Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУСуббота, 18-Мая-2024, 14.35.34

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
НИД преподавателей [23]
Научно-исследователская деятельность преподавателей
НИР студентов [13]
Научно-исследовательская работа студентов

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » НИД кафедры » НИД преподавателей

Центр развития карьеры в вузе и его роль в образовательном процессе
Аннотация и ключевые слова:
Центр развития карьеры, модель специалиста, рынок труда, миссия, саморазвитие, образовательная среда.

Положение на рынке труда экономических специальностей в России
За рубежом определяющим фактором в подготовке специалистов с высшим образованием, как правило, является работодатель. Высшая школа играет, скорее, вспомогательную роль: сокращение спроса на некоторые специальности приводит к смене профиля и даже к закрытию многих высших учебных заведений. К примеру, целый ряд школ бизнеса в период экономического спада 2000-2002 годов перепрофилировался в консультационные компании, и больше не выпускает дипломированных специалистов (1,с.41).
В России ситуация принципиально иная: несмотря на огромное превышение предложения над спросом по специальностям финансово-экономического профиля, вузы продолжают их готовить. Более того, конкурсы именно на данные специальности являются одними из самых больших по стране.
Начиная с 1995 года прослеживается значительный рост выпуска специалистов по экономическим и гуманитарным специальностям, в то время как выпуск специалистов по другим специальностям практически не изменился. Вместе с тем занятость в секторах российской экономики не имеет ничего общего со складывающейся структурой выпуска специалистов. В России нужны специалисты в области промышленности, транспорта и связи, ЖКХ, строительства, здравоохранения.
Данная ситуация обусловлена низким уровнем обратной связи с вузом и с дипломированным специалистом еще на этапе обучения в вузе и неспособностью битуриента вуза правильно оценить перспективы своего будущего трудоустройства (1, с.43).
Естественно, что в случае усиливающейся конкуренции, вероятность трудоустройства выпускников "молодых" экономических институтов значительно меньше, чем у их коллег, окончивших авторитетные вузы с мировым именем. Поэтому, первым этапом создания ЦРК в вузе должно стать понимание его роли в образовательном процессе, понимание его миссии, основных целей, направлений работы.
Карьера - путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения. Исходя из данного определения можно сделать вывод о том, что поддержка студента на рынке труда должна осуществляться ЦРК не столько лоббированием его интересов в диалоге с предприятием, сколько сообщением студенту навыков, требуемых работодателями, и создание условий максимально раскрывающих потенциал студента, что в итоге будет способствовать не только трудоустройству студента, но и успешному развитию его дальнейшей карьеры.
Миссия и цели функционирования ЦРК
Таким образом, ЦРК должен не столько заниматься трудоустройством студентов, сколько сообщением им навыков, посредством которых выпускник мог бы трудоустроиться самостоятельно. Следовательно, миссия Центра Развития Карьеры на начальном этапе развития должна заключаться в создании оптимальных условий для раскрытия и реализации (как в настоящем, так и в будущем) потенциала студента и выпускника экономической специальности.
Для выявления и реализации потенциала в рамках функционирования ЦРК необходимо создать систему, которая позволит выпускнику института увидеть себя на рынке труда, сформулировать конкретные задачи, выбрать стратегию по достижению поставленных целей и на протяжении всего профессионального пути успешно претворять в жизнь план своего карьерного роста, постоянно переосмысливая его. Что и должно стать главной целью функционирования ЦРК.
Основная цель функционирования ЦРК может быть разделена на 3 цели более низкого порядка:
-устойчивая связь между работодателями и Центром развития карьеры;
-создание условий для профессионального развития и профессиональной самореализации студентов в вузе;
-создание условий для научно-практической работы студентов;
-обучение студентов специфическим навыка - формирование саморазвивающегося студента.

Формирование устойчивой связи между работодателями и ЦРК

Процесс достижения данной цели может включать в себя организацию практик и стажировок студентов на деловых предприятиях, проведение различных Дней карьеры, дней специальности, совместных мероприятий с представителями предприятий и организаций, с последующим трудоустройством выпускников вуза.
Налаживание всевозможных контактов с представителями фирм и организаций, особенно в форме различных интерактивных деловых взаимодействий, позволяет повышать профессиональный уровень студентов путем общения с людьми, имеющими уникальный опыт работы в той или иной сфере бизнеса. У нас в ЧГУ за 2004/2005 год к подобного рода проектам, где активно участвовали работодатели можно отнести: День менеджера, День экономиста, бизнес-фестиваль "Цивилизация", День карьеры, конкурс портфолио (6), Деловая игра "Плацдарм для олигархов", "День мобильника" и другие.
Создание условий для профессионального развития и профессиональной самореализации.
Процесс достижения данной цели предполагает активное самостоятельное (и при помощи специалистов ЦРК) участие студентов в вузовском самоуправлении, проектировании и реализации ими различных проектов, как предпринимательского (что далеко не всегда удается), так и социального плана. Участие в подобной деятельности дает студентам бесценный опыт управления, работы в команде, использования ресурсов среды, воспитывает у их самостоятельность, ответственность, инициативность.
В 2004/2005 годах для решения этой задачи проводилось масса мероприятий, главными из которых стали: проект "Студент года", "Цивилизация", Конкурс социальных проектов "Проект проектов" и другие. Еще одним из способов решения данной задачи становится организация студенческих клубов по профессиональному признаку.

