Проектная деятельность, в той или иной форме, была, есть и будет одним из наиболее эффективных методов подготовки профессионалов любого плана, в том числе и в области управления. Другое дело, что в условиях вузовского образования, метод проектирования, или, как его еще можно назвать, метод реального изменения реальности, метод реального действия, имеет весьма ограниченные масштабы и ограниченное применение. Постановка проблемы В условиях вуза широко распространены понятия «учебный проект», «курсовой проект», «дипломный проект». Последний, в силу традиций, ранее советского, теперь российского образования, превратился в своеобразный «ритуальный танец» - тест на вхождение во взрослый мир профессионалов. Сама же процедура защиты – в обряд профессиональной инициации, когда до защиты проекта «ты – никто, и звать тебя никак», а после защиты - ты уже почти полноправный член профессионального сообщества. Между тем, осмысление реального содержания подобного рода проектной деятельности, не может не привести нас к одному неприятному, но, в большинстве случаев, очевидному наблюдению. Несмотря на то, что т.н. «проектов» внутри образовательного процесса, очень много, если не сказать чересчур, полноценных проектов, имеющих полный законченный цикл – от замысла, поиска информации, диагностики и принятия решения до внедрения и осмысления результатов, не просто ничтожно мало, а почти совсем не бывает. Если проектная деятельность «полного цикла» и встречается, то идет она как-то помимо самого учебного процесса. Как и почему так получается, что выпускник вуза, за все 5-6 лет обучения, так и не научается «делать проекты», при этом, получая квалифицированную обратную связь «извне» (от преподавателей, мастеров своего дела) и глубинный личностный отклик «изнутри» («есть результат, который изменил меня») - это отдельная тема разговора. Нас в этой работе интересует ответ на несколько другой вопрос или целое семейство вопросов: - Имеет ли смысл внедрять в учебную деятельность студента вуза (в - первую очередь, конечно, будущего менеджера, лидера своей организации) полноценную проектную деятельность по реальному созданию или изменению чего-либо? - Как это сделать, при этом максимально страхуя студентов от ненужных в этом возрасте серьезных конфликтов с организацией и с самими собой? - Каковы стандарты проведения проекта и характеристики его успешности? - Как, когда, где, при каких условиях развивать проектную деятельность студентов, ориентируясь при этом на постепенное усложнение основных задач проекта, условий его исполнения и возможностей по использованию ресурсов? Цели и задачи Определимся с понятиями проект и проектная деятельность. Под проектом мы понимаем комплекс фиксированных во времени и пространстве мероприятий по созданию или изменению чего-либо. Под проектной деятельностью – комплекс мероприятий или деятельность по реализации проекта. В том числе деятельность по управлению проектом или группой проектов одинаковой и различной направленности. Целью нашей работы являлось определение места и роли проектной деятельности в подготовке будущих профессионалов - менеджеров. К своим задачам мы относили: - Подготовку и проведение психолого-педагогического исследования по внедрению и реализации в студенческую среду проектного метода обучения; - Получение значимого и ценного материала (на основе полученной статистики количества и качества реализованных проектов, наблюдения, в том числе включенного, опросов, анкет, групповых обсуждений и т.д. и т.п.) и его психолого-педагогическое осмысление; - Формулирование выводов и рекомендаций по использованию проектного метода в подготовке будущих менеджеров. Объектом нашего исследования являлись менеджеры и экономисты – менеджеры Инженерно-экономического института Череповецкого государственного университета. Предметом – личностные, групповые и т.н. компетентностные изменения, возникающие или формируемые в процессе проектной деятельности у студентов. Методика исследования В период с февраля 2004 по февраль 2005 года студентам – дневникам 2, 3 и 4 курсов ИЭИ, а также школьникам, участникам бизнес-фестиваля «Цивилизация» было предложено (при соответствующей информационной и тренинговой подготовке и методическом обеспечении в виде рабочих методик, тетрадей, учебных и учебно-методических пособий и т.п.) выполнить самостоятельно или в группе какой-либо проект, начатый и законченный до конца, имеющий прямое отношение к деятельности ИЭИ или Череповецкого государственного университета в целом. Выдвижение замыслов проектов проводилось в форме «мозгового штурма» с последующим выделением «лидера проекта», т.е. человека, который считал, что данный проект является не только интересным, но и личностно значимым для него, а также, при определенном характере и направлении усилий, в принципе реализуемым. Вокруг этого «лидера» определялась команда лиц также заинтересованных в реализации именно этого проекта, и, далее, между сформировавшимися предварительно командами проекта и руководителем – преподавателем различных управленческих дисциплин заключался своеобразный «договор». Руководитель, обещая максимально возможную с его стороны поддержку, обещал в случае успешной реализации проекта существенные льготы по итоговой аттестации данной группы, а «команда проекта» обещала максимизировать усилия по его реализации. Результаты проектов предлагалось оформить в различной форме: от отчета до курсовой работы. Обязательное требование – подготовка доклада на итоговой конференции. Полученные результаты Студентами и, частично школьниками (всего 2 проекта, но один городского масштаба – фестиваль школьного творчества «Креативная волна») было задумано 64 проекта. Из них на итоговой конференции было представлено 31, а реально реализовано 23 проекта, т.е. более трети из задуманного (некоторые не были представлены на конференции). При этом из бизнес-проектов, т.е. имевших в своей основе какой-либо коммерческий интерес был реализован только 1 проект – еженедельная газета ИЭИ «Автограф» (коммерческая – с оговорками!), остальные 22 проекта носили социальный характер (приблизительно 75% некоммерческих проектов были реализованы!), т.