Фильм «Поп» получился спорным — протоиерей Георгий Митрофанов С.-ПЕТЕРБУРГ, 5 апр — РИА Новости. Фильм Владимира Хотиненко «Поп», вышедший в понедельник в широкий прокат, очень спорен как с исторической, так и с духовной точки зрения, сообщил РИА Новости протоиерей Георгий Митрофанов, специалист по истории русской православной церкви ХХ века. Речь в фильме идет о деятельности Псковской православной миссии, возрождавшей церковную жизнь на оккупированной немцами северо-западной части СССР. Главного героя — отца Александра — сыграл Сергей Маковецкий, роль его супруги исполнила Нина Усатова . Премьера картины, еще до выхода в прокат успевшей получить премию «Лучезарный ангел», состоялась в храме Христа Спасителя в пасхальное воскресенье. «В целом, фильм уязвим как с исторической, так и с духовной точки зрения, ибо историческая реальность представлена далеко не достоверно, а с духовной — мы не видим в главном герое прежде всего пастыря, проповедника, духовника, миссионера, просветителя, а видим его только в качестве агитатора и социального работника», — считает Митрофанов. По его мнению, атмосфера, с самого начала образовавшаяся вокруг Псковской миссии, была вполне определенно антикоммунистической. «И никаких скрытых симпатий к Красной армии у подавляющего большинства миссионеров не было», — подчеркнул протоиерей. По его словам, в достаточной степени искусственной выглядит и изображенная в фильме деревня на Псковщине, где разворачиваются основные события картины. «Достаточно посмотреть, как одеты молодые колхозницы в клубе: в городах так не во всяких ходили. Надо отдавать себе отчет, в каком ужасающем положении находилась накануне войны Псковщина», — сказал священник. Вместе с тем, по его мнению, в фильме есть очень удачные эпизоды — например, беседа священнослужителя с еврейской девочкой, а потом ее крещение в момент вхождения немецких войск в латышскую деревню. «Возрождение храма, пасхальный Крестный ход, — очень выразительная сцена. Мы видим этот Крестный ход, окруженный кольцом лающих собак, и на другом берегу реки — комиссара, накачивающего людей ненавистью к этому священнику и ко всему происходящему. Видим два кольца зла вокруг церкви — нацистское зло и коммунистическое зло», — заметил Митрофанов. Но в целом, по его мнению, фильм получился очень противоречивый и неровный. «Очень хорошо, что такой выдающийся режиссер обратился к такой теме, до недавнего времени запретной, но очень грустно, что полной свободы — как художественного творчества, так и стремления передать историческую достоверность, — этого стремления я там не почувствовал», — сказал протоиерей. Вместе с тем, по его мнению, живая полемика об истории Великой Отечественной войны необходима и этот фильм открывает такую возможность. «Мы слишком долго пребывали в единомыслии, которое отучило нас мыслить о чем-либо всерьез и переживать что-либо всерьез. Поэтому живая, искренняя и заинтересованная полемика будет нам только полезна. К сожалению, надо признать, что последним неразвенчанным мифом советской идеологии является миф о Второй мировой войне, как понимали ее коммунисты. И любой честный разговор о реальной Второй мировой войне, о тех ее сторонах, которые либо подвергались умолчанию, либо давались совершенно извращенно, может быть для нашего общества только полезен», — заключил он. Подробнее: http://news.mail.ru/culture/3611941/
|