Не так давно в ЧГУ завершился очередной городской фестиваль молодых лидеров «Цивилизация», основой которого всегда является большая экономическая и политическая игра с одноименным названием. Этот фестиваль, в отличие от всех остальных, отличался очень большим разнообразием самых различных мероприятий. Здесь были и гостевые лекции, и мастер - классы, и встречи молодежи ЧГУ с активом молодежных организаций наших городских химических предприятий, и День экономиста, и глобальную игру, и брэйн-ринг, и «Лидер – шоу», и конкурс бизнес и социальных проектов, и Фестиваль «Мир цифрового искусства» и т.д. и т.п. Понятно, что у организаторов этого достаточно масштабного действа есть желание поделиться своими мыслями о фестивале. Однако я сразу же предупреждаю, что хочу несколько выйти за рамки оценки этого мероприятия и посмотреть на него и сквозь призму него с точки зрения политики управления образовательным и воспитательным процессом в целом. Не будем впадать в позицию критики всего и вся, а распределим те плюсы и минусы, которые мы во всем этом и вокруг него видели и видим. - Нетрудно заметить, что некоторые мероприятия фестиваля имели просто-таки ажиотажный интерес и прошли «на ура» с эффективным привлечением всех имеющихся ресурсов. Несомненная удача фестиваля - блестяще проведенные два вечера, входившие в то, что мы окрестили как День экономиста. День экономиста показал, что потенциал наших студентов – экономистов очень высок и, пожалуй, до сих пор не только не использовался по настоящему, но и не рассматривался всерьез. Теперь другое дело – студенты и преподаватели экономических специальностей наглядно показали, что эта они – один из самых серьезных потенциалов ЧГУ, который надо рассматривать более пристально. - Успешно проведенный День экономиста, а до этого еще и День менеджера, с конкурсами – шоу по специальностями и обязательными концертами – корпоративными вечерами, - это очень удобная и эффективная форма объединения, воспитания и развития студентов и преподавателей любой специальности. Уже нет никакого сомнения в том, что в случае наличия инициативной группы студентов и преподавателей по этому общему алгоритму может быть проведен праздник любой профессии, которой обучают в ЧГУ. Не даром, уже до окончания фестиваля свой «профессиональный» праздник пожелали отпраздновать программисты и художники. - Точно такая же форма могла бы объединять и институты (День ИЭИ, День ГИ и т.п.) и ЧГУ в целом. В праздник профессии – специальности я бы еще включил Встречу выпускников и Конкурс преподавателей специальности, института, вуза и т.д. и т.п. Тем самым мы, культивируя корпоративный дух той или иной профессии, вместе с тем, на уровне института и ЧГУ находим такие формы взаимодействия сотрудников и студентов, которые интегрируют институты и вуз в единое целое. Кстати, для будущей конференции по качеству образования, которая должна состояться в ЧГУ в конце декабря, выдвину такой тезис – качество профессионального образования зависит от качества профессионального воспитания, а в конечном счете от качественного общения и взаимодействия студентов с преподавателями и друг с другом. У нас же говорят о чем-то другом. - Гостевые лекции и мастер-классы, которые мы проводили в День менеджера и в период проведения «Цивилизации» четко дали понять, что потенциал профессионалов город мы также не используем. Не просто в не полной мере, а используем очень слабо. То, что ребятам говорили Д.А. Афанасьев, Д.А. Шепель, С.Н. Потапов, В.Н. Ефремов – это бесценный опыт их личного и профессионального становления, который ни за какие деньги и ни на одной лекции не приобретешь. - Проведение большой экономической и политической игры убедило нас, что такого рода мероприятия как пользовались, так и пользуются большой популярностью у школьников. Что касается студентов, то здесь не все так просто. Мое личное мнение заключается в том, что развитию этого движения в вузе мешают … те стереотипы, которые у наших преподавателей сложились еще в советское время, Ну и другие предвзятые мнения, приобретенные уже в новый период. Меня поражает ситуация, когда человек, преподающий какой-нибудь ультамодный предмет рыночной направленности и считающий себя хорошим преподавателем, на практике демонстрирует такую косность взглядов, что вправе задать вопрос о том, понимает ли он вообще что преподает? Крупные игровые мероприятия и, тем более, подготовка и проведение их, а сие есть проектная деятельность, – это лучшее практическое занятие по любым предметам управленческого, экономического, предпринимательского, гуманитарного циклов, метод обучения в реальной деятельности, актуальной для личности студентов, требующие еще и последующей рефлексии. Это бесценные компетенции, которых нет даже у сложившихся профессионалов. Нет, некоторые товарищи – преподы до сих пор считают, что схоластические умствования на предмет абстрактно-далекий от реальной жизни студентов, тупое написание мегатонн никогда нечитаемых текстов, это гораздо лучше, чем практическая учебная деятельность, которая нравится студентам. И ведь как агрессивно эта позиция защищается! Главное – аттестацию пройти, а уж чего там из студентов реально выйдет – не наше дело! - «Цивилизации» и другим подобным программам нужна реальная поддержка администрации ЧГУ и институтов. Сколько можно доказывать, что мы – не верблюды, и что эта деятельность – серьезная, продуктивная, способная приносить вузу и немалые дивиденды. К слову, это прекрасно понял один человек, который называется себя Брэндом и его вуз является уже реальным конкурентом ЧГУ по различным вопросам. Он использует «Цивилизацию» для активного продвижения своего института и создания положительного имиджа. Вот, с кого пример брать надо! Правда, делает он это чисто советскими методами – без разрешения, по-воровски, украв не просто идею, а целое управленческое решение. Например, связанное с массовым привлечение классных абитуриентов с помощью сильной технологии. А мы только глазами хлопаем и стремимся выразить этому славному типу свое искреннее восхищение. - В этой связи интересен уже два года бесплодно обсуждаемый вопрос о создании Центра развития карьеры в ЧГУ. На словах – все «за!». Вот, даже, читал в университетской многотиражке, что такой Центр в ИЭИ уже существует и активно действует. Долго его искал в здании на Победы, 12, спрашивал: «Как пройти?», но так и не нашел. Извините, но День менеджера, День экономиста, «Цивилизация» и т.п. к Центру развития карьеры ИЭИ никакого отношения не имеют. Да, они делаются для этого института и с помощью некоторых отдельных преподавателей и студентов ИЭИ. Но при чем здесь администрация этого института, за исключением Н.В. Дорофеюк, которая их подготовкой заниматься вовсе не обязана?! Зачем же присваивать себе плоды чужого труда ни делая при этом ничего и, даже, делая кое-что во вред? - Думаю, что подобный Центр надо создавать в структуре Объединения студентов ЧГУ. Тогда бюрократии и препонов будет поменьше, а свободы, творчества и продуктивности – побольше. Ясно, что со студенческим самоуправлением надо работать и ясно, что там должны быть не только зачастую довольно хилые студенты – управленцы, но и зубры, которые могут толково направить толковую деятельность студенческих коллективов в толковое направление. Пока же, мы видим, что многие потенциалы студенчества ЧГУ (например, связи с молодежными активами предприятий) создаются, но не используются или используются очень неэффективно. - И еще момент. В последний день фестиваля к нам пришло очень большое количество школьников, желающих продолжать сотрудничать с нами. Им не нужны т.н. подготовительные курсы (по крайней мере не для этого они пришли!). Им нужно качественное общение и взаимодействие с нами. А как это сделать? Создавать Клуб старшеклассников в ЧГУ? Школу лидеров? Как?!
|