Сегодня мною и некоторыми моими коллегами по некопирайтерскому цеху было продолжена серия путешествий по череповецким музеям. Музеем № 3 мог бы стать дом Милютина, расположившийся на Соборной горке. Однако и в этот раз , как и 4 ноября, музей не работал, что заставляет думать о том, что на сегодняшний день Иван Андреевич в нашем внимании совершенно не нуждается. Раз так, решили проверить, нуждается ли в нем Василий Васильевич Верещагин, чем дом-музей находится совсем рядом с «башней» ЧГУ. Он, а точнее работники музея, охраняющие покой великого художника, оказались на месте и заплатив по 50 рублей мы смогли окунуться в быт семьи предводителя череповецкого дворянства середины 19 века. Здесь я уже бывал дважды (в 1989 и 2006 году), поэтому особых откровений не ожидал. Все как всегда: кресла, диваны, книги из старинной библиотеки, репродукции картин, среди которых есть и несколько подлинников почти никак не охраняемых. Впрочем, чрезмерно пристальное внимание смотрителей музея и в первом и во втором здании чрезвычайно раздражало. Честное слово, из вредности с удовольствием бы что-нибудь …. Век живи – век учись. Почему-то всегда был твердо уверен, что на свете было всего два брата Верещагиных - художник-баталист Верещагин и его брат Николай. Оказывается, их было шестеро, При чем четверо были довольно известны. Как это удалось сделать папаше, который, как следует из материалов музея, был не особый мастак двигаться, и все свободное время проводил похрапывая на диване с книжкой под подушкой. Впрочем, так творческие натуры и воспитываются. Военных из сыновей Верещагина, как известно, не получилось, а вот художники и маслоделы получились отменные. Второй музей, находящийся рядом с музеем Верещагина и окруженный вполне симпатичным, а сегодня еще и припорошенным снежком двориком, больше напоминал фитнесс-центр. Дело в том, что репродукции картин, находящихся там, одновременно разместить для обозрения физически невозможно. Поэтому, чтобы показать все несказанное богатство придуманная техническая деталь – картины сдвигаются и раздвигаются как шкаф-купе. При этом, чтобы вытянуть, стоящую на своеобразных рельсах картину нужно приложить поистине титанические силы. А тут еще говорят, что иногда эти рельсы или репродукции начинает клинить… Впрочем, главное открытие посещение этого домика - фантастическая продуктивность Верещагина. Я то думал, что он только черепа, да пушки рисовал, но среди репродукций были замечены сотни портретов людей, пейзажи российские и не очень. Очень многое напоминало более известные творения Рериха, хотя с природой не поспоришь, и если Рерих родился позже Верещагина, то и слепому ясно, кто у кого напитался идей… Что же, раз человек жил за счет продажи картин, то надо было работать профессионально, рисуя картины, как хозяйки пекут пирожки. Когда одна девушка, пришедшая с нами, увидела на одной картине Наполеона, то воскликнула: «А что, Верещагин встречал Наполеона?!» - Нет, ответил тонкий знаток истории и живописи Я. – Верещагин, как известно, родился намного раньше, чем Наполеон, и знать его не мог. Путешествие по музеям всегда немного напрягает. Вот, если бы усадили нас за стол, да наливочки верещагинской налили, да поговорить...
|