Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУПонедельник, 20-Мая-2024, 11.24.09

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Разное [152]
Широка страна моя родная.... [43]
Успешный менеджер. Кто он? [94]
НИД кафедры [36]
Научно-исследовательская деятельность кафедры

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » Успешный менеджер. Кто он?

Голубая мечта поэта
Как все в этой жизни странно,
И как все не понятно мне!
Как все в этой жизни устроено?
Что я делаю на этой Земле?
Никакие науки не могут
Этих тайн для меня раскрыть,
Они мне ничем не помогут,
Не подскажут как дальше жить.
Никакие законы Ньютона
Не помогут мне в трудный час,
И теория Дарвина - это
Безнадежный бреди и пустяк.
Так зачем же все эти науки?
Так зачем я всю жизнь учусь?
Умираю на паре от скуки,
Получаю на практике "плюс"?
Каждый день нас чему - то учат,
Каждый надо чего - то зубрить!
И один вопрос сердце мучит:
Почему же нет времени ЖИТЬ?

Из студенческого фольклора

Наше вузовское образование, в той форме, в котором оно существует, представляет собой железные оковы на теле стремительно развивающегося общества и потребностей людей и организаций его населяющих. Мы не успеваем в погоне за динамичным социумом и при такой системе работы просто не сможем успеть за ним никогда. Давайте разберемся с этим спорным, наверное, высказыванием по - существу.

Блуждающий разум, которому не за что зацепиться

В российском вузе человека к получению им профессии готовят лет пять. Готовят, как известно, очень своеобразно. Девяносто девять процентов учебного времени студента занимают всякого рода лекции, письменные работы и подготовка к сдаче экзаменов. Реальными навыками, кроме системно даваемых представлений о работе в библиотеке с литературой и стихийно получаемых навыков выживания, когда нужно любой ценой «сдавать, а нечем», студенты в стенах вуза не овладевают. Ладно, там математикам, для профессионального совершенствования которых может быть достаточно палочки и песка на пляже. А всем остальным? Да, в учебные планы многих вузовских специальностей включены дисциплины практического плана. Например, для экономистов – «бухгалтерский учет», для специалистов по связям с общественностью – «основы журналистского мастерства» и т.д. и т.п. Но, положа руку на сердце можем ли мы сказать, что пройдя в течение семестра подобного рода курсы студенты овладевают искусством создавать общественно ценимый конкурентоспособный продукт. Уже здесь и сейчас. Пока тот же будущий «пиарщик» не научится лучше, чем подавляющее число реально работающих в этой сфере профессионалов, писать «пресс-релизы», он не заработает своей будущей профессиональной деятельностью ни копейки. Без реальной, а не формальной практики никакого серьезного профессионального развития не происходит. Человек, выражаясь языком «асушников», превращается в «ходячую базу данных», бесполезных и потому тяготящих. Жесткая прессинговая образовательная система «валит и валит» человеку разного рода информацию, сведения, подходы, картины мира ученых от «греков до наших дней» которые он просто не в состоянии ни осмыслить, ни переварить. В профессиональной плане, требующим некоей устойчивости сознания и деятельности, единства теории и практики, люди не растут.

Ярмо будущей профессии

Это, так сказать, одна сторона проблемы современного российского обучения. Вторая сторона не менее интересна и одиозна. Предположим, человек не смог поступить на какую-нибудь модную «навороченную» специальность. Пришлось идти в педагоги, скажем, в учителя начального обучения. Специальность, которая в том же Череповце уже не пользуется каким-либо серьезным спросом, как лет двадцать назад. Если не сказать, что спрос на нее вообще отрицательный!
И что же? Человеку надо ставить на себе крест. Или пять лет, как выражаются остряки от образования, получать «общее высшее образование» забесплатно, а затем, когда дело будет сделано, учиться еще столько же, получая «нормальное» образование, которое, вроде бы, котируется на рынке труда. Выбранная (или вынужденно выбранная) специальность высшего образования – это, по нашим временам, своеобразное ярмо, которое не дает человеку сделать ни шагу влево, ни шагу вправо. Он должен стисну зубы, безо всякой мотивации и со смутными жизненными перспективами, делать то, что ему глубоко неинтересно и никогда не пригодиться в будущем.
Извините, пожалуйста, а зачем весь этот мазохизм? Пять лет плыть против течения, неизвестно куда и зачем, а затем все получать по новой, в тех условиях, когда сверстники, взявшие нужную высоту с первой попытки, уже далеко ушли вперед и «заколачивают деньги» не на учебу, а на жизнь.
Любители образовательного «садомазохизма» скажут, что в этом что-то есть. Ведь человек, однозначно получивший в юности психологическую травму социальной несостоятельности, возможно будет в последующей жизни, изо всех сил компенсировать полученный комплекс. Но будет ли? И какой ценой?! Ценой материальных потерь, ценой крушения личной жизни. Еще чем?

Что делать?

Государственная система высшего образования, и это она, всей своей практической составляющей, ежедневно доказывает. Например, готовят ребят по специальности экономист металлургической промышленности. Но востребованность этой профессии на ОАО «Северсталь» близка к нулю и студентов на предприятии встречают, соответственно, весьма прохладно. Но в вузе «додавливают» - таков госстандарт и даже если ты уже и сам принял решение, что это не твое, ты должен, хотя это в принципе вообще никому ненужно (ответственного за это решение ведь не найдешь!), терпеть муки бессмысленного времяпровождения до конца.
Что делать? Ведь с этим монстром, Госстандартом, не поспоришь. Ситуация меняется медленно, а революционеры, желающие и, подчеркну, могущие взорвать этот неповоротливый монумент советской образовательной системы, у которой все еще миллиарды ортодоксальных защитников, и предложить что-то свое, еще не родились. Или я их не видел, не встречал.
Выход, пока, наверное, один – в создании таких гибких, матричных систем подготовки специалистов в области высшего и дополнительного образования, которые могли бы, если не исправить полностью, то хотя бы откорректировать в лучшую сторону профессиональный и в целом жизненный путь человека, оказавшегося, по разным обстоятельствам, не в лучшей ситуации. Да, честно, говоря, наверное и вообще нет в мире тех людей, которые бы не хотели без тех же пятилетних мучительных затрат энергии и сил, помимо своей «обязательной» первой профессии получить вторую. Которая, вполне вероятно, и будет кормить тебя всю оставшуюся жизнь.

