Аннотация и ключевые слова: Лидер, лидерство, лидерские компетенции, модель лидерских компетенций Лидер должен обладать такими качествами как: стремление к совершенству, способность противостоять неудачам, готовность бросить вызов устоявшимся правилам, высокий уровень мотивации и способность "заразить" ею других, умение работать в команде, творческий подход к решению задач и т.д. Целью нашей работы было выявление лидеров среди студентов 4-5 курсов ИЭИ ЧГУ. За основу методического инструментария был взят тест, используемый ОАО "Северсталь" в программе "Будущие лидеры "Северсталь-групп". Однако в силу того, что этот тест направлен на аудиторию, которая уже имеет опыт работы, мы адаптировали его к условиям студенческой среды. Поскольку предприятие ОАО "Северсталь" является ведущим в нашем городе и некоторые выпускники планируют в дальнейшем трудоустроиться там, то многие вопросы по лидерству были взяты из теста, используемого на "Северстали". Совместно с психологами ЧГУ в тест были добавлены вопросы, которые представляли его открытую часть и давали характеристику респондента, определяющие его психологические качества как лидера. В ходе проведения теста нами ставились следующие задачи: 1. Определить среди студентов тех, кто частично или полностью соответствует тем характеристикам "лидера", которые должны присутствовать сегодня у любого руководителя. 2. Собрать информацию о потоке (4-5 курс экономистов ИЭИ) в целом, позволяющую определить его потенциал и составить определенную программу по организации тематического тренинга лидерских качеств среди этого потока. 3. Дать возможность студентам при ответах на поставленные вопросы лучше разобраться в себе, и, тем самым, позиционировать себя по отношению к другим, что крайне важно на сегодняшний момент. 4. Показать студентам, что ждет их в будущем, поскольку тест представляет собой прототип реально действующего проекта по выявлению лидеров в ОАО "Северсталь". Поставленные в ходе проведения теста задачи были успешно решены. Так были получены имена тех опрошенных студентов, кто реально обладает тем набором качеств, которые свойственны современному лидеру. Эти данные можно использовать при составлении карьерограммы студента. В ходе анализа результатов тестирования были выявлены типичные способы реагирования студентов на конфликтные ситуации, характеризующие поведение студентов в команде. Было выявлено, что большая часть потока склонна к сотрудничеству и стремится к компромиссам, а 20% студентов, наоборот, старается обострить нарождающиеся конфликты. Приблизительно такая же часть старается вообще избегать подобных ситуаций. В ходе определения наиболее приемлемого для студентов стиля управления было установлено, что 25% студентов, принимавших участие в тестировании, склонны к демократическому стилю управления (хорошие дипломаты, способные учесть мнение других), 1/5 часть - к авторитарному стилю управления (ведут дискуссию авторитарно, властно, бесцеремонно, агрессивно). Большинство тестируемых либо еще не выработали "свой" стиль управления, либо склонны к непоследовательному стилю. По данным теста у большинства студентов можно выделить умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участвовать в массовых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу, то есть обладание именно теми качествами, которыми должен обладать лидер. Лидер также должен иметь высокий уровень коммуникативного контроля в общении. По полученным данным лишь 10 процентов студентов потока соответствуют данному требованию. Данный показатель необходимо повышать у остальных студентов, например, путем проведения специальных тренингов. Положительным мы считаем, что у всех респондентов выявлено стремление к развитию и самосовершенствованию ( вопрос с линией жизни - рождение смерть). При ответе на соответствующий вопрос все опрашиваемые отвечали, что "жизнь у них только начинается и у большинства не раскрыт их потенциал". Анализ закрытой части тестов позволил получить лишь общее представление о качествах тестируемых. Для разработки и проведения тренингов, с целью выявления и развития у студентов базовых компетенций, необходим более индивидуальный подход к анализу открытых тестов. Однако полученная в ходе анализа информация уже позволяет судить о необходимости проведения таких тренингов и их направленности. Организация тренингов, на наш взгляд, должна осуществляться совместно со студентами других институтов в первую очередь психологами и педагогами, которые, между прочим, получат возможность практического применения своих знаний. К тому же проведение тренингов - это огромные возможности для развития их научной деятельности, поскольку информация, полученная в ходе тестов и тренингов, может стать реальной базой для написания научных работ. Из тренингов целесообразно, в первую очередь, проводить тренинг лидерского поведения, участвуя в котором, студенты должны развивать свои организаторские способности, учиться расценивать стоящие перед ними задачи как полезные и совершенно необходимые для собственной реализации, развивать в себе способность противостоять неудачам и решительность в достижении высоких результатов. Нужно отметить, что студенты первоначально были ознакомлены с проектом "Будущие лидеры "Северсталь-групп", что стало для них буквально открытием. Поскольку в представлении многих студентов сложился стереотип того, что в условиях жесткой конкуренции на рынке труда предприятия не заинтересованы в обновлении своих кадров, и вообще ставят работника на задний план. Тем самым у студентов оформилась психология "раба" - ухватиться за полученное место и не делать никаких лишних шагов "ни вправо, ни влево". Однако само наличие такого проекта, который, кстати, является не единственным на предприятии, показывает насколько велики возможности персонала современного предприятия. В проекте четко отображены требования к кандидатам, их обязанности и соответственно возможности по карьерному и профессиональному росту. Студенты к тому же получили представление о том, что любое проявление активности как, например, участие в различных инжиниринговых проектах, не только изначально поддерживается, но и поощряется. С другой стороны студенты могли оценить возможности и горизонтальной мобильности трудовых ресурсов. Проект показал, что специалисту работа может предоставляться не только в Череповце, но и в других городах, в которых расположены подразделения холдинга "Северсталь". Более того, он может быть туда направлен. При ознакомлении с некоторыми вопросами теста студенты осознавали, что порой им, все-таки, не хватает профессиональных знаний, например, в иностранном языке. Это дало им еще один стимул к саморазвитию и самосовершенствованию.
|