Индекс потребительской уверенности в России медленно, но верно начинает падать — граждане начинают осознавать, что в тратах придется «ужаться». Такие выводы сделали специалисты Росстата по результатам последних исследований. Впервые за десять лет оборот розничной торговли продемонстрировал отрицательную динамику — иными словами, покупать россияне стали меньше. И это, как говорят специалисты, только начало. Как рассказала на встрече с журналистами замначальника управления Росстата Ольга Муханова, народный оптимизм, которым еще недавно мы могли похвастаться, начинает таять на глазах. 35% граждан по результатам опроса ожидают ухудшения ситуации в стране, а значит и явно неблагоприятного эффекта для своих кошельков (для сравнения — в прошлом году об этом заявили 27% опрошенных). «Больше всего негативных высказываний мы получили от молодежи, — говорит Муханова. — Хотя в прошлый раз именно эта категория заявляла, что ничего плохого не ждет». Впрочем, говорить о массовой «потребительской неуверенности» пока рано. Специалисты замечают — резкого обвала потребления не произошло, по предпочтения граждан явно изменились. Из крупных супермаркетов среднего класса клиенты начинают активно «мигрировать» в более доступные для кошелька «экономки». «В ближайшем будущем мы ожидаем изменений в структуре потребительской корзины. Наверняка будет снижаться не количество продуктов, а их качество», — отмечает ведущий экономист Центра макроэкономического анализа Игорь Поляков. Миграция клиента — вещь вполне предсказуемая, ведь цены в торговых сетях поползли вверх довольно ощутимо. По словам главы Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Белоновского, цены на импортные товары будут расти и дальше — сейчас торговые сети буквально завалены требованиями поставщиков повысить цены на продукцию. Кроме того, будет сокращаться ассортимент — закупать много видов однотипной продукции стало невыгодно. По словам Белоновского, это совсем не означает, что наступит дефицит и полки окажутся как когда-то пустыми — просто выбор станет немного скромнее и вместо тридцати видов подсолнечного масла вы увидите на прилавках всего пять. По логике вещей, как раз сейчас настает самый удобный момент для долгожданного импортозамещения. Вместо заморских деликатесов, которые стали недоступны из-за курсовой «болтанки», на прилавках должны появиться свои, российские. Однако здесь сказываются долгие годы товарной зависимости от Запада — зарубежным производителям зачастую проще выйти на наш рынок, чем фермерам из российской провинции: «Мы готовы торговать российской продукцией! Как часто мы видим по ТВ первых лиц государства, которые в какой-нибудь деревеньке пробуют сметану и говорят — как вкусно, — говорит Белоновский. — Но винить только торговлю в том, что фермер не доходит до прилавка, тоже нельзя. Но пока этот фермер соберет нужное количество бумажек, он с ума сойдет! Естественно, он предпочтет продать свой товар «с колес». Эпоха потребления подошла к концу, делают вывод эксперты, — теперь из «человека тратящего» мы все будем вынуждены превратиться в «человека экономного». По словам профессора Высшей школы экономики Никиты Покровского, страна неизбежно начинает слезать с «нефтяной иглы»: «Говоря медицинским языком, после снятия с иглы начинается ломка. Людям придется менять свои приоритеты. В будущем вместо глэм-капитализма, в котором мы жили последние годы, мы вынуждены будем перейти к принципу разумного ограничения».
|