Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУСуббота, 18-Мая-2024, 15.03.14

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
НИД преподавателей [23]
Научно-исследователская деятельность преподавателей
НИР студентов [13]
Научно-исследовательская работа студентов

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » НИД кафедры » НИД преподавателей

Система образования как источник пополнения предпринимательского сообщества
"Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной.
Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой!"

Одной из важнейших долгосрочных стратегических задач системы образования в рамках содействия созданию в стране цивилизованных рыночных отношений является формирование предпринимательской культуры подрастающего поколения. При этом предпринимательство мы понимаем не столько в узком смысле как деятельность, преследующую извлечение прибыли, как это определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации1, сколько в широком социо-культурном смысле как активную жизненную позицию управления изменениями и внедрения инноваций, как в своей личной жизни, так и в окружающей действительности.
Фигура предпринимателя как «агента перемен» и человека, предпринимающего «что-то новое, важное, значительное?», а также предпринимательство как процесс личностного, организационного и системного самообновления и самоорганизации с этой точки зрения приобретают для развития предпринимательства системообразующее значение.
Основным активным средством формирования предпринимательской культуры и создания слоя цивилизованных предпринимателей, решающих не только задачи повышения личного благосостояния, но и задачи позитивного развития экономики города, региона и страны мы считаем предпринимательское образование. Под предпринимательским образованием мы понимаем специальное обучение основам предпринимательства и бизнес планирования в форме учебных предпринимательских проектов, деловых игр, а также внедрение элементов, формирующих предпринимательскую культуру, в общеобразовательные дисциплины социально-экономического цикла, во внеаудиторную работу и факультативы учебных заведений всех уровней.
Анализ состояния предпринимательского образования и предпринимательской культуры подрастающего поколения школьников, учащихся, студентов . свидетельствует о том, что государственная система образования сегодня не вполне удовлетворяет потребности общества. Это объясняется серьезным отрывом содержания и организации образования от требований времени к личностному развитию подрастающего поколения по параметрам деловой (хозяйственной) предприимчивости. Целостной концепции формирования предпринимательской культуры подрастающего поколения через предпринимательское образование и соответствующую внеаудиторную и факультативную деятельность до настоящего времени не существует, как не существует и понятия предпринимательского образования школьников и учащихся среднего звена системы образования, не говоря уже о соответствующем учебном предмете.
В системе высшего профессионального образования дисциплины, связанные с предпринимательством, включены в учебные планы, но, с одной стороны, почему-то только для экономических, управленческих и одного единственного педагогического («Технология и предпринимательство») направлений подготовки, хотя требуются для всех без исключения, а с другой стороны, как сугубо теоретические дисциплины, практическая составляющая которых, в лучшем случае, сводится к выполнению набора тестовых заданий по самооценке предпринимательского потенциала, степени готовности заниматься предпринимательской деятельностью.
Как известно, культура формируется в процессе достаточно длительной совместной деятельности ее носителей - людей. Предпринимательская культура не является исключением. И состояние развития предпринимательства в Череповце свидетельствует о том, внимание к сугубо формальным аспектам развития предпринимательства не приносит своих плодов. Для доказательства данного утверждения и разработки рекомендаций по изменению ситуации к лучшему обратимся к результатам социологического исследования4, проведенного на основе репрезентативного опроса населения в феврале, марте 2002 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, г. Москва.
С учетом индивидуального предпринимательства численность хозяйствующих единиц в секторе малого предпринимательства составляет порядка 5,6 млн. и численность занятых около 17 млн. чел. В исследованиях и оценках состояния сектора малого предпринимательства речь идет о параметрах уже функционирующих МП. Между тем, весьма важной задачей, к решению которой еще не подступались государственные органы, является реализация потенциала развития малого предпринимательства. Без ее решения невозможен сколько-нибудь реалистический прогноз развития малого предпринимательства, числа МП, численности занятых в данном секторе народного хозяйства, его вклада в ВВП и других важнейших показателей. Этот потенциал развития предпринимательства, по нашему мнению, сосредоточен в системе образования, и если система образования не сумеет переломить неблагоприятные тенденции, отмеченные в указанном выше исследовании, говорить о будущей роли малого предпринимательства нет никакого смысла.
