В конце прошлой недели «Русал» потребовал созвать внеочередное собрание акционеров «Норникеля» для выдвижения в совет директоров 3 иностранцев, что, считают аналитики компании «Инициатива Консалтинг», можно расценивать как предложение государству: или контроль перейдет к государству и Олег Дерипаска получит кредит ВЭБа, или блокпакет компании уйдет иностранцам.
«Это напоминает «легкий» шантаж и попытку переложить свои долги на налогоплательщиков, - говорит ВЗГЛЯДу финансовый консультант Андрей Иртемьев. – Государство расплатится за эту помощь инфляцией, что прочувствует каждый россиянин в каждом магазине страны. Было бы более правильным и удобным просто выкупить за бесценок все проблемные активы олигарха».
«Ясно, что в «империи Олега Дерипаски происходят разнонаправленные процессы по коренной реструктуризации на фоне большой задолженности, - считает аналитик «Бюро информационной поддержки инвестиций» Леонид Радковский. - Если строительное отделение испытывает дефицит средств, то другое – дорожное – наоборот, набирает обороты и готовится к экспансии на рынке».
О серьезности намерений олигарха стать «номером 1» в строительстве дорог стало понятно после приобретения контрольного пакета акций научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИС), а затем и «жемчужины» в дорожном строительстве страны – корпорации «Трансстрой».
«Это «знаковые» приобретения, а «Трансстрой» - лучшее, что есть на рынке, - сказал газете ВЗГЛЯД директор стройкомпании «Альянс-СтройИнвест» Илья Копылов. - Институт является одним из основных разработчиков нормативной базы и строительных стандартов, по которым ведется проектирование и строительство большинства сложных транспортных объектов во всей стране, а также в СНГ. Заказчиками исследований и проектов института являются все главные «монстры» стройкомплекса России - РЖД, Метрострой, правительство Москвы, крупнейшие компании и холдинги. Именно в этом НИИ придумали и реализовали проекты спортивной арены стадиона «Лужники», Третьего транспортного кольца, Лефортовского и Серебряноборского тоннелей и многое другое».
По оценкам специалистов, приобретение научных кадров обошлось «Базэлу» в 20-25 млн долларов, причем, еще до совершения сделки было официально объявлено, что инвестиции в НИИ будут составлять десятки миллионов ежегодно. Планируемый годовой объем работ оценивается в 1 млрд рублей, что само по себе можно считать беспрецедентным в истории российских НИИ.
«Наступление» Олега Дерипаски на российские дороги идет по всем направлениям и с такой скоростью, что все остальные только успевают ставить «галочки» над упущенными возможностями и выгодными проектами», - говорит директор стройкомпании «О.С.Г.» Леонид Мальцев.
«Наступление» стало возможным после приобретения в конце прошлого года Олегом Дерипаской корпорации «Трансстрой», крупнейшей в России компании, которая специализируется на дорожном строительстве. Она была создана в 1991 году, точнее, приватизирована бывшим министром транспортного строительства СССР Владимиром Брежневым. Сегодня – это крупнейший холдинг и самые большие ресурсы, - сказал газете ВЗГЛЯД представитель корпорации, пожелавший остаться анонимным.
Напомним, что недавно премьер-министр России Владимир Путин одобрил проект стратегии развития транспортной отрасли, согласно которой до 2030 года государство потратит на нее 170 трлн рублей.
Некоторые эксперты считают, что из ежегодных 8 трлн рублей «Трансстрой» может претендовать как минимум на 50%. Таким образом, ни у кого не вызывает сомнений, что Олег Дерипаска совершил чрезвычайно выгодную покупку и вполне может претендовать на звание «главного дорожного строителя» России. Причем, кризис не только не воспрепятствовал сделке и планам, но и, наоборот, способствовал намерению правительства выделить дополнительные средства на поддержку отрасли.
Среди последних достижений «империи» - победа в тендере на строительство Западного скоростного диаметра в Петербурге, реконструкция аэропортов и строительство олимпийских объектов в Сочи, Геленджике и Анапе, сооружение порта «Морской фасад», защитных сооружений от наводнений в Санкт-Петербурге и целого жилого района, железнодорожные магистрали в Якутии и других районах Севера и Дальнего Востока.
Согласно оценке руководителя строительного сектора холдинга «Базэл» Эл Джея Махона, текущий инвестиционный портфель стройбизнеса оценивается в 10 млрд долларов.
Но, реализация всех проектов станет возможным только в случае «стратегического решения» в отношении многомиллиардных долгов «империи» Олега Дерипаски, что сегодня в немалой степени зависит от позиции правительства РФ. На этом фоне проблемы в отдельном строительном холдинге не кажутся такими уж пессимистическими.