Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУЧетверг, 16-Мая-2024, 16.37.33

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Разное [152]
Широка страна моя родная.... [43]
Успешный менеджер. Кто он? [94]
НИД кафедры [36]
Научно-исследовательская деятельность кафедры

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » Разное

Homo legens в пространстве вуза: представление проекта
Изучение чтения в пространстве высшего учебного заведения имеет важное значение, так как чтение для современного студента по-прежнему является важнейшим средством образования и самообразования, способствует росту его профессиональной подготовки.
В связи с этим в НТГСПА в 2004 г. был разработан проект "Homo legens в пространстве вуза", основной целью которого является изучение культуры чтения студентов и выработка программы ее корректировки, повышения до уровня, отвечающего требованиям современного общества.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: установление связей с организациями и отдельными лицами, занимающимися проблемами чтения, как на региональном, федеральном, так и на международном уровне; проведение социологических опросов студентов; выявление уровня читательской культуры студентов; выработка рекомендаций для студентов, кураторов, сотрудников научной библиотеки, направленных на повышение уровня культуры чтения; проведение научного семинара с приглашением заинтересованных специалистов.
У научной библиотеки НТГСПА накоплен опыт активизации интереса студентов к досуговому чтению, которым и делятся авторы.
Ключевые слова: чтение, досуг, студенты, научная библиотека вуза, пиар-акции.
Изучение чтения в пространстве высшего учебного заведения имеет важное значение, так как чтение для современного студента по-прежнему является важнейшим средством образования и самообразования, способствует росту его профессиональной подготовки.
Чтение - это уникальный феномен культуры, который связан как с индивидуально-психологическими особенностями личности, так и социально-экономическими факторами общественной жизни. Оно выступает технологией интеллектуального воспроизводства в обществе.
Чтение студенческой молодежи вызывает особый интерес в связи с тем, что сегодня в центре внимания не только ученых и педагогов, но и общественности стоят проблемы подготовки специалистов. В любом вузе будущий специалист получает необходимый "набор" профессиональных знаний и умений. Этому способствуют высокопрофессиональные педагоги, изучение предметов гуманитарного цикла - философии, культурологии, иностранного языка и других, расширяющих общий кругозор студента, определенная воспитательная работа. Однако, несмотря на достаточно стройную систему образования подготовки российского гражданина к предстоящей работе, в последнее время вошло в обиход понятие "функциональная неграмотность". Явление это достаточно новое, поэтому усилия ученых сводятся пока к его исследованию и описанию [1].
Тревога общественности о падении культуры чтения неслучайна. Информатизирующееся общество предъявляет новые требования ко всем специалистам, но особенно к специалистам в области образования, поскольку именно от них зависит образовательный уровень общества в целом. Информационное общество требует обеспечения адекватности образования возросшему объему информации. В современном обществе изменилась модель образования. На смену парадигмы "поддерживающего" или "просветительского" образования, пришла инновационная парадигма, важнейшей составляющей которой стала идея "образования в течение всей жизни" или непрерывного образования.
Реализация идей непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования - противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период образования. Это противоречие заставляет уделять более пристальное внимание читательской культуре студентов.
В связи с этим в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (НТГСПА) в 2004 г. был разработан проект "Homo legens в пространстве вуза", основной целью которого является изучение культуры чтения студентов и выработка программы ее корректировки, повышения до уровня, отвечающего требованиям современного общества.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: установление связей с организациями и отдельными лицами, занимающимися проблемами чтения, как на региональном, федеральном, так и на международном уровне; проведение социологических опросов студентов; выявление уровня читательской культуры студентов; выработка рекомендаций для студентов, кураторов, сотрудников научной библиотеки, направленных на повышение уровня культуры чтения; проведение научного семинара с приглашением заинтересованных специалистов.
С целью выявления уровня культуры чтения студентов НТГСПА было проведено анкетирование 355 студентов 8 факультетов I - V курсов дневного отделения (из них 64 юноши и 291 девушка). Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы о чтении студентов НТГСПА.
Несмотря на мощное воздействие "электронной революции", студенты сохраняют живой интерес к чтению. Почти четверть опрошенных заявила, что практически каждый день им удается что-то почитать для развлечения и подготовки к занятиям, для саморазвития - лишь 9%. Не так часто 3 - 4 раза в неделю для развлечения читают 23% опрошенных; для подготовки к учебным занятиям - 36%; для саморазвития - 20% опрошенных. Один раз в неделю по тем же параметрам читают соответственно 28%, 27% и 30% ответивших на вопросы анкеты. К сожалению, встречаются и такие, кто практически никогда не читает (3%). Невысокая доля чтения, как источника для саморазвития, возможно, объясняется тем, что чтение студентов становится все более прагматичным, деловые мотивы доминируют даже при чтении художественной литературы, что связано с выполнением учебных заданий. Опираясь на полученные ответы студентов, можно сделать вывод, что роль досугового чтения снижается. Это связано с тем, что среди различных способов проведения досуга на первое место в настоящее время выходят общение с друзьями, просмотр видео и ТВ.
При анализе времени, которое студенты уделяют чтению, результаты оказались более отрадными: более половины студентов посвящают чтению больше часа; до часа читают 34% опрошенных; до получаса - 9% студентов.