Проблема предпринимательства имеет две составляющих: во-первых, качество самой предпринимательской деятельности, во-вторых, наличие предпринимательских качеств личности (готовность к риску и принятию ответственности, образовательный уровень, предпринимательская подготовка и т.п.), исходно формируемые, главным образом, в системе образования. Понятно, что обе составляющие связаны друг с другом, и чем лучше предпринимательский «климат» и предпринимательская культура в обществе в целом и на уровне каждого учебного заведения, тем выше число потенциальных и актуальных предпринимателей. С другой стороны, изменение культуры предпринимательства в лучшую сторону во многом зависит и от того, насколько активны, последовательны и консолидированы сами предприниматели в отстаивании своих общих интересов . т.е. от того, в какой мере и какие формы коллективной деятельности они перенесли из своего опыта совместной деятельности в рамках системы образования.
Отсутствие широкой социальной базы предпринимательства свидетельствует о том, что не все благополучно в отечественной системе образования по этим аспектам выполнения социального заказа общества. К примеру, в системе государственной поддержки предпринимательства в Шотландии четко просматривается поддержка, прежде всего, системы образования и тех ее компонентов, которые развивают социальную инициативу и предприимчивость подрастающих поколений.(5)
Кроме того, даже при наличии сформированной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и относительно благоприятном отношении населения к малому предпринимательству едва ли можно ожидать его интенсивного развития там, где для этого отсутствует в должном масштабе социальный и культурный капитал, где низка готовность населения к самозанятости, и тем более к занятию предпринимательской деятельностью.
По результатам указанного выше исследования, 13,5% респондентов рассматривают возможность начать собственное дело, но по тем или иным причинам еще не сделали решающий шаг в этом направлении. Эту совокупность авторы указанного исследования рассматривают как протопредпринимательский слой в самом широком смысле слова. Примерно половина из них полагают, что обладают необходимыми знаниями, навыками и опытом для открытия собственного дела. Примерно 40% протопредпринимателей удерживает от реальных шагов боязнь неуспеха. От раздумий общего характера к конкретным планам создания нового предприятия переходит лишь менее половины протопредпринимателей. Главная причина, на наш взгляд, все та же - отсутствие в прошлой школьной или студенческой жизни опыта совместной (коллективной) деятельности, по своим основным параметрам схожей с предпринимательской.
Авторы указанного выше исследования полагают, что расширение сектора малого предпринимательства возможно, главным образом, как за счет более интенсивного переходя протопредпринимателей в число латентных и действующих предпринимателей, так и путем увеличения продолжительности жизни функционирующих МП, снижения «смертности» стартующих.
Однако переход протопредпринимателей в число латентных и действующих предпринимателей обусловлен отсутствием у них страха перед предпринимательской деятельностью, который, в свою очередь, преодолевается только знаниями и предшествующим опытом, которые вне системы образования стоят достаточно дорого, не всем доступны, и не всеми востребованы.
Нам представляется более эффективным другой путь увеличение числа протопредпринимателей за счет предпринимательского образования и формирования основ предпринимательской культуры в системе образования, и прежде всего, в системе общего и профессионального среднего образования, через которую проходит все подрастающее поколение.
Ожидание улучшений и реальные действия по улучшению своего собственного положения - это дилеммы двух систем воспитания подрастающего поколения, и именно первая из них, как нам представляется, доминирует в нынешней системе российского образования. Без реальных шагов в системе образования по внедрению предпринимательского образования (а экономическое образование - только часть его) и формированию предпринимательской культуры задачу увеличения числа цивилизованных предпринимателей не решить.
Наши наблюдения и анализ зарубежной литературы по вопросам предпринимательства говорят о том, что самый главный ресурс, отсутствие которого тормозит рыночное развитие России и ее регионов - это ресурс предпринимательства как активной жизненной позиции управления изменениями и внедрения инноваций, как в своей личной жизни, так и в окружающей действительности.
К сожалению, роль основных структур поддержки развития малого предпринимательства в настоящее время выполняют, прежде всего, социальные сети, а не система образования. Именно от своего ближайшего полуграмотного в предпринимательском отношении окружения начинающий предприниматель получает и соответствующий импульс к предпринимательской деятельности, и необходимые ресурсы, и требующиеся ему знания и связи. Успешность предпринимательской деятельности в этом случае в значительной мере обусловлена случайными факторами.
