Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУСуббота, 18-Мая-2024, 09.38.25

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Разное [152]
Широка страна моя родная.... [43]
Успешный менеджер. Кто он? [94]
НИД кафедры [36]
Научно-исследовательская деятельность кафедры

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » Широка страна моя родная....

Путешествие в Андогские села

Было бы большой несправедливостью, если бы 16 октября, в день когда более чем сотня студентов и преподавателей ЧГУ, намерены были посетить андогские села, Перун и его приятели по небесной канцелярии, вконец испортили бы прекрасную солнечную погоду, которая стояла на Вологодчине почти всю первую половину октября. Но накануне путешествия все именно к этому и шло. С самого начала субботнего утра лил мерзкий мелкий осенний дождь и дул холодный ветер, пронизывающий до костей отвыкшее от холода и привыкшее к комфортному теплу этой осени тело. Однако в воскресенье все было уже иначе. Пускай стало очевидно, что прежнего тепла нам теперь не видать, как своих ушей, но ни дождя, ни ветра утром, как по заказу, не было. И по всему было видно, что и не будет.

Жизненный круг

Мы выехали в Андогу двумя автобусами по традиции, сопровождаемые вереницей автомобилей со студентами за рулем и в салонах машин. В Кадуе, ввиду многочисленности «интуристов» нам пришлось разбиться на группы. Первая, возглавляемая заместителем директора ИЭИ по воспитательной работе Н.В. Дорофеюк, отправилась на экскурсию в краеведческий музей, а вторая, возглавляемая мной и «аборигеном» из этих мест, доцентом кафедры менеджмента ЧГУ Валентиной Александровной Неробовой, потопала в сторону Филиппо-Ирапской церкви, расположенной не так далеко от музея, почти рядом со зданием администрации Кадуйского района.
Созданная из дерева Филиппо-Ирапская церковь, удивительное сооружение, больше похожее на русский теремок из фильмов-сказок Александра Роу, первенец строительства духовных культовых сооружений в поселке. Несмотря на относительную юность, эта церковь уже успела за годы своего существования поменять собственное название. Раньше, кажется, она называлась Благовещенской (?). О значении храма в жизни верующих людей нам рассказала матушка Людмила:
- Мы приходим к Богу, как правило, тогда, когда нам очень плохо. И вот церковь – это место общего обращения к Господу. Когда один человек молится или много – кому слышнее? И вот именно здесь люди соединяются в общей молитве.
Весь «жизненный круг» русского человека, окружавшую его домашнюю обстановку, предметы быта, одежды, различную утварь, технические приспособления для изготовления предметов изо льна и кожи, продемонстрировали нам во время экскурсии в кадуйском краеведческом музее. Увидели мы и знаменитые будимировские горшки, о которых нам говорили в наше первое путешествие в андогские села, которое состоялось в начале июня этого года. Все-таки не столь часто бывая в музеях, каждый раз узнаешь что-то прелюбопытное. Вот, например, один из нескольких удививших меня фактов: оказывается, в северных русских деревнях сеяли исключительно мужики, при чем, как полагается при зачатии ребенка – в чем мать родила. Черед баб наступал позже, по осени. Они только убирали выращенный в полях урожай.

