У всех свои обычаи, вот и у филиппинского племени хунунуо мангайян тоже http://www.ami-tass.ru/article/60437.html 06 . 02 . 2010 | 16 : 07 ХАНОЙ, 6 февраля. /Корр.ИТАР-ТАСС/. "А вдоль дороги мертвые с косами стоять. И тишина!"Эта к месту сказать бессмертная фраза и связанный с ней эпизод из известного фильма почти точная картинка того, что можно иной раз наблюдать на Филиппинах. Представьте, бредет случайный прохожий в лунную ночь мимо деревенского кладбища и видит, о, ужас, как там из могилы возникает мертвец. В перетянутом веревкой саване, но без косы. Может все это могло показаться прохожему человеку, привидеться? Ан нет, такое и в правду может происходить на погостах, где проживающее на острове Минданао филиппинское племя ханунуо мангайян хоронит своих усопших. Оказывается, у племени есть обычай "оживлять" покойников, который до сих пор соблюдается, хотя все меньше и меньше. На языке ханунуо мангайян этот обряд называется "куткот" и обязан он желанию любого из 25 тысяч представителей племени считать "всегда живыми" своих самых дорогих почивших в бозе родственников. Такое желание понятно, но от способа его реализации мурашки могут забегать по спине. На днях филиппинским журналистам удалось стать свидетелями обряда "куткот" и вот, что они рассказали. Год назад умер человек Хулуог Антонио и сейчас его дети и прочие родные исполнили "куткот". Они вырыли из могилы бренные человеческие остатки и обрядили их в широкий саван. Балахон тут же завязывают таким способом, чтобы сквозь него обязательно проступали контуры человеческой фигуры. Умеют это делать только немногие "специалисты", которым доверяют осуществлять обряд. Кульминацией происходящего становится украшение "переодетых" останков драгоценностями и передача им в "подарок" дорогих для участников церемонии вещей. Каждый родственник отдает покойному что-то от себя лично, и это означает: мертвый теперь восстал из праха, он вернулся к жизни, в которой есть место разным занятным и дорогим вещицам. Потом через какой-то срок ханунуо мангайян переносят "ожившего" мертвеца в специальную пещеру, заполненную такими же как он "мумиями". Это финал обряда, который обязательно совершат дети упомянутого выше Хулуога Антонио, уже исполнившие "куткот" наполовину. Подобные манипуляции над покойниками, говорят на Филиппинах, представляют собой часть самобытной, а мы бы сказали, весьма своеобразной культуры этого племени. Хунунуо мангайян весьма ею дорожат и печалятся тем, что обряд "куткот" исполняется все меньше и меньше. Этим же, как ни странно, удручены некоторые филиппинские ревнители старины. Они замечают, что современность бесцеремонно вторгается в жизнь патриархальных племен, которые под ее неудержимым напором теряют свою самобытность, традиции и обычаи. Однако без "куткота" они, наверное, все же смогли бы обойтись, считает большинство филиппинцев. Уж очень этот обряд "своеобразный", страшный, проще говоря.
|