Судя по полученным в ходе исследования ответам, более четверти студентов (38% опрошенных) отнесли себя к категории людей, которые любят и читают книги с удовольствием. Хотя велика доля студентов, которые читают, когда не имеют возможности иначе провести свободное время (26% опрошенных) и читающих книги только по необходимости (29%). Возможно, что вопросы, связанные с самооценкой, показывают несколько завышенные результаты. Подобная ситуация прослеживается и при опросе других возрастных категорий. Это связано, по мнению исследователей, с желанием выглядеть более презентабельно, соответствовать одобренным в обществе образцам поведения [2]. Таким образом, только 50 - 60% студентов НТГСПА читают постоянно и регулярно, остальные читают в основном урывками.
Источники текстовой информации, получаемой студентами, различны. Книги, брошюры, журналы находятся в числе наиболее используемых источников (для 70% ответивших);. 15% студентов получают текстовую информацию в виде ксерокопий статей, фрагментов книг; 20% опрошенных пользуется текстами в электронном виде. Последнюю цифру можно объяснить тем, что в НТГСПА созданы условия для получения этой информации: почти на всех факультетах есть кабинет информатики, компьютеризирована научная библиотека НТГСПА, увеличилось количество студентов, имеющих дома свой компьютер.
Важно отметить, что кроме учебной литературы студенты читают и художественную литературу. Пристрастия студентов к различным жанрам распределились следующим образом. Любят читать фантастику 30% опрошенных, детективы - 35%, исторические произведения - 38 %, современную литературу - 36%, стихи - 15%, жизнеописания - 13% опрошенных. Присутствует интерес к приключенческой литературе, справочной и религиозной литературе, психологическим романам и классике. В целом набор достаточно традиционен не только для студентов, но и других возрастных категорий, но следует отметить, что в число читаемых жанров попали стихи и жизнеописания, хотя в среде библиотекарей бытует мнение, что это нечитаемые, не пользующиеся спросом, жанры литературы [3].
Резюмируя полученные данные, можно сделать вывод, что сегодня в читательской культуре студентов происходят изменения. Постепенно развивается прагматичное отношение к чтению. Среди мотивов обращения к чтению преобладают в студенческой среде учебные и познавательные. На формирование читательской культуры студентов оказывают влияние компьютерные технологии, средства массовой информации, Интернет-культура. Между тем развитию интеллекта, личностных качеств читателя способствует досуговое чтение, под которым понимается "чтение в связи с личным интересом, для отдыха, развлечения" [4]. Поэтому важно активизировать интерес студентов именно к этому виду чтения.
У НБ НТГСПА накоплен опыт, которым мы хотели бы поделиться. Для студентов (неисторических специальностей), изучающих историю Урала, по инициативе авторов уже несколько лет подряд проводятся лекции-обзоры "Внеклассное чтение по курсу "История и культура Урала"". Такая форма проведения учебного занятия предполагает "живое" общение с книгой, что активизирует читательские интересы и помогает сформировать круг досугового чтения по теме учебной дисциплины.
Библиотека умело сочетает традиционные формы с поиском и внедрением инноваций.
Тематические книжные выставки, обзоры литературы объединяются в большие комплексные мероприятия. Так, например, читательской конференции "Круг чтения тагильчан в прошлом и настоящем" предшествовали подготовительные мероприятия: анкетирование с целью выяснения читательских интересов студентов, беседа у выставки "Круг чтения тагильчан в XIX в.". Конференцию сопровождала слайд-презентация.
Живой интерес как у студентов, так и преподавателей вуза вызвал кураторский час "Великая Отечественная война в художественной литературе XXI века", на котором был предложен обзор новых рассказов, повестей и романов, опубликованных в "толстых" литературных журналов ("Дружба народов", "Новый мир", "Иностранная литература").
Уже второй год сотрудники научной библиотеки вуза совместно со студентами филологического факультета (отделения "Связь с общественностью") проводят пиар-акции к Всероссийскому дню библиотек.
Так, в 2004 г. были проведены три акции. Проект "Почта радости" позволил получить не только поздравления в честь праздника, но и конкретные рекомендации по улучшению комплектования фонда современной художественной литературой. Акция "Цвета радости" помогла поощрить самых активных читателей и посетителей библиотеки. Участники акции "Представь любимую книгу" в творческих работах презентовали свои любимые книги.
27 мая 2005 г. в библиотеке прошла акция "Счастливый купончик", по результатам которой были награждены любители чтения художественной литературы. В течение апреля - мая 2005 г. читатели вместе с книгой получали купон, в котором им предлагалось оставить отзыв о прочитанном. Анализ полученных отзывов позволяет сделать следующие выводы. Большинство книг (83 wacko студенты прочитали на досуге, для души, а 17 % книг прочитаны по программе филологического факультета. Какие авторы оказались особенно популярными в студенческой среде? Это классики зарубежной (В. Гюго, Г. Сенкевич, Сервантес, Р. Роллан, Р. Толкиен) и отечественной литературы (Н. Гоголь, Л. Толстой, Ф. Достоевский, В. Набоков, А. Солженицын) (50 %), авторы детективных (Ю. Шилова, Д. Калинина, Т. Полякова) и любовных романов (Д. Макнот, Р. Хогстейн) (50 %). Некоторые отзывы были похожи на небольшие эссе, посвященные любимому произведению или автору. "Его романы, - написала одна участница акции, - трудно трактовать с привычной точки зрения, но очень много можно извлечь из них полезного для себя, если получится сориентироваться в художественном пространстве Набокова, понять его и оценить его иронию, его иллюзии, его героев, его пародии, игру слов и образов". Хочется верить, что проведенная акция увеличит количество поклонников художественной литературы.
В заключении отметим, что авторы проекта "Homo legens в пространстве вуза" будут признательны всем, кто заинтересован проблемой чтения современной молодежи и готов поделиться опытом работы. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить тех, кто уже откликнулся на наше предложение о сотрудничестве: Н. А. Стефановскую - к.с.н., доцента кафедры библиотечно-информационной деятельности Тамбовского государственного университета и М. А. Полищук - к.ф.н., доцента кафедры "политологии, социологии и права" Ижевского государственного технического университета, главного библиотекаря по социологии Муниципальной центральной библиотеки им. Н. А. Некрасова.
Приглашаем принять участие в научном сборнике "Homo legens в культурном пространстве России в прошлом и настоящем", выпуск которого планируется на 2006 г. Информационное письмо прилагается.