е. не были рассчитаны на получение какой-либо прибыли. Среди них можно выделить проекты развивающего типа (например, «День карьеры», «Тренинг-марафон», «Выборы Председателя студсовета ИЭИ»), развивающе – развлекательного (например, конкурсы «Менеджер-шоу» и «Экономист-шоу», «Фестиваль рекламы», бизнес-игра «Новая Цивилизация»), чисто развлекательные («Золотая шишка» и «День подснежника» с массовым выездом на базу отдыха «Лесная сказка»), социальной и благотворительной направленности («Сбор средств в пользу детского дома», «Концерт для ветеранов Великой Победы») и т.д. В таблице 1. мы попытались проанализировать от каких факторов, прежде всего, зависел успех (проведение, массовое участие в «охотку», положительные отклики и удовлетворенность участников команды проекта и руководителя) или неуспех проектов. Таблица 1. Влияние различных – факторов на успех или неуспех проектов студентов и школьников. Наличие фактора Количество (процент) проектов Количество (процент) успешных проектов Наличие значимой мотивации членов команды 64 проекта (100 23 (35,9%) реализованы Наличие явно выраженной организационной поддержки со стороны руководителя 18 проектов (28,1%) 18 (100%) реализованы Наличие методического обеспечения 11 проектов (17,2%) 11 (100%) реализованы Наличие глубинных личных мотивов лидеров и членов команды 7 проектов (9,4%) 6 (85,7%) реализованы Интерес администрации вуза к проекту 25 проектов (39,1%) 13 (52%) реализованы Материальная, финансовая помощь, даже без наличия интереса администрации вуза. 11 проектов (17,2%) 11 (100%) реализованы Из таблицы 1. явным образом вытекает, что успех того или иного проекта зависит главным образом от четырех основных, решающих факторов и двух дополнительных, важных, но не решающих. К важным и решающим относятся: - материальная и финансовая помощь со стороны администрации вуза; - наличие явно выраженной организационной поддержки со стороны руководителя – преподавателя, - наличие методического обеспечения - глубинная личная заинтересованность студентов в реализации проекта. К этим же факторам мы можем добавить некоммерческий характер проекта в силу того, что коммерческий характер проекта требует большего постоянного внимания к себе, что отнимает слишком много времени от учебы, и привлечения приличных финансовых средств, которых почти всегда (в нашем случае – 95%) не достать. При чем, время, в данном случае, фактор более важный, чем деньги. Заметим, также, что важным, но не решающими факторами успеха проекта являются интерес администрации к проекту (например, администрации интересен проект «Студенческий кадровый центр», но он – не реализуется) и наличие значимой мотивации у студентов. Отметим немаловажный момент – 80 процентов студентов, проекты которых были реализованы, не считают, что их реализация помешала учебе. Наоборот, по их мнению, подобного рода проектная деятельность помогает развивать реальные умения и навыки, которые «обязательно пригодятся им будущем и нужны уже сейчас»! Теперь давайте посмотрим, какого рода, личностные, групповые и компетентностные изменения отмечают у себя студенты. Отметим, что замеры делались у членов «успешных» рабочих команд Таблица 2. Личностные, групповые и компетентностные изменения, которые отмечают у себя студенты: Личностные Групповые Компетентностные Уверенность в себе Целеустремленность Самостоятельность, независимость Самоуважение Реальная самооценка Интерес к себе, к людям, к организации, к социальной жизни Интерес к управлению, к психологии людей Индивидуальная ответственность за результат Психологическая устойчивость Чувство «локтя», команды Общие ценности Взаимосвязанность и сработанность Психологическая совместимость Удовлетворенность членством в группе Желание продолжить проект Групповая ответственность за результат Желание быть более продуктивными Навык планирования Умение искать (требовать) ресурсы Умение искать возможности и преодолевать трудности Умение рационально строить работу группы: планировать, делегировать полномочия, выбирать лучших в своем амплуа, создавать условия для лидеров и исполнителей; Навык совместного взаимодействия Умение понимать других Навык поиска целевого клиента Умение договариваться и отвечать за свои слова. Умение рационально строить свое время и переживать стресс Отметим, что почти 100 процентов ответивших на наши анкеты давали именно такие ответы. Выводы: Наблюдение за студентами показало, что, в подавляющем большинстве случаев они приняли проект как личностно значимый, переживали за ход его проведения и полученные результаты. Хотя, следует отметить, что уровень переживания прямо коррелировал с глубинной личной потребностью тех или иных студентов реализовать его, что проявлялось в количестве потраченного на проект времени, самостоятельно привлеченных ресурсов, демонстрируемом заинтересованном отношении. Таким образом, наше исследование убедительно показало: - проектный метод обучения студентов – менеджеров, который включает в себя полный цикл выполнения проекта – от замысла до его реализации и оценки – является органичным их личностному и профессиональному становлению и росту, способствует резкому качественному росту интереса к самому себе, окружающим, предмету и инструментам труда своей будущей управленческой профессии; - проектный метод не отрицает, а дополняет остальные, особенно информационные методы обучения. Возможно, он уступает информационному методу в формировании понятийных знаний и понятийного профессионального мышления. Однако, в силу своей особой специфики, т.е. длительного личностного погружения студента в значимую для себя проблемную совместную деятельность со значимыми другими, давая значительно большее, чем информационные (или даже – интерактивные, но в рамках аудиторного времени) понимание контекста, смысла и мотивов управленческой деятельности, обеспечивает качественный скачок, переход студентов – менеджеров от одного уровня понимания своей профессии и себя в ней (поверхностного, начетнического, схоластического, мифологического), к совершенно другому уровню (глубокому, живому, диалектическому, реальному, творческому).
|