Главная » 2012»Ноябрь»3 » Что такое позитивная обратная связь и как ее давать
Что такое позитивная обратная связь и как ее давать
17.20.56
До шести лет у ребенка формируется жизненная позиция, говорящая о том, каким он воспринимает себя и окружающий мир. Для того, чтобы у него сформировалось позитивное мнение о себе и о людях, т.е. установка, что он хороший и другие хорошие, он вместо критики должен получать позитивную обратную связь.
Что такое позитивная обратная связь и чем она отличается от обычной похвалы? Дело в том, что когда мы просто хвалим ребенка и говорим «молодец» - это для него мало информативнои не мотивирует на другие достижения. Позитивная обратная связь – это развернутое высказывание по поводу какого-либо действия и последующего результата с положительной эмоциональной окраской.
Например, вы заметили, что сегодня ребенок захотел вам помочь вытирать пыль. Если вы и впредь хотите, чтобы помогал вам по дому, не стоит отбирать у него тряпку из рук и говорить: «Дай сюда, не мешай, лучше я сделаю…» Не важно, что тряпка грязная или плохо отжатая и оставляет разводы. Главное, что у него есть готовность принимать участие в уборке дома. Поэтому его поведение обязательно следует отметить:
- Как здорово, что решил мне помочь! Это замечательная идея! Мне так это приятно!
А дальше уже можно предложить научить отжимать тряпку или отработать другие навыки.
Иногда, конечно, ребенок делает нечто, что дать позитивную обратную связь его действиям бывает довольно трудно. Но возможно. Например, со стола летят тарелки с едой:
- Как ты быстро справился с обедом! Такое оригинальное решение пришло тебе в голову! И пол никогда еще не был таким живописным!
Для чего нужно давать именно позитивную обратную связь? Дело в том, что и негативная реакция взрослых на действие ребенка, и позитивная - усиливают поведение. Это означает, что если вы отругали ребенка за разбитую чашку, то в следующий раз он будет бить тарелки. На нежелательном поведении ребенка лучше вообще не акцентировать внимания. Если оно не будет подкрепляться, то у ребенка отпадет интерес к этим действиям. Если вы все же допускаете критические высказывания в адрес ребенка, то на два таких замечания за день должно приходиться 7 позитивных высказываний!
Вообще, за каждым действием у ребенка стоит потребность. Чтобы понять, для чего это ему необходимо, надо у него об этом спрашивать и задавать, так называемые, открытые вопросы, которые не подразумевают ответ «да» или «нет», например:
- Для чего ты делаешь это? (Не «почему», здесь есть скрытое обвинение, а причин можно найти тысячу).
- Что тебе это дает?
- Почему для тебя это так важно?
- Только ли таким образом ты можешь это получить?
- Как это сделать по-другому?
Например, вы идете вместе с дочерью в отдел игрушек, и она просит купить ей куклу. Вы можете или купить, или отказать, а можете исследовать ее потребности:
- Для чего тебе эта кукла?
- Она в красивом платье.
Ага. Теперь вы знаете, что дочери понравилось платье. Продолжаете:
А как ты думаешь, что нужно, чтобы на твоей кукле было такое платье?
- Сшить.
- А что нужно, чтобы сшить платье?
- Нитки, иголку, тряпочку.
- Да, верно! Платье шьют из ткани. А ты хотела бы сама сшить для куклы платье?
- Да!
В результате вы можете совместно с дочерью сшить новое платье для куклы, интересно провести с ней время, а она приобретет новые навыки.