Используемая литература:
1.Вороничева О. В. "Помедлить над строкою" (особенности чтения в зеркале вузовской библиотеки) // Библиотековедение. 2003. №6. С. 56.
2.Стефановская Н. А. Портрет современного читателя. Чтение как духовная ценность // Библиотечное дело. 2004. №11. С.7.
3.Рыжкова О. В., Спешилова И. Ю. Читательская культура современного студенчества (по материалам НТГСПА) // Человек в мире культуры: межвузовский сб. науч. и науч.-метод. тр. Екатеринбург, 2005. С. 213.
4.Борисенко Н. Что они читают без нас? // Литература: прил. к газете "Первое сентября". 2005. №4. С. 42.

Контактная информация:
Рыжкова Ольга Васильевна, к. и. н., доцент, НТГСПА, кафедра Отечественной истории, тел.: 3435 25-75-22, факс: 3435 25-48-00. Круг научных интересов: археология Урала, духовная культура древних обществ, история культуры Урала. Преподаваемые курсы: "История первобытного общества", "История и культура Урала". Публикации:Рыжкова О. В., Спешилова И. Ю. Читательская культура современного студенчества (по материалам НТГСПА) // Человек в мире культуры: межвузовский сб. науч. и науч.-метод. тр. Екатеринбург, 2005. С.212-215; О. В. Рыжкова, И. Ю. Спешилова, О. В. Шабаршина HOMO LEGENS: подходы, источники и опыт исследования // Тагильский вестник: Из истории образования на Урале: историко-краеведческий альманах. Вып. 4. Нижний Тагил, 2005.Шабаршина Ольга Викторовна, зам. директора научной библиотеки НТГСПА, тел.: 3435 25-64-44, e-mail: lib@ntspi.ru. Круг научных интересов: книжная культура Урала. Преподаваемые курсы: Информационно-библиотечная культура личности. Публикации: Книги "горного гнезда" // Мир библиографии. 2004. №3; Роль вузовской библиотеки в изучении региональной культуры // Человек в мире культуры: межвузовский сб. науч. и науч.-метод. тр. Екатеринбург, 2005.

Категория: Разное | Добавил: DL024 (07-Января-2009)
Просмотров: 792 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024