Кадуйские узоры

Вслед за краеведческим музеем нас ждала обзорная поездка по Кадую и Филиппо-Ирапский монастырь. В этой поездке гостей из Череповца сопровождал директор Кадуйского краеведческого музея, бывший учитель средней Андогской школы Геннадий Васильевич Загребин.
Оказывается Кадуй бывшая комсомольско –молодежная стройка. Город, точнее поселок городского типа, исторически складывался из 12 разбросанных на этой территории деревень. Название Кадуй в переводе с вепсского можно трактовать как «можжевеловый куст». Однако этимология слова «кадуй» пока еще точно неизвестна и поэтому есть и другие трактовки названия этого заметного в Вологодской области населенного пункта.
Мы трясемся в автобусе. Старая часть Кадуя закончилась. Начинают мелькать такие знакомые череповецкому глазу пятиэтажки. Вот улица Энергетиков, самая фешенебельная «стрит» поселка. Слева от нас возвышается «Дерево влюбленных», которое по традиции украшает перед свадьбой начинающая строить свою семейную жизнь передовая кадуйская молодежь. За улицей Энергетиков открывается величественное здание другой, и может быть самой известной, кадуйской достопримечательности, Череповецкой ГРЭС. Не так уж и патриархален Кадуй, как казалось поначалу! Жаль, не довелось нам в этот раз посмотреть рыбное хозяйство известной далеко за пределами поселка фирмы «Диана». Говорят, что разводимую здесь рыбу в огромных количествах вывозят в рестораны Москвы и Питера для последующего поглощения ее тамошними денежными воротилами. Местным жителям дорогая кадуйская рыбка пока не по зубам.
Вместе с тем не так давно в истории Кадуя все могло сложится совсем иначе.
- До войны, - говорит Геннадий Васильевич, - у нас собирались строить целлюлозный комбинат, как в Соколе. Но война все эти планы обрушила. Методом ударной комсомольско-молодежной стройки построили ГРЭС. И теперь у нас хоть воздух чистый.
Вот за окном мелькают стройные ряды кирпичных коттеджей.
- Это собственность тех, кто в начале 90-х обладал возможностью, что-нибудь для себя отхватить. – комментирует наш экскурсовод. Все, Кадуй позади и наш караван движется дальше, по дороге в андогские села, с обоих сторон облепленной елями, соснами, березками и мелкими речушками.

Пустынь

Филиппо-Ирапский монастырь встретил нас особой осенней тишиной и возводящимися рядом со зданием монастыря какими-то постройками «новорусского типа». Мы уже в который раз слышим легенду о неразумном князе Шелешпанском, отказавшем в приюте Филиппу Ирапскому и погибшему от своей недальновидности и внезапного сумасшествия, обуявшего собственного коня, сбросившего седока прямо на острый камень.
Сейчас за монастырем присматривает бывший психиатр Тонков. Сказать, что постройки монастыря разрушаются нельзя. Но, конечно же, сам монастырь далек от идеального состояния. В лучшем случае можно сказать - он просто «влачит существование». Жизни, ни православно – религиозной, ни культурно – исторической в нем самом и вокруг нет никакой. Разве какая-то мелко хозяйственная. Нам рассказали, что не так давно одна из построек монастыря просто сгинула в огне пожара. Одна из версий новой напасти – месть местного населения за ликвидацию психоневрологического диспансера. Ведь были времена, когда больных людей можно было за сигаретку привлечь к ремонту домов, пахоте или уборке урожая.
Думает ли кто-то серьезно о возрождении? Похоже, кроме нас, пока никто. Еще в Кадуе матушка Людмила по поводу идеи возрождения Филиппо-Ирапского монастыря сказала примерно следующее:
- Старое поколение уходит. У нас на возрождение святынь сил уже и нет. И было бы очень хорошо, если бы молодое поколение подхватило этот импульс и реализовало на Андогской земле все ваши идеи.
Добавлю, что некоторые представители череповецкого прихода тоже вполне лояльно относятся к возрождению святой обители. Однако при этом замечают, что монастырь может экономически оказаться несостоятельным, если его не будут посещать, а значит и кормить, местные жители. И здесь все упирается в них. Впрочем, многое зависит от того, с какой стороны на проблему посмотреть. Ведь не в безвоздушном пространстве находится монастырь. И многое, если не все в судьбе Филиппо-Ирапской обители зависит от того, оживет ли Андога, будут ли селиться, строиться и рождаться здесь люди.

