Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУВоскресенье, 26-Января-2025, 02.44.32

| RSS
Главная | Дневник
Меню сайта

Разделы дневника
Личный дневник пользователя DL024 [3465]
Личный дневник пользователя neva [38]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » 2010 » Март » 8 » Школьные учителя скоро будут таскать друг друга за космы
Школьные учителя скоро будут таскать друг друга за космы
16.18.14
Баллы раздора
Новая система оплаты труда ссорит школьные коллективы

С 1 января в Череповце вступил в силу эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда (НСОТ). Намерение российской власти, задумавшей эксперимент, было, конечно же, благим: распрощаться с унизительной «уравниловкой», которая лежит в основе оценки труда «бюджетников» - медиков и педагогов. Но на деле задумка оказалась красивой лишь на бумаге. В учительских коллективах началась борьба за баллы. Сравнить ее с женским боксом не позволяет, как говорят борцы, лишь отсутствие «реального контакта». В итоге выигравшими оказались те, у кого громче голос и крепче связи.
Суть эксперимента, вроде бы, проста: на сегодня во всех муниципальных учреждениях заработная плата состояла из двух главных частей - должностного оклада и компенсаций. Эти части решено оставить без изменений («Мы обязаны дать гарантию», - прокомментировал начальник управления образования Николай Печников).
К ним прилагаются стимулирующие выплаты: за стаж, звания – и (теперь) те, которые распределяются в коллективе.
- Стимулирующий фонд делится на 2 части: 80 процентов идет на надбавки за интенсивность, качество и результативность выполненных работ, и 20 процентов - на премии, - объясняет Печников на сайте мэрии. - Итак, распределение. Стажевые надбавки начисляются в зависимости от количества проработанных лет, они могут составлять 10, 20 или 30 процентов. Надбавки за звание - это также определенный процент от должностного оклада. И всех, конечно, интересует другая часть - это надбавки для распределения в коллективе.
Совместно с профсоюзами чиновники разработали ряд рекомендаций по процедуре. В частности, рекомендовано создать в коллективах экспертные советы, которые разработают уникальное положение и в соответствии с ним будут раскидывать баллы «по личностям».
При этом учитывается информация из двух источников - от руководителя образовательного и от самого работника, который выходит на свое методическое объединение, и оно, в свою очередь, выходит на экспертную комиссию. «Задача экспертного отдела - соединить две информации и, соответственно, сделать разбалловку по каждому учителю, объясняет Николай Викторович. - В итоге мы имеем на руках рейтинг работы учителей, а по каждому учителю - сумму баллов. Итак, все педагоги будут расписаны по рейтингу, у кого-то может быть 20 баллов, у кого-то - всего 5. И эта информация должна быть доступна для всего коллектива, то есть все должны знать, сколько баллов заработали коллеги».
Но в итоге получилось то, что неизбежно должно было получиться в наших морально нездоровых бюджетных коллективах, где из-за нищенских зарплат трудовые будни зачастую напоминают банку с пауками. А тут еще подкинули эти баллы…
- Я была на больничном и пропустила процесс дележки денег, - рассказывает нам Наталья, преподаватель одной из школ. – Сначала мне показалось странным, что в больницу ко мне в эту неделю не пришла ни одна из школьных приятельниц. Молчал и телефон. На мои звонки отвечали несколько нервно: «Делим баллы. Придешь – сама увидишь». Когда я вернулась, никто со мной не заговорил о баллах, хотя мне было жутко интересно – сколько же я получила? Потом увидела заплаканное лицо Ольги Ивановны – пожилая женщина, пропадающая в школе допоздна, получила всего 4 балла (каждый – 100 рублей прибавки). Но обидно ей было не это – дележка баллов напоминала склоку, в результате которой все перессорились. Кстати, молодые, но горластые педагоги умудрились набрать до 57 баллов…
В другой школе нам рассказали, что в наиболее выигрышном положении оказались те преподаватели, которые стараются поддерживать с руководством не просто хорошие, а даже дружеские отношения. Официально размер вознаграждения мотивировался тем, что учитель пользуется наглядными материалами и ведет большую бумажную работу. Но при этом обойденные имели в виду, что руководителя и заинтересованное лицо сплотили праздничные педагогические вечеринки, которые практикуются в этой школе и особенно сплачивают тех, кто не чурается алкоголя.
В следующей школе угрожающе тихий скандал привел к спешному пересмотру всех уже поделенных баллов. Снова собирались, ругались, шептались, плакали… И снова оказывались на коне те, кто более эффектно мог приподнести проделанную работу и обладал более громких голосом, непримиримым характером или, при всех своих склочных качествах, был педагогом остро нужного профиля. Там ни одного балла не получила преподаватель математики, отдавшая школе всю свою жизнь и готовящаяся уйти на пенсию. Видимо, решили, что обойдется и так – все равно в утиль.
Подобная же атмосфера наблюдается во многих школах. Тем временем чиновники от образования пытаются продемонстрировать успешность эксперимента. Причин для подобного оптимизма мы видим две.
Первая – всякая широко дифференцированная система оплаты труда позволяет неплохо экономить. Тому подтверждение – введение сложной системы стимулов на ЧерМК, где за много мелких провинностей ты можешь быть лишен в сумме всей производственной премии. И многочисленные дробные стимулы оказываются всего лишь мелкоячеистой и широко раскинутой сетью – ловушкой для работника и спасением для работодателя, не желающего или не могущего в определенный момент расплатиться с работником. И причина есть – кризис.
Второе. Интересно, что сам эксперимент стартовал в стране уже давненько, в Череповце несколько школ пытались работать по нему с 2008 года, а в Вологде уже в минувшем году состоялись митинги учителей, недовольных новой системой. Еще более интересно, что, заявленный с 1 января, этот, с позволения сказать, опыт над кроликами действительно стартовал 15 февраля и в очень большой лихорадке. Хотя Николай Печников и пытается нас убедить, что подготовка к нему началась довольно давно. Не станут ли баллы, «сэкономленные» мэрией за полтора месяца, бонусом за внедрение эксперимента? Вопрос, как говорится, открытый.
Жалко учителей – НСОТ пока является лишь очередной «заманухой», где хорошая работа и связанные с этим надежды на лучшую жизнь могут не оправдаться, если нет луженой глотки. Жалко детей – по крайней мере, треть из них будут учить люди, у которых опустились руки и потухли глаза.
Усталые люди, которые махнули рукой и сказали: «Подавитесь своими баллами. Чтобы я еще так старалась…»

Остап ВЕРБА

Череповецкая истина №11, 2010 г.

Категория: Личный дневник пользователя DL024 | Просмотров: 337 | Добавил: DL024 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2025