С 3 по 8 августа на территории муниципальных образований Никольское и Андроновское проходила этнографическая экспедиция. Мне посчастливилось принять в ней участие, часто выступая в качестве проводника. В состав экспедиции помимо гостей из Москвы и Санкт-Петербурга вошли народные мастера РФ по глине и дереву из Череповца, директор Кадуйского районного центра народной традиционной культуры и ремесел (ЦНТКиР) Бекаревич Петр Валерьевич, заведуюший исследовательско-методическим отделом ЦНТКиР Каданцев Анатолий Федорович, учитель Кадуйской школы №3 Галина Геннадьевна Борисова. Руководила экспедицией ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат исторических наук Татьяна Борисовна Щепанская. Тема диссертации ученого: "Неземледелец в земледельческой деревне: Обрядовое поведение" (о мужской магии: русские обычаи, обряды, верования, связанные с занятиями пастуха, мельника, плотника, печника, пасечника, знахаря, коновала,кузнеца). Сейчас ее внимание сосредоточено на теме «Антропология (и сравнительная этнография) профессий». В день приезда я сообщила гостям легенды и исторические сведения про Андогу, показала поклонный крест и источник возле того места, где стоял храм Николая Чудотворца в с. Никольском. На второй день одна часть экспедиции во главе с Т.Б. Щепанской пешком отправилась в деревни Лукьяново и Будиморово, а другая часть осталась работать в селе Никольском. По пути в названные деревни Татьяна Борисовна побеседовала с пастухами. Исследователи выяснили, что в д. Лукьяново возле пруда был камень, обладавший целительной силой (прикосновение к нему останавливало кровотечение). К сожалению, при проведении дноуглубительных работ экскаваторщик "похоронил" камень под толстым слоем грунта. Далее наш путь пролегал к казариновскому ключику, в котором Татьяна Борисовна нашла интересные камешки. В д. Будиморово Леонид Васильевич Неробов поведал о профессиях плотника, конюха и каталя (валяльщика), показал многочисленные плотницкие инструменты, конскую упряжь. В Никольском члены экспедиции посетили дом священника, взяли интервью у жизнерадостного ветерана Валентины Николаевны Князевой. На следующий день экспедиция в полном составе на «Газели» Комитета по делам культуры и искусства отправилась в деревни Ципилево, Лепилово и Ступолохта. Представляет интерес происхождение последнего топонима. В данном случае окончание лохта означает "заболоченное место". Возле Лепилово находится могильник, в котором, по преданию, похоронены поляки в смутные времена XVII века. Старожилы уверяли, что по утрам на могильнике появляется призрак белой лошади. Неподалеку от этого места на краю леса лежит камень с высеченным крестом. Гостеприимными оказались отец и сын Шадровцевы. Егерь Шадровцев-младший провел экскурсию по своей пасеке, рассказал о профессии охотника, сводил в местный лес, показав два огромных камня, каждый высотою в человеческий рост. Похоже, что около одного из камней расположена аномальная зона, да и сам камень оказывает необычное воздействие: у двух человек механические часы «побежали» вперед, стали легко гнуться металлические предметы типа иголок. Экспедицию интересовали залежи болотной руды, углежогные ямы. Шадровцев-старший – очень интересный исполнитель, надолго запомнятся его игра на гармони и пастушьей барабанке. Мы сфотографировали дерево Шадровцевых. Вечером, когда исследовательская группа вернулась в Никольское, свое мастерство нам демонстрировал кузнец Александр Николаевич Калачев. В четвертый день было посещение Семеновского моста как места народных гуляний, где любила собираться молодежь из ближних деревень и дальней округи. Далее маршрут пролегал в деревни Бильково и Ишкобой. Много краеведческой информации было получено от Галины Александровны Ивановой, а ее супруг поведал об ушедших в прошлое драках на Семеновском мосту. Галина Александровна пояснила, как возник собирательный топоним группы местных деревень – «Татарщина», показала, как косят «горбушей». Владимир Иванович Шамшин, проживающий в д. Никоновская, ответил на вопрос, почему данная деревня по-другому называется селом Княжовым, обещал найти фотографию Пречистенской церкви. Как и Г.А. Иванова, В.