В настоящее время в педагогике высшей школы наметилась очевидная тенденция поиска каких-либо объективных, но, одновременно эффективных методов оценки учебных и иных достижений студентов и повышения их личной активности. Все они исходят из различных научных и идеологических предпосылок, образов студенчества. Мы, в практике работы своего вуза, сталкиваемся с ситуацией, когда модель оценки достижения студента (т.н. рейтинг) возникает и складывается внутри административной верхушки вуза, отражает, прежде всего, ее интересы и стереотипы, откровенно навязывается студентам и преподавателям и, в столкновении с реальной жизнью, сталкивается с открытым, реже, а чаще со скрытым сопротивлением других субъектов образовательного процесса, недовольных новыми нагрузками, ужесточением контроля за своей деятельностью, формализмом и бездушием предлагаемой системы. Мы, в свою очередь, не отрицая полностью административных систем контроля за учебной активностью студентов и деловой активностью преподавателей, предлагаем новый метод оценки достижений студента, рейтингования и контроля за его деятельностью. Этот метод известен как портфолио (1). Его огромное преимущество перед всеми административными способами контроля и стимулирования учебной и деловой активности заключается в том, что он «нужен», в первую очередь, не администрации, не преподавателям, а самим обучающимся в вузе студентам. Нужен как действенный метод самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента в вузовской и, далее, в любой профессиональной и деловой среде. Отметим наиболее существенные предпосылки выдвижения метода портфолио на передовые позиции в оценке индивидуальных достижений студента: - Во-первых, как известно, студент далеко не всегда объективен в оценке своих учебных и иных достижений и возможностей; - Во-вторых, далеко не всегда объективна оценка вузом достижений и возможностей самого студента; - В-третьих, используемый в большинстве вузов административный рейтинг выступает в сознании студентов и, преподавателей, как безличная форма навязывания, давления; - В-четвертых, у студента, как развивающейся личности, есть глубинная, но не всегда актуализируемая потребность, видеть и «чувствовать» свои достижения не только в виде отдельных контрольных срезов, но и в динамике, в развитии; - В пятых, каждому обучающемуся необходим такой внутренний инструмент оценивания, который бы мотивировал студента «изнутри», опирался бы на его внутренние потребности и мотивы саморазвития. Опыт использования портфолио, относительно новый для высших учебных заведений, уже довольно широко используется в деловой жизни многих профессиональных групп, а также начинает осознанно применятся в среднем образовании в целях более оптимальной подготовки ребенка к профильному обучению, которое активно развивается на Западе, а сейчас проникает и в нашу российскую действительность. В нашей личной практике мы тоже использовали метод портфолио при работе со студентами ЧГУ во время подготовки и проведения 1 корпоративного конкурса «Студент года» и проведении конкурса портфолио в День Карьеры, проводившемся в ЧГУ в конце апреля 2005 года.. В наиболее простом понимании портфолио – это папка достижений, как личных, так и групповых. Таким образом, в применении к вузу мы можем рассматривать как личный портфолио, так и портфолио группы, портфолио специальности, портфолио института или университета в целом. Но это уже тема другой, выходящей за рамки данной, работы, открывающей перед любым вузом и его подразделениям совсем иные, чем формальный рейтинг, перспективы самооценки, самообследования и саморазвития, с опорой на субъекта образовательного процесса и его естественные потребности и мотивы поведения. Если рассматривать понятие портфолио более широко, чем лишь как папку достижений, через контекст социальной – экономической жизни, то можно уже говорить об этом методе как эффективном способе рационального и прозрачного продвижения будущих профессионалов на рынке труда, способе очень точно оценивания имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними. Рассмотрим некоторые другие понятия портфолио наиболее часто используемые в практике обучения. Итак, портфолио это: - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося; - коллекция работ и результатов учащихся; - сбор доказательств, систематический, специально организованный, и используемый для мониторинга знаний, навыков, отношений, шире – компетенций; - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения субъекта обучения; - своеобразная выставка работ задачей которой является отслеживание его относительного роста (относительно самого себя, эталонной группы); - отчет по процессу обучения о том, что узнал учащийся, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т.п., как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях. Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. Для студентов высшего учебного заведения мы предлагаем следующую структуру портфолио, разбитого на части, разделы, главы и подглавы. В качестве основных частей портфолио, мы предлагаем разбить его структуру на 3 части: 1. «Мои достижения», свидетельствующей о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта; 2. «Я в мире людей», свидетельствующей о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п.; 3. «Взгляд на себя и в будущее», которая предполагает самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления. В целом мы видим такую структуру портфолио студента вуза: Часть 1. «Мои достижения» 1.1. «Официальные документы» (документы об окончании школы, сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий, документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы, сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах, журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах, список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован). 1.2. «Жизненный опыт» (автобиография, эссе «Взгляд в прошлое», анали важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни, основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это, газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев, характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас, отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.) 1.3. «Обучение в вузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка (ваши оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения, основные периоды и этапы учения, изменения взглядов на свою будущую профессию, вуз, список курсовых и дипломных работ, отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик, список мест прохождения практик и выполненных работ). 1.4. «Научная деятельность» (список научных работ, научная переписка, аннотации к своим работам, рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, отзывы на ваши работы, эссе «О науке» и т.п.) 1.5. «Курсы по выбору и творческие работы» (список дополнительны курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.). 2 часть «Я в мире людей» 2.1. «Участие в общественной жизни» (характер вашей общественной активности, занимаемые посты, проекты и программы в которых участвовали, их результативность. 2.2. «Друзья» (ваши близкие друзья в вузе и вне его, сфера из занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п.) 2.3. «Любимые люди» (мама, папа, братья, сестры, девушка, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты) 2.4. «Мои кумиры» (те люди, актеры, ученые, писатели спортсмен и т.п., являющиеся для вас, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты); 2.5. «Хобби, интересы» (сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности). 3 часть «Взгляд на себя и в будущее» 3.1. «Я» (взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни). 3.2. «Мои ценности и идеалы» (то, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете). 3.3. «Мир вокруг меня» (ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностях и опасностях). 3.4. «Мои жизненные планы (ваше представление о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п.) 3.5. «Мой девиз» (ваш девиз, кредо на новом этапе жизни). Что делать дальше? Можно, с одной стороны, ограничиться процессом построения портфолио и выделением критериев и параметров для его оценки (например, зрелость создателя портфолио, умение решать прикладные задачи. Сформированность основных профессиональны умений и т.п.) Мы же, со своей стороны, предлагаем вузу использование портфолио для построения образовательного рейтинга студента. В нем, как это обычно делается, две части. С одной стороны мы оцениваем формальную сторону обучения студента в вузе. С другой стороны мы оцениваем созданное им порфолио. Если в средней школе «рейтинговый вес» первой части обычно превышает «вес» второй (соотношение 3 к 1 или 1,5 к 1), то в нашем случае, хотя конечный рейтинг должен определяться на основе последующего профессионального пути студента, это соотношение выполняется в пользу второй части, при соотношении 2/3. В первой, формальной, части нас интересуют формальные успехи учащегося в вузе. По второй, неформальной части, нас интересует т.н. сверхнормативная деятельность студентов. Мы считаем, что рейтинг студентов на основании портфолио может подводиться по итогам учебного года и в целом за все годы учебы. В зависимости от профессиональной ориентации, направления будущей деловой активности вес оценок может быть пересчитан. Используемая литература: Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Папка личных достижений, или "Портфолио школьника" в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов. М., 2001 С Васюков Игорь Леонидович
|