Праздник дружбы

Триумфально, как долгожданных гостей, нас встречали в Андогской средней школе. Сама школа существует в Никольском уже более сотни лет. С 1999 года школе присвоен статус районной площадки по теме «Школа с этнокультурным русским компонентом». С тех пор ее принято называть Русской. В школе очень много предметов и факультативов непосредственно завязанных на русский этнокультурный компонент. Это и: «Русские имена на карте мира», «Русский воин», «Русская словесность», «История русской культуры», «Русские народные промыслы» и многое другое. Сильная сторона Андогской школы – наличие кружков по русским народным промыслам. Ребят учат ткачеству, вязанию крючком, вышивке, резьбе и росписи по дереву, лоскутному шитью, плетению из ивы, соломки и бересты.
Когда первая из наших групп подтянулась к двухэтажному зданию школы, на крыльцо высыпали преподаватели и школьники во главе с директором Людмилой Александровной. Студентов, которых в университете шпыняют из угла в угол за ненадобностью, в Андоге встречали хлебом – солью!
- Пусть эта встреча не будет последней, чтобы чаще делились мы опытом ценным! – пели учителя.
Студентов быстренько разбили на несколько групп. Показали музей, где с одной стороны находятся предметы прошлого, а с другой рисунки, поделки современных андогских детей. Возможно, никаких особо выдающихся экспонатов в музее пока нет. Но, самое ценное, что музей живет активной жизнью, в нем проводятся уроки, факультативы, кружки. «И нет, - по словам директора Молодежного центра ЧГУ Ирины Розовой, тоже путешествовавшей с нами, - того гнетущего чувства остановившейся жизни, которое обычно возникает при посещении большинства музеев». Можно пойти дальше и, увы, со знанием дела утверждать, что в плане оформления своих аудиторий и рекреаций Андогская средняя школа с количеством в 135 душ на порядок обогнала Череповецкий государственный университет с его десятитысячным контингентом.

Из предложенных педагогами школы мероприятий самым большим успехом пользовались русские народные игры и забавы, которым андогских детей учат, начиная с первого класса. Вот пример одной из игр. На скамейке сидят играющие. Перед ними стоит парень или девчонка. Ведущий поет:
«Прянишна доска
Целого пенька,
Целого пенька,
Сбрось-ка паренька»
После этих слов стоящий игрок подходит к кому-либо из сидящих и топает ножкой. Тот должен вскочить и играющие обегают скамью кругом. Кто успел, занимает свободное место, а менее прыткому не остается ничего другого, как удовлетвориться позицией того, кто только что топал ножкой.
После того, как все достопримечательности Андогской школы были осмотрены, студенты, преподаватели и школьники собрались в Актовом зале и долго-долго, а также искренно и с вдохновением рассыпались в любезностях и обменивались номерами художественной самодеятельности. В конце встречи, директор школы Людмила Александровна, видимо обладающая недюжинными организаторскими способностями и великолепной харизмой, собрала всех присутствующих в большой школьной рекреации, построила в круг и, буквально, дирижируя толпой, просто таки заставила спеть этим огромным и нетренированным хором почти в полторы сотни ртов и глоток несколько проникновенных песен. Тут же педагоги школы угощали студентов и преподавателей ЧГУ арбузами и специально спеченными к нашему приезду пирогами с картофелем и яйцом. Думаем, что удалась и совместная фотография на школьном крыльце всех побывавших на этом празднике дружбы.

Увы, мы так и не успели побывать на берегу Андоги, где, по сложившейся 25-летней традиции, клуб старшеклассников Андогской школы под названием «Лира» проводит свои вечера и праздники, а мы собирались провести фестиваль частушки. Не удалось нам и заложить первый камень в основание памятника Будимиру – основателю деревни Будимирово, родины нашего знаменитого на весь ИЭИ преподавателя. Однако небольшой десант, состоящий из преподавателей и студентов, в Будимирово все-таки высадился. Не надолго, всего на тридцать минут. Пообщаться с коровами, посмотреть на легкий бег юркой реки Шулмы, посетить отеческий дом Валентины Александровны, поднять чарку-другую за здоровье, долголетие и процветание живущих в нем хозяев.

Категория: Широка страна моя родная.... | Добавил: DL024 (21-Января-2009)
Просмотров: 1307 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024