Сложившиеся к настоящему времени протопредпринимательские слои населения в целом можно охарактеризовать теми особенностями психологического склада, которые являются типичными именно для инновационной по сути предпринимательской деятельности. Но вся беда в том, что складывались эти слои в условиях «дикого», социально и системно (через образование) не управляемого предпринимательства.
Когда говорят, что при создании новых предприятий главную трудность представляет решение проблемы финансов, забывают об одной очевидной истине - финансовые ресурсы становятся доступны не предприятию, а личности, стоящей во главе этого предприятия, и их величина прямо пропорциональна уровню личностного развития предпринимателя. А личности в своей массе исходно формируются в системе образования. И когда исследователи отмечают, что основными источниками финансирования МП традиционно являются личные и семейные сбережения, этим они подтверждают тот факт, что к началу предпринимательской деятельности уровень личностного развития индивидуального предпринимателя зачастую не поднимается выше уровня развития его ближайшего социума: семьи, родственников, друзей, знакомых. Он может заниматься социально значимыми для города предпринимательскими проектами, но пока не заслужит доверия, а значит соответствующего уровня личностного развития, финансовые ресурсы социума данного уровня ему будут не доступны.
Для не имеющей достаточного жизненного опыта и собственных финансовых ресурсов молодежи, не вполне подготовленной для предпринимательства и не располагающей собственными денежными ресурсами в качестве мер поддержки исследователями предлагается так называемый «пакетный подход». Речь идет о бизнес-обучении, бизнес-консультировании и предоставлении льготного доступа к имуществу (производственным и офисным площадям) и кредитным гарантиям. По опыту Череповца, далеко не бедного, ежегодно из городского бюджета на такую поддержку может рассчитывать чуть более ста начинающих предпринимателей. При наличии в городе порядка 5 тысяч предприятий. юридических лиц, порядка 30 тысяч ПБОЮЛ и достаточно высокой «смертности» МП, сто подготовленных предпринимателей, лишь 1/4 которых реально открывает свое дело, «погоды» в городе не делают, а значит, бюджетные средства расходуются неэффективно. Приведем несложные расчеты.
В расчете на 10 тысяч населения в городе имеется порядка 170 предприятий - юридических лиц. Для сравнения: в наиболее развитых в рыночном отношении странах ЕС насчитывается до 800 малых предприятий - юридических лиц на такое количество населения. Чтобы в обозримом будущем, скажем, за 20 лет, довести количество МП в Череповце до европейских показателей, учитывая их среднестатистический 5-летний срок жизни, ежегодно в среднем необходимо создавать порядка 150 новых малых предприятий в пересчете на 10 тыс. человек населения, или 4500 новых МП в масштабах всего города. Это число больше ежегодного выпуска всех средних учебных заведений города - естественного источника пополнения рабочей силы города и создания новых МП. Другие источники: ПБОЮЛ и лица, сокращаемые с крупных предприятий или не удовлетворенные работой на них. Вопрос: в кого вкладывать бюджетные средства с целью развития в городе малого предпринимательства?
По мнению авторов указанного выше исследования, желающий открыть свой бизнес латентный предприниматель должен иметь возможность обратиться в территориальный уполномоченный орган (в Череповце это Агентство городского развития) за получением направления на курсы бизнес-обучения (в Череповце - муниципальную целевую программу «Самозанятость»).
В ходе обучения должны быть устранены пробелы в знаниях учета, бизнес-планирования, управления персоналом, маркетинга и других необходимых элементов профессиональной подготовки, а также выбрана оптимальная организационно-правовая форма для будущего предприятия. По завершении обучения после написания и защиты своего бизнес-плана такой потенциальный предприниматель должен получить возможность при необходимости воспользоваться консультационными услугами по регистрации новой фирмы и «доводке» бизнес-плана исходя из требований кредитного учреждения (банка, фонда), в случае, если речь идет о юридическом лице. Такое содействие может оказать опять-таки уполномоченный территориальный орган, который имеет право на отнесение возникающих в ходе реализации программы по содействию предпринимательскому старту расходов к издержкам. Он же, или специальный гарантийный фонд, созданный как коммерческая структура . может рассмотреть вопрос о предоставлении начинающему предпринимателю части или полной гарантийной суммы для получения кредита на коммерческих условиях. Гарантии могут предоставляться под обязательство отчисления фиксированной части прибыли или в иных формах.
