественные ценности. - Быть творческим, относительно независимым и свободным человеком. - Надеяться, прежде всего, на самого себя и своих партнеров по бизнесу. - Доверять людям по мере возможности. - Всячески развивать и совершенствовать дело, которым я занимаюсь. - Интересоваться общественной жизнью и помогать обществу решать его проблемы не в ущерб своим основным занятиям и интересам. - И т.д. Личную миссию или жизненное кредо имеет смысл «сжать» до уровня какого-нибудь жизненного девиза или лозунга. Например: «Мой девиз по жизни – находить предпринимательские идеи и осуществлять их в своих интересах и интересах окружающих». Это поможет предпринимателю еще больше сконцентрировать продукты своего мышления для более удобного использования их в практической жизни. Система задач и показателей Основные положение заявленные в своей личной миссии или жизненном кредо предпринимателю неплохо было бы свести к четко сформулированным задачам и показателям, в которых бы получило свое отражение степень достижения предпринимателем его жизненных целей, глубина продвижения в реализации личной миссии. Цели и задачи могут захватывать такие области жизнедеятельности предпринимателя: - Деньги – т.е. достижение финансового благополучия - Рост, развитие, самореализация – т.е. обеспечение его собственного развития и достижение им наиболее значимых для него лично результатов. - Благополучие семьи, ближайших родственников, друзей. - Развитие бизнеса, своего дела – т.е. расширение и совершенствование своего предприятия, имеющихся в его распоряжении ресурсов, технологий, работающих на его предприятии персонала. - Влияние в обществе – т.е. достижения им такого уровня функционирования в обществе, репутации, которое бы давало ему возможность реально влиять на ход происходящих вокруг него событий. Сводная таблица основных жизненных задач предпринимателя и показателей их достижения приведена ниже: Деньги, финансовая деятельность Задачи Показатели Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание Постоянное поступление денежных средствПрибыль по итогам месяца, кварталаДенег так много, что можно вложиться в новое делоЕсть возможность давать деньги на благотворительные цели и меценатство Рост, развитие, самореализация Задачи Показатели Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание Возможность воспроизводить результатыНовые идеи, новые знания, новые уменияДостижение нового, реализация идеи, знаний, умений и навыков в новом проектеВашими успехами и идеями активно интересуются коллеги и окружающие Благополучие семьи и близких, друзей Задачи Показатели Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание В семье достаток, у близких все в порядкеОни ставят перед собой цели развитияОни добиваются их не в ущерб целостности и сплоченности семьиВашу семью всем ставят в пример Развитие бизнеса, своего дела Задачи Показатели Устойчивое положениеУспех ПроцветаниеПризнание Бизнес воспроизводиться, дело идетРастет прибыль, появляется капитал, постоянные партнеры и серьезные клиентыДело расширяется, появляются новые направленияВаше предприятие всем ставят в пример Влияние в обществе Задачи Показатели Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание Общество, окружающие относятся к вам миролюбивоОно активно интересуется вами и желает вам успехаОно радуется Вашим победам как своим собственным и как-либо выделяет васОно просит вас занять какой-либо важный общественный пост Разработка личной жизненной стратегии Так как у вас теперь есть представления о собственных интересах, целях, наиболее ценных личных активах и принципах, поставлены взаимоувязанные между собой цели и задачи, можно переходить к разработке личной жизненной стратегии. В данном случае под стратегией понимается общий комплекс решений предпринимателя по размещению имеющихся у него личных ресурсов и достижению выживания и процветания в той или иной области жизни. Решение о размещении личных ресурсов – это выбор предпринимателем областей жизни и имеющихся у него ресурсов, которые, по его мнению, в наибольшей степени способствуют реализации его личной миссии и жизненного кредо, а также психологической удовлетворенности. Предприниматель может развиваться в четырех направлениях. Это нашло свое отражение в приводимой нами Матрице направления личного роста и развития предпринимателя. Существующие личностные ресурсы Новые личностные ресурсы Освоенные области жизни Стратегия углубления:- Расширение сферы активности внутри области- Увеличение активности проявления себя в ней Стратегия разработки новых ценностей:- Модернизация- Расширение Новые области жизни Стратегия освоения новых областей жизни - Проникновение в смежные сферы жизни- Проникновение в абсолютно новые сферы жизни Важно помнить, что решение о той или иной стратегии, которая может приниматься отдельно по каждому значимому личностному ресурсу и области жизни, должно опираться на учет предпринимателем своих наиболее сильных сторон своей личности, тех возможностей и рисков, которые они несут и содержат в себе, а также существующих и развивающихся вокруг (как «далеко», так и «рядом») предпринимателя тенденций общественной жизни: политической, экономической, социальной технологической. Долгосрочное конкурентное преимущество Раз мы рассматриваем личность предпринимателя в свете возможной конкуренции с другими предпринимателями, то имеет смысл говорить и о таком важном моменте его жизни, как создание долгосрочного конкурентно преимущества. За счет имеющегося у него уникального личностного актива, т.е. наиболее ярко выраженных деловых и личных качеств, знаний, навыков и умений, он может, постоянно совершенствуя и развивая их, рассчитывать на то, что в окружающем социуме восприятие его образа долгое время будет являться устойчивым и конкурентоспособным. Настойчивость и ключевые компетенции Понятно, что и в нашем отдельном случае, когда мы имеем дело только с индивидуальностью бизнесмена, успех его личной стратегии не возможен сам по себе, а должен опираться на сознательные, систематические и целенаправленные усилия по ее осуществлению. Без определенной толики настойчивости, последовательности, агрессивности, сознательного направления усилий предпринимателя в ту или иную сферу своей жизни, возможность успеха его личной стратегии представляется нам малоосуществимой. В то же время, подобно крупным компаниям, предприниматель и в личной жизни должен заботиться о том, чтобы приобрести максимум специализированных знаний, качеств и умений, которые бы являлись исключительно его собственностью и не повторялись ни у кого из ближайших возможных конкурентов. Это имеет отношение и к знанию внешней среды, т.е., например, своей работы, семьи, досуга, но и к собственным умениям и навыкам. Для того, чтобы жизненные цели, основные линии жизни предпринимателя получили бы еще дополнительные импульс, ему очень важно позаботиться о том, чтобы в каждой сфере жизни и деятельности у него была группа людей (команда), которая помогала бы ему в достижении его жизненных целей, удобная и эффективная инфраструктура, в том числе – информационная, время и возможности, чтобы мыслить стратегически, жить не прошлым, а будущим, мечтать о самом лучшем и даже несбыточном. Грубо говоря, потрафлять своему воображению, укрепляющему его веру в себя, в свое дело и в верность выбранному пути. С Васюков И.Л.
|