http://www.cherinfo.ru/?newsid=15865 Туризм как якорь экономики Российским городам в нынешних условиях необходимо развивать туристический бизнес. О развитии туристического потенциала муниципалитетов шла речь на собрании Союза городов Центра и Северо-Запада России. Эта тема стала главной в повестке дня собрания, состоявшегося в Великом Новгороде. Свои оценки ситуации представили эксперты Министерства спорта, туризма и молодежной политики России, «Института экономики города» и Российского Союза туриндустрии. Один из основных тезисов — городам в наше сложное время нужно развивать сферу туризма. У каждого города есть свои "изюминки", и главное — научиться выгодно их представлять. Специалисты называют это «маркетингом города», причем это новое направление даже для Запада. Речь идет о комплексном продвижении интересов конкретной территории, которое должно положительно сказаться не только на внешнем имидже городов, но и на отношении к ним их жителей. Говорит Денис Визгалов, руководитель проекта «Института экономики города»: «Уже доказано многими исследованиями, что как только город начинает активно, системно формировать свой имидж, это очень положительно влияет на его собственных жителей. Растет градус местного патриотизма, меньше заплеванных подъездов, изгаженных остановок, изрезанных сидений в автобусах и так далее». По словам Дениса Визгалова, формирование имиджа каждого города крайне важно и с другой точки зрения: «Через пять-шесть лет между российскими городами начнется очень сильная конкуренция за всё — за туристов, инвесторов, потенциальных жителей, хирургов, слесарей высшего разряда... Поскольку страна ежегодно теряет по 500-600 тысяч жителей, и человек так или иначе становится дефицитом». Между тем на сегодня так называемые тематические ниши, на которых базируется имидж городов, в России практически не заняты — в любой из них можно стать первым. В Европе же сейчас — настоящий тематический бум среди городов. В России в качестве примера пионеров в имиджевой политике Денис Визгалов привел лишь два города — Мышкин Ярославской области и Великий Устюг на Вологодчине. По его словам, эти два города первыми в России начали формировать свои четкие образы, которые сегодня отличают их от соседей. В последние годы получило развитие новое направление — промышленный туризм, который был бы весьма актуален для Череповца. Своим видением нынешней ситуации делится мэр города металлургов Олег Кувшинников: «Эта отрасль имеет огромный потенциал для развития, потому что огромен объём туристов, которые хотели бы посетить наши города. Я вижу здесь рациональное зерно в том, что мы разные, разные города: некоторые — культурные столицы своих регионов, некоторые — промышленные, во многих городах, таких, как Ярославль, есть исторические зоны. У нас тоже есть ниши — это и производственный туризм, это развитие рекреационных зон. Я думаю, что, обсудив на этом совещании все потенциальные места для инвестиций в развитии туризма в городе, мы примем правильное решение. У нас в городе идёт реализация проекта «Форсайт», который как раз направлен на поиск новых рыночных ниш, поэтому я думаю, что в Череповце есть возможность для привлечения большого числа туристов и для развития экономики города, в том числе для развития малого и среднего бизнеса». Тем временем прогнозы по развитию рынка туризма на Северо-Западе России в новых условиях следующие. Российским городам приходится конкурировать с европейскими в очень жестких условиях: Россия — огромная страна, и подчас дешевле и ближе доехать до Финляндии, чем до иного российского города. Транспортные издержки удорожают турпродукт. Между тем Северо-Запад хорош своей экологией, природными условиями и близостью ключевых европейских и центральных рынков. Кроме этого, именно здесь находится фактически половина всех культурных объектов страны, внесенных в список ЮНЕСКО. Развивать местный туризм надо и еще по одной причине — главным туристическим проектом в ближайшие годы станет Олимпиада в Сочи, и львиная доля федеральных средств на эти цели пойдет именно туда. Поэтому городам просто необходимо самостоятельно развивать собственный туристический потенциал. О тенденциях на ближайшее время говорит Юлия Рыбакова, исполнительный директор Северо-Западного отделения Российского Союза туриндустрии: «Всё большую роль будет играть информационная инфраструктура городов. Она будет работать не только на туристов, но и на инвесторов, и на приезжих потенциальных жителей, и на гостей, которые будут приезжать к жителям городов, и на бизнесменов». Помимо информационной составляющей, немаловажную роль в развитии туризма в городах играет гостиничная инфраструктура. Думая на перспективу, городам необходимо научиться использовать и грамотно подавать свои туристические потенциалы. Тем более что в кризис у внутреннего, то есть российского, туризма появился хороший шанс для развития. Богомолов Алексей
|