Разумеется, далеко не все латентные предприниматели, решившие стать на этот путь, пройдут его до конца. Тем не менее, полученные знания и опыт позволят даже отсеявшимся либо повысить стоимость своей рабочей силы на рынке, либо в будущем, при осуществлении новой попытки старта, действовать более осмысленно и эффективно.
Уязвимость данной схемы на практике очевидна: в городе не сложилась инфрастуктура поддержки МП, которая в состоянии осуществить ее сопровождение. У нас нет финансовых учреждений, располагающих средствами и возможностью работать со стартующими предпринимателями в силу высоких рисков, низкой доходности и высокой затратности реализации стартовых предпринимательских проектов. До сих пор нет четкого понимания, каким образом в рамках действующего законодательства может быть создан муниципальный гарантийный фонд как коммерческая структура; каков может быть механизм наделения его необходимым имуществом и/или денежными активами. Кроме того, понятно, что, для того чтобы данная схема могла действовать на началах самоокупаемости, потребуются время и значительные финансовые ресурсы.
Таким образом, в настоящее время в Череповце отсутствуют условия для эффективной поддержки стартующих предпринимателей, помимо традиционных форм опоры на социальные сети и «серый» рынок капитала. Это не означает, что следует отказаться от попыток поддержки латентных предпринимателей, чтобы облегчить им старт, но означает, что следует понимать: эффективными указанные меры могут стать лишь в относительно отдаленной перспективе, либо требуются какие-то другие направления использования ограниченных бюджетных средств.

Мы предлагаем одно из таких направлений, а именно, использование бюджетных средств поддержки предпринимательства в системе образования. Преимущество системы образования как агента развития предпринимательства заключается в ее синергетической множительной способности решения задач предпринимательского образования населения: достаточно за год, или даже меньше, подготовить в предпринимательском отношении несколько сотен педагогов, и они ежегодно будут дуплицировать культуру предпринимательства в тысячах учащихся. Важно только, чтобы педагоги и учащиеся не только теоретически, но и практически занимались совместной коллективной предпринимательской деятельностью, пусть и «учебной». Школа, профессиональное училище, техникум и вуз могут и должны стать для учащихся бизнес-инкубатором, технопарком, более эффективно использовать имеющиеся производственные и учебные площади в целях не сиюминутных выгод от сдачи своих помещений в аренду, а для предпринимательского образования подрастающего поколения.
Необходимо также преодолеть расстыковку действий органов, отвечающих за поддержку предпринимательства, и органов, осуществляющих политику на рынке труда. Активная политика на рынке труда (поддержка учебных предпринимательских проектов учащихся, как в виде субсидий на открытие собственного дела по окончании учебного заведения, так и в виде дотаций на предпринимательское образование, другие меры) должна быть встроена в систему мер содействия развитию предпринимательского потенциала населения Череповца.
Таким образом, по нашему мнению, решающей предпосылкой развития предпринимательства и вовлечения лиц, потенциально способных к открытию собственного дела, в предпринимательскую деятельность является, в первую очередь, привлечение системы образования в решение данных проблем. Это привлечение должно привести систему образования в состояние более активного и эффективного выполнения ею социального заказа по подготовке подрастающего поколения к вхождению на рынок труда, в том числе рынка малого предпринимательства. Система образования может выполнить данный социальный заказ эффективнее других систем поддержки предпринимательства в силу массовости охвата ею потенциальных предпринимателей, достаточно высокой педагогической квалификации, неравнодушности педагогических кадров к судьбе подрастающего поколения. Финансовая и иная подпитка системы образования для решения задач формирования слоя цивилизованных предпринимателей с высокой культурой предпринимательства даст более высокую отдачу, чем любая другая коммерческая система.
Контактная информация: Приходский В.Е., доцент кафедры менеджмента ЧГУ, prikhodski_victor@rambler.ru
С 2005г

Категория: НИД преподавателей | Добавил: DL024 (07-Января-2009)
Просмотров: 1490 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024