http://www.riasamara.ru/rus/news/region/municipal_news/article46605.shtml Так исчезают города Что будет с городами, жизнь в которых сосредоточена вокруг одного промышленного предприятия, когда оно испытывает кризис? Большинство таких городов в Европе, США, да и России сначала теряли доходы, следом за ними уходило население в более благополучные места. Стать городом-призраком – участь не по душе Тольятти. Ему бы попасть в разряд уникальных, где экономика не потребительская, а инновационная, где не просто продают-покупают, а творят, изобретают, где не отбываешь свой век, а живешь с интересом. Как этого добиться, обсуждали на форуме «Креативный город». «За месяц побывал в шести российских центрах, и везде люди – от мэров до простых горожан – испытывают чувство неопределенности, не видят своего будущего», – такое замечание сделал генеральный директор Национального института конкурентоспособности Андрей Шестопалов, лишний раз подтвердив: мегаполисам нужен глоток свежего воздуха, новые стратегии и цели. Особенно тревожно ощущают себя города, выросшие в эпоху индустриализации. Сейчас им никто не гарантирует сохранения. С этого начал свое выступление директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин. Точками жизни при заводах назвал он такие города. Когда уходит старое производство, их покидают доходы и люди. Пример тому – Флинт – побратим Тольятти в Америке. Автопром покачнулся, население здесь больше ничто не держит, и оно покидает дома: снесено уже более тысячи жилищ. Как остановить это бегство? Деньгами, тем более молодежь, удержать не получится. Она останется, только если дать новые ценностные ориентиры, уверен Владимир Николаевич: – Европейцы дали свои ответы на вопрос, как жить промышленным центрам, когда экономика перекочевывает в Азию. Советуют перейти на инновации, но их бум уже давно позади и пытаться повторить его – все равно, что делать инъекции умершему. Нахожу малоэффективным и резкое увеличение используемых ресурсов, и улучшение условий жизни людей, потерявших работу. Ставку нужно делать на повышение креативности городов. То есть они должны стать местом, мотивация для жизни и труда в котором – самореализация, интерес, утверждение индивидуальности. Итак, креативный город – в котором интересно. Он дает возможность для творчества, самовыражения, свободного общения и вызывает у нас теплые переживания. Таким можно назвать город, где есть историческое наследие, творческие индустрии, публичные пространства, объединяющие полис, его архитектуру, людей и, наконец, рынки и торговые центры, дающие возможность общения. Взять Хельсинки. Здесь создан район, где сосредоточены мастерские дизайна, антикварные лавки, галереи и музеи, ресторанчики, кафе и так далее. Он притягивает к себе как магнит отдыхающих и тех, кто ищет увлекательную работу, всем дает чувство удовлетворенности от проживания именно в этом мегаполисе. В Иокогаме в выходные дни тысячи людей собирает китайский квартал, в котором сконцентрированы этнические ремесла, кухня и развлечения. Подобного примера в России привести пока невозможно. Объекты исторического наследия у нас теснятся торговыми центрами, похожими на ангары, или вовсе уничтожаются, а типовая советская застройка не напоминает о корнях, не вызывает чувства привязанности и симпатии. У нас, по словам Княгинина, нет ни одной площади, парка или набережной для людей. Эти места словно специально созданы для машин или проведения официальных мероприятий. Выйти из своих четырех стен, чтобы пообщаться, отдохнуть, показать себя и свои таланты, просто некуда… Источник: газета «Городские ведомости»
|