Создание условий для научно-практической работы студентов

Создание условий для научно-практической работы студентов должно включать создание системы, мотивирующей студентов на самостоятельную научную работу: проведение исследований, публикаций студенческих работ, организацию научного диалога.
Этими вопросами в вузе занимается, как правило, Студенческое научное общство. Одна из функций ЦРК подхлестнуть развитие научной деятельности студентов, обеспечивая его нужной мотивацией и технологиями научного менеджмента и исследовательской работы.
Естественно, что Студенческое научное общество должно заниматься не только теоретическими исследованиями, но и решать некоторые практические задачи. Так, применительно для студентов экономических и управленческих специальностей это могут быть консультации малому и среднему бизнесу по вопросам исследования рынков, формирования новых бизнес-идей.
В опыте ЧГУ этого года примеров подобной работы не так много, но они есть. Студенты ГИ активно работают в рамках проектов Корпоративного университета "Северсталь", в ИЭИ были организованы "фокус-группы" для предпринимателей, на сайте www.auditorium.ru была проведена Конференция "Проблемы студентов глазами самих студентов и общества" и т.д.
Формирование саморазвивающегося студента
В современном обществе наблюдается ускорение всех процессов: технический прогресс, прогресс информационных технологий, развитие организаций, интеграция и кооперация и т.д.столь быстрые изменения являются причиной гибкости рынка рабочей силы: изменяется не только величина спроса на ту или иную специальность, но меняется и набор характеристик, которыми должны обладать представители данной профессии.
Набор характеристик, которыми должен обладать выпускник, определяется государственными стандартами образования, которые в свою очередь формируются на основе требований организаций, которые принимают выпускника на работу.
Однако из-за больших временных затрат на смену одного стандарта на другой (последний раз стандарты менялись в 2000 году) и в силу длительного срока обучения, навыки выпускника не всегда соответствуют реалиям современного общества. Кроме того, постоянный прогресс в сфере экономики и менеджмента вынуждает выпускников совершенствовать свои знания самостоятельно.
Таким образом, помимо фактических знаний, получаемых в процессе обучения, от выпускников требуется наличие таких психологических навыков как самоорганизация, самоконтроль, адаптация к изменяющимся внешним условиям и т.д. В ЧГУ в 2005 году среди проектов, преследовавших именно эти цели мы выделяем: Конкурс портфолио, школа "Мастерская успеха" и т.п. (6-8).
В силу этого, ЦРК должен уделять внимание психологическому развитию студента - необходимо создавать специалиста, психологически подготовленного к настоящим и будущим потребностям рынка. Для достижения этого необходим анализ потребностей рынка и имеющихся возможностей. На основании изучения потребностей рынка необходимо выявить ключевые компетенции, которые обеспечивают постоянное развитие специалиста и его адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Мы выделяем следующие ключевые компетенции:
- Способность эффективно взаимодействовать с людьми;
- Организованность;
- Способность находить в любых ситуациях возможности для обучения и развития;
- Способность применять знания на практике;
- Способность рисковать в разумных пределах.

Используемая литература:
1. Рукобратский П. "Лишние студенты" в России и в США/"Платное образование". - 2--2. №2.
2. Центр развития карьеры ГУ-ВШЭ//www.career.hse.ru
3. Career Development Center//edu.cdcgate.com/about.html
4. Васюков И.Л. Проектная деятельность как эффективный метод подготовки будущих менеджеров// www.auditorium.ru
5. Васюков И.Л, Волков А.Н. Студенческое самоуправление как мощнейший катализатор личностного и профессионального развития будущих менеджеров// www.auditorium.ru
6. Васюков И.Л., Волков А.Н. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента //www.auditorium.ru
7. Трайго Алена и другие. Проектирование, организация и проведение серии тренингов для студентов // www.auditorium.ru
8. Бебякина Анастасия и др. Проектирование модели студенческого клуба экономистов // www.auditorium.ru

Категория: НИД преподавателей | Добавил: DL024 (07-Января-2009)
Просмотров: 1452 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024