И. Шамшин рассказал о нашем крае во времена татаро-монгольского нашествия. Еще в первые дни работы экспедиции выяснилось, что местный житель А.П. Кудряшов нашел якорь в поле около д. Малышево и перевез находку в д. Анненская. Ближе к вечеру будущий экспонат музея с согласия хозяина оказался в нашей «Газели». После деревни Анненская гостям из Москвы показали подвесной мост через речку Шулма, расположенный неподалеку от деревень Туровино и Вахонькино. Этнографы и оператор из Санкт-Петербурга в этот день работали в деревне Зеленый Берег, осматривали Филиппо-Ирапский монастырь, знакомились с его историей. 7 августа к экспедиции присоединился бывший учитель истории, офицер, народный мастер РФ по гончарному делу Александр Николаевич Зварич. Снова посетили деревню Будиморово. На этот раз исследователей интересовала профессия гончара, история кирпичного завода, процесс изготовления черепицы, глиняных игрушек. Участники экспедиции выражают особую благодарность Л.В. Неробову за полученную информацию и подаренный уникальный керамический чайник местного производства. Народный мастер России по резьбе из дерева Михаил Кутепов заинтересовался приспособлением для заготовки драни и ларем в доме Алексея Александровича Неробова. А.Ф. Каданцев вспомнил, что в Тарасовской зафиксирована пляска вокруг горшка, в котором хозяйка собирается варить пиво, перед тем как поставить его в печь. Со слов А.С. Громцевой было записано: "Затваривали все в кадушке, потом разливали по горшкам и ставили в печь. Там оне пропарятца с солодом. Выливали все в цепник. На низ клали крестик сразу, потом несколько веток вересу или соломки там жгутами накладут. Выливали это все и заливали кипятком, оно там настаивалось скоко-то, пока не остынет. Потом под низ подставляли горшок глиняный и потихоньку открывали штырь такой, и сусло это текло туда в горшок. Говорила: «Приготовься, пиво, хорошоё, хмельное, штобы праздник прошол весело...». Ходила (вокруг горшка), притаптывала, приговаривала это". В Тарасовской Вячеслав Белов показал гостям свою печь, а его супруга поведала о применении местных трав в лекарственных целях. А.Н. Зварич осмотрел места добычи глины в деревнях Будиморово, Тарасовская и Мелехино. Незабываемые впечатления останутся у гостей от видов на остатки плотины Бузыкинской ГЭС, прекратившей свою работу в 1966 г. Она обслуживала колхоз «Андога», больницу, школы, маслозавод. На ее электроэнергии работали три лесопильных рамы, драночные станки, насосы на скотных дворах, универсальные мельницы и ДКУ. Петербуржцы трудились в д. Смешково. В последний день в д. Новинка полюбовались работами резчика по дереву Сергея Лоскутова, возле д. Копосово посетили развалины Федото-Раменских церквей [архитектурный комплекс, состоящий из зимней Рождественской (Космодемьяновской?) церкви 1802 г., колокольни и летней Никольской церкви 1799 г.]. В селе Илемное обратили внимание на дом с прекрасным наличником. Не менее интересны и причелины домов в округе. Конечный пункт заключительного маршрута – деревня Завод, где была возможность отведать вкусной ухи из щуки. Светлана Михайловна Калачева предоставила нам свой очаг и казан для приготовления сего блюда. К нашей трапезе присоединилась директор Андогской школы Людмила Александровна Савина, которая нашла рыбака для ловли рыбы, а ранее организовала проживание участников экспедиции в пришкольном интернате. Мы признательны Владимиру Павловичу Ключанскому из д. Васильевская за гостеприимство, экскурсию по своему великолепно оформленному участку и рассказ про арттерапию. В заключении следует отметить, что экспедиция проводилась в жаркие дни, и путешественников здорово выручали прохладная вода из местных колодцев и ключиков, а также купание в живописной речке Шулме, с которой теснейшим образом связана история нашего края. К сожалению, не хватило времени совершить поход на Спас-гору (к развалинам Шужгорскорго монастыря), и не удалось увидеть огромный камень-плиту, который надвинут на один из колодцев, таящих клады с золотыми монетами и церковной утварью. Но, несмотря на это, экспедиция была весьма удачной и результативной, было собрано достаточно много материалов по истории нашего замечательного края, о наших людях и традициях. Валентина Неробова
|