Центр развития карьеры

Вы поняли, о чем я говорю? В реальной практической жизни есть сферы занятий, которые, нужны всем и обучать которым только в стенах вуза, бессмысленно. Навскидку, это профессии предпринимателя, менеджера, журналиста, бухгалтера и т.д. и т.п., помогающие реально и эффективно устроится в не самом лучшем из миров.
- Но ведь существуют разного рода курсы, - скажете вы. – где как раз этим специальностям и обучают за два – три месяца.
Мы говорим о другом! Мы говорим о системе, которая бы существовала внутри одного крупного или нескольких вузов, которая бы не только давала какой-либо системный образовательный продукт и, по - существу, дублировала бы получение высшего образования. Мы говорим о системе профессионального роста студентов, которая бы комплексно и целенаправленно занималась бы их профессиональным становлением и развитием. Держала бы в центре своего внимания не «госстандартовский», а «личностный» момент, готовила бы к жизни человека реально понимающего откуда, куда и зачем он идет, сознательно погружающего себя в пучину того или иного проекта. Например, предпринимательского, управленческого, консалтингового, маркетингового и т.д. и т.п. ЕЕ мы называем Центром профессионального развития, Центром развития карьеры. Можно назвать, наверное, как-то иначе, лишь бы была схвачена самое суть. А она «есмь» - рефлексивная система управления студентом своим обучением, точнее профессиональным и личностным развитием. Система, которая учит его учиться, применять свои знания на практике, «продавать» себя, работать в команде и с людьми в рамках каких-либо проектов, учит целенаправленно жить и, одновременно, чувствовать себя членом какого-то серьезного молодежного и профессионального сообщества. А не понятно зачем блуждающим в вузовских коридорах атомом.

Куда идти, куда податься?

Вообщем, идея, кажется, ясна. Проблема разве заключается только в том, каким образом ее можно воплотить и как ее можно внедрить, опустить в реально существующую модель вуза, которая может ее, не только не принять, но и реально отвергать, воспринимать как самого настоящего конкурента и врага. Жили, жили, никому не мешали, не тужили. А тут лезут со своим уставом в чужой монастырь!
Что же, сомнения резонны. Конкретно подобная модель Центра профессионального развития студентов, или Центра карьеры, видится нам следующим образом. С одной стороны, есть поток школьников, которые, прежде чем получать какие-то специальные знания, нуждаются в серьезной профориентационной и, прежде всего, психологической профориентационной поддержке. Они должны если не на рациональном, то, хотя бы на эмоциональном уровне почувствовать смыслы и мотивы будущей профессии для себя и увидеть в ней своре призвание. Эта подсистема Центра развития карьеры может работать совершенно в разных режимах, начиная от проведения различных тестирования, игр и конкурсов для школьников и кончая созданием школ подготовки при институтах или факультетах вузов, а также профильных классов при школах города (например, будущих экономистов, менеджеров, журналистов), а также школьных клубов, первейшим направлением деятельности которых является самопрофориентация школьников, их целенаправленное активное движение к получению будущей профессии.
Далее, центр работы переносится в вуз (ы). Здесь, на наш взгляд, важно дифференцировать первые два курса, третий и четвертый с пятым. На первых курсах Центр занимается развитием и шлифовкой образовательных способностей студентов, созданием такой их модели мира, которая, наряду с рациональностью, экономизмом мышления, предполагала бы и индивидуальное осмысление существующей вокруг действительности, целесообразность своего поведения в социуме, общественную активность, первый опыт самостоятельной работы с людьми. Например, с теми же школьниками. Короче говоря, их активно и по мере необходимости и собственного желания, учат планировать, думать, осуществлять, говорить, писать, убеждать, инициировать и вести за собой. При этом, естественно, отслеживая движение «вперед и выше».
Выпускные же курсы должны, по нашему разумению, все более уходить в лоно своего будущего профессионализма, учиться быть предпринимателями, менеджерами, «пиарщиками» и маркетолагами, хозяевами своей собственной судьбы. Их удел – участие в серьезных самостоятельных и с помощью менторов, практических проектах: работа с проектированием бизнес - организаций, созданием и внедрением бизнес-планов, консалтинг, образовательная деятельность и т.д. и т.п. Как всегда огрубим сказанное. Их учат самостоятельности, быть самодостаточными, практически состоятельными.
И, наконец, венчают всю систему Центра развития карьеры выпускники, тоже имеющие свои специфические потребности и нуждающиеся в дальнейших контактах с вузом. В рамках деятельности этого Центра они могут не только осуществлять обратную связь с подготовившими их людьми, но и обмениваться ценной информацией по адаптации к поствузовской жизни друг с другом, с профессионалами этого сегмента рынка (теми же агентствами по трудоустройству), позволяющими им сделать, если это нужно, важный тактический маневр в собственной будущей карьере.

Категория: Успешный менеджер. Кто он? | Добавил: DL024 (09-Января-2009)
Просмотров: 421 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024