Спасение утопающих Журнал «Секрет Фирмы» № 50(282) от 22.12.2008 Кризис радикально изменил рынок бизнес-идей. Менеджеры наконец перестали гоняться за рецептами построения "великих компаний". В 2008 году они хотели лишь одного: научиться управлять самими собой. Текст: Дмитрий Лисицин По завету Друкера Кризис 2008 года, больно ударивший по карманам бизнесменов-практиков, стал настоящим бедствием и для многих теоретиков. Бизнес-гуру, владевшие менеджерскими умами и сердцами в течение последних десятилетий, не смогли справиться с кризисным поворотом. Долгое время они были поставщиками формул и алгоритмов, которые, как верили менеджеры, помогали более эффективно управлять компаниями. Собственно, бизнес-идеи в классическом понимании — это и есть "волшебные формулы успеха": "восемь общих признаков совершенных компаний", от Тома Питерса и Боба Уотермана, "пять шагов от хорошего к великому" от Джима Коллинза и т. д. Однако за весь 2008 год не появилось ни одного блокбастера на тему "Как построить эффективную компанию". У гуру закончились формулы, а у менеджеров — вера в их чудодейственную силу. Однако тот, кто скажет, что в бизнес-мышлении наступил кризис, ошибется. Кризиса нет, просто сейчас менеджерам нужны совсем другие идеи. Главная тема 2008 года — управление самим собой. Как сказал бы классик менеджмента Адриан Сливотски, на рынке бизнес-идей произошла миграция ценности: менеджеры забросили поиски святого Грааля корпоративного управления и решили обратить внимание на свою личную эффективность. "Как мне понять клиента?", "Что мешает мне принимать мудрые решения?", "Как мне улучшить мое мышление?" — такие вопросы задавали себе руководители в течение года. "Этот сдвиг интересов — результат усложнившейся ситуации на рынке,— полагает теоретик маркетинга Том Асакер.— Сейчас никто не может дать готовых ответов, что делать. Каждый руководитель вынужден думать своим умом". Конечно, управление собой далеко не новая идея. Еще Питер Друкер говорил, что главная задача любого руководителя — управление собственной жизнью. Он полагал, что человек, не способный разобраться со своими проблемами, не имеет права заниматься менеджментом. "Успешную карьеру не планируют. Она складывается, когда люди подготовлены к благоприятным возможностям, так как знают свои сильные стороны, методы работы и ценности",— писал Друкер. Однако никогда раньше эта мысль не была настолько важной для менеджеров, как сейчас. Поэтому новые идеи не заставили себя ждать. В 2008 году их авторами были не только консультанты и профессора бизнес-школ, но еще физики, математики и даже журналисты. Одни из этих идей — методики повышения личной эффективности — старые знакомые "формулы", только предназначенные для применения не на компаниях, а на людях. У других нет прямого прикладного применения — они расширяют наше понимание того, как устроены люди и чего им не хватает для того, чтобы быть эффективными. P.S Не секрет, что компании сокращают бюджеты на обучение персонала. Но на рынке прослеживается и другая тенденция, компании, которые проводят открытые тренинги и обучающие программы, отмечают, что сократился объем участников за кого проплачивали организации, но стал увеличиваться объем клиентов, кто платит за себя самостоятельно.
|